ЦИАМ успешно завершил разработку технического проекта перспективного 150-сильного авиадвигателя
новая дискуссияНовость1.955
ЦитатаЦИАМ успешно завершил разработку технического проекта перспективного 150-сильного авиадвигателя 14.12.2021
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») успешно завершил этап разработки технического проекта авиационного роторно-поршневого двигателя РПД-150Т в классе мощности 150 л.с.
Двигатель разрабатывается ЦИАМ в рамках ОКР по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. РПД-150Т предназначен для замены двигателей иностранного производства на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах.
В декабре 2021 года межведомственная комиссия, состоящая из специалистов Минпромторга России, профильных институтов и предприятий отрасли, рассмотрела результаты этапа ОКР. Эксперты отметили, что материалы дают полное представление о конструкции авиадвигателя и принципиальных технологических решениях для его изготовления в промышленных условиях.
Также материалы соответствуют нормативно-техническим документам по формированию эксплуатационно-технического облика и организации технического обслуживания и ремонта.Основной задачей следующего этапа будет разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов двигателя. ОКР планируется завершить в 2024 году.
ЦитатаНаходящийся в разработке перспективный роторно-поршневой двигатель РПД-150Т — двухсекционный с турбонаддувом (здесь как раз у «турбо» имеются преимущества перед ПЦН) максимальной мощностью 150 л. с. (с возможностью ее повышения до 165 л. с.), высотностью до десяти тысяч метров. Несколько больший расход топлива по сравнению с поршневыми двигателями с лихвой компенсируется как меньшей массой, так и лучшей приемистостью. Ожидаемый ресурс — не менее трех тысяч летных часов, что приемлемо не только для военных беспилотников, но и для гражданской пилотируемой и беспилотной техники.
Двигатель предназначен для замены поршневых моторов иностранного производства типа Rotax-912, -914, -915 для использования в составе силовых установок существующих и перспективных летательных аппаратов, в том числе беспилотных.
Относительно большой расход топлива - главный минус роторных движков прошлого, но в случае с новейшим РПД-150Т российские инженеры смогли довели экономичность до отличного уровня, всего лишь 240 г/л.с.*ч.
Для сравнения, у АШ-82 (Ил-12, Ил-14, Ми-1, Ми-4) - 381 г/л.с.*ч, М-14 (Як-18Т, Ан-14, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-34, Су-31, Як-54) - 290 г/л.с.*ч, M-11ФР (Як-12) - 230 г/л.с.*ч. Cовременные очень экономичные Rotax-915 - 210-220 г/л.с.*ч. При этом М-11ФР мощностью 160 л.с. весил 165 кг и имел ресурс 400 часов, а РПД-150Т с мощностью 150-165 л.с. весит 87 кг и имеет ресурс более 3000 часов.
Огромный плюс роторных движков в их компактности и низкой массе.
Rotax 915iS (140 л.с.):
РПД-150Т (150-165 л.с.):
РПД-150Т - вообще крошечный по занимаемому объему! Примерно в 2 раза меньше по ширине и по длине чем Rotax 915. А это означает гораздо меньшее сопротивление воздуха.
Сейчас на этот самолёт устанавливаются двигатели Rotax-915 iS3 по 140 л.с. Более компактные и более мощные российские движки РПД-150Т только улучшили бы и так прекрасные характеристики Л-65. ...
Что-то гложет червь сомнения. Ротакс 915, прямой конкурент, годами отработанный двигатель имеет ресурс до капремонта 2000 часов. Это при ТО через каждые 100 и 200 моточасов.
Цитата: Пенсионэр от 22.12.2021 18:27:23Что-то гложет червь сомнения. Ротакс 915, прямой конкурент, годами отработанный двигатель имеет ресурс до капремонта 2000 часов. Это при ТО через каждые 100 и 200 моточасов.
ЦитатаThe engine is based on the Rotax 912, but differs in that it has fuel injection, a reinforced crankshaft, new pistons, a new gearbox and a turbocharger. Time between overhauls was expected to eventually be raised to 2000 hours with operational experience, but started at 1200 hours.
Rotax 915 достаточно сильно форсирован и легкий. У более тяжелого Lycoming O-235 - 2400 часов. Возможно, в том источнике про РПД-150Т "не менее 3000 часов" - имелся в виду полный ресурс, а не межремонтный.
Вот тут пишут про полный ресурс РПД-150Т - 5000 часов и межремонтный - 1000 часов:
ЦитатаПравильность выбора указанных конструкторских и технологических решений подтверждена в ходе полного комплекса стендовых испытаний. В частности, проведены круглосуточные ресурсные испытания продолжительностью более 250 часов по самолетному и вертолетному циклам работы. Последующие дефектовки подтвердили крайне низкий износ деталей на уровне допустимых износов деталей классических ДВС и лучших РПД. На основании проведенных экспериментальных исследований по утвержденным методикам Центрального института авиационного моторостроения определен межремонтный ресурс двигателя в 1000 часов и полный ресурс – 5000 часов.
Даже если межремонтный ресурс 1000 часов, это тоже очень круто для роторного двигателя, почти столько же, сколько у обычных поршневых Rotax 914, 915. Те же 1000 часов были у Rotax 914 с 1999 по 2010 (потом увеличили), а также у достаточно популярных Jabiru 2200. У упомянