Джон Уилер-Беннет
Брестский мир.
Победы и поражения советской дипломатии ЦитатаПлан «колонизации» России был предложен доктором Шахтом на конференции в Риме в 1932 г, еще до прихода Гитлера к власти; этот же вопрос был вновь поднят в знаменитом меморандуме Гинденбурга, представленном на Всемирной экономической конференции, состоявшейся в июне 1933 г. Гитлер также коснулся этого вопроса в своих «выступлениях против коммунизма» на съезде национал-социалистов в Нюрнберге в 1936 г.
...
стр. 14
...
Цитата...
Уже к 1927 году Германия не только достигла уровня довоенного производства, но и превзошла его. Однако в марте 1930 года Шахт ушел в отставку, оскорбленный внесением поправок в план Юнга — соглашение о выплате репараций странам-победительницам в Первой мировой войне. Всего год назад эти договоренности, которых Шахт добился ценой больших уступок и которые заметно облегчали финансовое положение Германии, были большинством голосов приняты на референдуме, а теперь от достигнутого компромисса решили отказаться в угоду западным державам.
Перестав быть главным банкиром, Шахт стал представителем американской финансовой корпорации JPMorgan Chase в Германии. Разочаровавшись в действующем германском режиме, он обратил внимание на ультраправые силы. В том же 1930-м, прочитав книгу Адольфа Гитлера "Майн кампф" (входит в Федеральный список экстремистских материалов, распространение которых на территории РФ запрещено, – Примечание редакции проекта “Нюрнберг. Начало мира”), он пришел к выводу, что перед ним именно тот политик, который способен спасти Германию, "создав крепкую экономику в сильном государстве". Он познакомился с Германом Герингом, а в начале следующего года — с Йозефом Геббельсом и, наконец, с самим Гитлером, на которого произвел большое впечатление. С этого времени Шахт оказывал поддержку нацистской партии, в том числе деньгами. Во многом благодаря ему Гитлер сблизился с немецкими крупными промышленниками и правыми политиками, которые составили с нацистами политический блок "Гарцбургский фронт".
....
"В беседе с доктором Шахтом я убедился, что он полностью разделяет нашу точку зрения. Он — один из немногих, кто полностью согласен с позицией фюрера", — записал в дневнике Йозеф Геббельс 21 ноября 1932 года. "Я не национал-социалист, — заявлял сам Шахт, — но основные идеи национал-социализма несут в себе большую долю истины".
...
тут
Какая то жалкая корпорация Морганов. Да Шахт её руководство даже в известность про содержание жалкой книжонки не поставил.
В. И. МИХАЙЛЕНКО Уральский университет
Итало- фашистские планы европейского «нового порядка» в 30-е гг.
ЦитатаВ данной работе предпринимается попытка рассмотреть фашистскую концепцию «европеизма» в динамике. За период фашистского режима она претерпела определенную эволюцию. Ее важнейшей целью являлось обслуживание интересов итальянского империализма и обоснование текущих и перспективных задач фашистской внешней политики. В общих чертах можно рассуждать о трех вариантах фашистского «европеизма»: первый был приспособлен к условиям версальской системы, второй — разрабатывался в рамках итало-германской политики «нового порядка» (однако даже после утраты фашистской Италией военно-политической самостоятельности итальянский вариант «европеизма» отличался от нацистского), третий — планировался в некоторых фашистских кругах в расчете на сохранение и приспособление фашистского политического режима к условиям послевоенной реконструкции Европы, осуществляемой под эгидой США и Великобритании.
...
Вершину пирамиды «нового мирового порядка», как она мыслилась в эти годы, должна была замыкать политическая комбинация в виде директората четырех стран. «Пакт четырех», писал в 1934 г. фашистский орган, это не только политическое завоевание, но и перспективный институт с точки зрения организации будущей фашистской империи. Он заключает в себе принцип иерархии. Вместе с тем исключалось «авторитарное господство одной из держав». Предполагалось, что каждый участник директората должен иметь свою империю или, другими словами, организацию «международного единства».
Принцип федеративного объединения равноправных стран в рамках таких зон влияния исключался полностью [5. 1934. No7. Р. 567—570]. Вынесение итало-фашистским руководством на обсуждение творцов версальской системы требований «мирного и легального передела» колониального порядка и сфер влияния рассматривается, например, Р. Квартараро как показатель его миролюбивых устремлений. А вся ответственность за последующее осложнение международной обстановки и возникновение войн возлагается на те империалистические державы, которые стремились уклониться от мирного передела и защищали свои имперские позиции [18. Р. 26—28, 31—36, 89]. В такой постановке вопроса проявляется прежде всего непонимание истинной природы межимпериалистических отношений. «Пакт четырех» имел антисоветскую направленность. В этом отношении он продолжил линию, начатую самим версальским договором в момент его заключения и рядом последующих международных соглашений. Вместе с тем он открыто заявил о намерении четырех держав начать пересмотр версальской системы, в том числе ее принципиальных положений. Он являлся открытым вызовом Лиге наций, объявлял о намерении Великобритании, Германии, Франции и Италии решать важные международные проблемы в «директорате четырех» сепаратно, в обход международных договоров и организаций. Реализация проекта «пакта четырех» должна была привести к полной дестабилизации сложившейся системы межгосударственных отношений, к ее замене новым международным порядком.
Планы установления директората четырех стран были отвергнуты.
Однако Лондон и Париж встали на путь деформации версальской системы за счет частичных уступок Германии и Италии на основе сепаратных соглашений с каждой из них и в ущерб интересам других государств и организации коллективной безопасности. Выдвижение плана установления директората четырех стран являлось важным шагом в вынесении на повестку дня вопросов пересмотра существующей системы межгосударственных отношений с участием Англии и Франции, замены ее «новым порядком». Э. Грэ пишет, что «это была последняя крупная попытка усмирить гегемонистскую волю западных держав и подвести к принятию концепции и к совместному участию в осуществлении политики европейской иерархии на высочайшем уровне моральных и политических ценностей» [8. Р. 61].
....
На всех этапах фашистская концепция ’«европейской солидарности» использовалась для обоснования экспансии итальянского империализма, его межблоковой и внутри-
блоковой борьбы. В ней была отражена претензия фашизма на руководство «западным миром» и спасение «западной цивилизации» от «угрозы большевизма». «Или Рим или Москва» — так звучал броский лозунг фашистов [7. Р. 826].
....
План «колонизации» России был предложен доктором Шахтом на конференции в Риме в 1932 г. кому?
Какая то "мерещащаяся" Сталину в "фантазиях" война на два фронта и желание потешить самолюбие "настучав микадо по сопатке".
Международная конференция по разоружению и борьба СССР против дальнейших вооружений (1932-1933 гг.) (проф. Панкратова А. М.)ЦитатаВ такой политической обстановке приближалось открытие Международной конференции по разоружению. Самый созыв конференции в это время не был простым совпадением. В доказательство этого личный секретарь Гендерсона, председателя конференции, Ноэль-Беккер ссылался на достаточно авторитетных свидетелей. "Я знаю людей, занимающих ответственное положение, - заявлял Ноэль-Беккер, - которые считают, что захват манчжурских провинций Китая решён был японским военным руководством после консультации с владельцами европейских военных заводов. Срок этого вторжения был намечен с таким расчётом, чтобы конференция по разоружению, в момент её созыва Лигой наций, была сведена на нет".
Существовала, однако, не только прямая связь между японским агрессором и европейскими поставщиками оружия. Имелась и более сложная взаимная зависимость войны в Китае и событий в Центральной Европе.
Японский опыт безнаказанной агрессии окрылил прежде всего германских империалистов. С этого времени их борьба против мирных договоров вступает в новую фазу. Германия переходит к открытому и повсеместному низвержению версальской системы.
...
Гитлеровцы использовали для своих целей эту демагогию не только внутри страны.
Обращаясь к международному общественному мнению, их дипломатия изображала Версальский договор как главную причину якобы нарастающей революции в Европе.
"Мы убеждены, - говорил Гитлер по радио в конце декабря 1931 г., - что победа коммунизма в Германии была .бы началом общей мировой катастрофы. Все надежды на оздоровление мира пришлось бы похоронить в тот момент, когда красный советский флаг был бы перенесён из Москвы в Гамбург и Гейдельберг".
Шесть миллионов коммунистов в Германии, продолжал Гитлер, - это "коммунистическая опасность" для всей Европы. Решающий бой против коммунизма будет дан в Германии. Поэтому как избавительница человечества от "большевистской чумы" она должна получить равноправие и освобождение от версальских оков.
.....
Ох, а про итальянских то и забыли.
Для обработки общественного мнения Англии в пользу будущего нацистского правительства Гитлер в начале декабря 1931 г. послал в Лондон своего "теоретика" по вопросам внешней политики Розенберга.
Цитатауже в 1931 г. один из нацистских лидеров, доктор Франк, на собрании студентов в Инсбруке заявил, что "будущая Германия, простирающаяся от Южного Тироля до Чёрного моря, освободит германские территории, отторгнутые от своей родины". Это заявление вызвало сильнейшее возбуждение в Италии, и Гитлеру пришлось дезавуировать своего единомышленника.
Для обработки общественного мнения Англии в пользу будущего нацистского правительства Гитлер в начале декабря 1931 г. послал в Лондон своего "теоретика" по вопросам внешней политики Розенберга.
Ни Болдуин, ни другие члены английского правительства не приняли гитлеровского эмиссара. Розенбергу удалось только встретиться с некоторыми лидерами консервативной партии и представителями банковских кругов.
...
Американцев он пытался убедить в том, что выплата Германией репараций по Версальскому договору могла бы принести Америке и Англии только убытки. Германия вынуждена была бы увеличить свой экспорт до крайних пределов. Это означало бы демпинг, опасный для других стран. Германия была бы единственной страной в мире, не знающей безработицы. Всюду сбывались бы дешёвые и хорошие по качеству германские товары. Такова ли цель Версальского договора? Этот договор навязан Германии Францией, желающей господствовать над Европой и даже над всем миром. "Если Франции позволят и дальше проводить её методы финансовых угроз и политических вымогательств, - пугал Гитлер, - то мир в известном смысле слова станет французским, и Франция осуществит, таким образом, свою программу мирового господства".
Эти попытки Гитлера вбить клин между недавними союзниками и использовать противоречия между ними, чтобы добиться отмены репараций и военных ограничений, разоблачались французской печатью.
"Гитлер, раздувающий гражданскую войну, призывающий к крестовому походу против большевизма, - писала французская газета "Temps", - борется в то же время с Версальским договором и с французским "милитаризмом". Весь этот маневр сводится к тому, чтобы вбить клин между Францией и англосаксонскими странами". Французский журналист не отметил, что Гитлер одновременно вбивал клин между демократическими странами и Советским Союзом. Для Гитлера "восточный клин" был основанием всех его планов.
.....
Какие то "жалкие" представители банковских кругов, действующие с оглядкой на английское правительство? А вот общественное мнение то, да. Он ж формирует политику банков и правительства британии, особенно в те годы.
ЦитатаВ последний раз французское правительство добилось от Германии уплаты трёх с половиной миллиардов репараций перед эвакуацией Рейнской зоны, т. е. в середине июня 1930 г. Но уже в сентябре того же года нацисты получили в новом Рейхстаге огромный прирост числа голосов; в результате этого саботаж репараций ещё усилился. Мораторий Гувера окончательно приостановил уплату репараций и вообще германских долгов. Зато иностранные капиталовложения в Германии к этому времени (за период 1924-1930 гг.) возросли до 25 миллиардов марок. Одних только английских долгосрочных инвестиций в Германии имелось на 54 миллиона фунтов стерлингов, в том числе 24 миллиона фунтов стерлингов по двум репарационным займам (по плану Дауэса и Юнга). Краткосрочные английские займы достигли в Германии 100 миллионов фунтов стерлингов - в два раза большей суммы, чем во всех остальных странах Европы.
Таким образом, якобы для выполнения своих международных обязательств, Германии удалось получить от Англии и США значительную финансовую помощь. Общая сумма полученных Германией иностранных капиталов достигла к этому времени 25 миллиардов марок. Эта сумма в два с половиной раза перекрывала сумму в 10 миллиардов, уплаченных Германией за всё время в счёт репараций.
Тем не менее германское правительство сумело добиться от Базельского банка международных расчётов благоприятного для себя заключения о невозможности ввиду кризиса уплаты репараций.
По опубликовании базельского доклада экспертов английское правительство Макдональда выступило с предложением скорейшего созыва новой репарационной конференции. В речи английского премьера 24 декабря 1931 г. явственно прозвучали нотки паники перед возможностью экономической катастрофы или даже революции в Германии. "Доклад экспертов, - говорил Макдональд, - показал вполне ясно, что правительства должны собраться, не тратя ни единого дня на ненужные отсрочки... Ради бога, встретимся поскорее".
Через несколько дней, 30 декабря 1931 г., английское правительство сделало всем заинтересованным в репарациях правительствам официальное предложение о созыве конференции в Лозанне.
Соглашаясь на конференцию и ссылаясь на базельский доклад, германский канцлер Брюнинг поспешил заявить 9 января 1932 г. через телеграфное агентство Вольфа, что в условиях кризиса план Юнга явно невыполним и что Германия платить репарации не в состоянии.
.......
Против правительства Эррио организовался блок его внутренних и внешних врагов; французская реакция, побеждённая на майских выборах, была уже связана с германскими фашистами и с правительством Папена. Против нового французского правительства были и господствующие круги Англии, отказывавшиеся постепенно от версальских принципов. Выступали против Франции и будущие союзники Германии - Италия и Япония.
От лица делегаций пяти держав-кредиторов - Франции, Англии, Италии, Бельгии и Японии - 17 июня 1932 г. была опубликована декларация о репарациях и долгах. В ней заявлялось, что "осуществление платежей, следуемых державам, участвующим в конференции, в отношении репараций и военных долгов, должно быть приостановлено в продолжение периода конференции".
В то же время английский премьер Макдональд и министр торговли Ренсимен начали переговоры с французской делегацией о возможности списания репараций. Французские делегаты протестовали. Они настаивали на сохранении в полной неприкосновенности принципа репараций. В момент крайнего напряжения этой дискуссии фон Папен сделал неожиданный ход. При посредстве одного из будущих радетелей правительства Виши, Жана Лушера, он обратился к французскому правительству Эррио с предложением заключить с Германией за спиной других правительств полюбовную сделку об отмене репараций.
Папен предлагал также заключить между Францией и Германией сепаратное соглашение о замене военного раздела Версальского договора конвенцией о разоружении. Немецкий рейхсканцлер исходил из расчёта, что ему удастся таким путём объединить вокруг Германии все силы Европы для "крестового похода" против СССР.
.....
25 миллиардов, деньгами тех лет, вбухано в Германию .... да они только 10 отдать смогли, а Франки мечтають о старом, когда уже новые вложения прогорают.
ЦитатаЧерез несколько дней, 30 декабря 1931 г., английское правительство сделало всем заинтересованным в репарациях правительствам официальное предложение о созыве конференции в Лозанне.
Соглашаясь на конференцию и ссылаясь на базельский доклад, германский канцлер Брюнинг поспешил заявить 9 января 1932 г. через телеграфное агентство Вольфа, что в условиях кризиса план Юнга явно невыполним и что Германия платить репарации не в состоянии.
На другой день Брюнингу от имени французского правительства ответил министр финансов Фланден. Он заявил, что ни один француз не согласится на отказ Германии от плана Юнга и на отмену "священного права Франции на репарации". "Если Лозаннской конференции, - говорил Фланден, - будет предшествовать такое признание в собственной несостоятельности, то бесполезно её и созывать".
Это заявление Фландена ещё туже затягивало узел франко-германских противоречий. Обострение их было в интересах германских фашистских кругов. Оно давало им возможность переложить всю ответственность за международные осложнения на "неуступчивое" французское правительство. С другой стороны, "французский аргумент" пригодился фашистам и во внутренней политике Германии. Перевыборы президента Гинденбурга 13 марта 1932 г. привели к новому росту влияния гитлеровцев.
ЦитатаГермания закончила выплату репараций за Первую мировую, выплатив последний транш в 70 млн евро только 3 октября 2010 года.
По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор, по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд. фунтов стерлингов).
...
тут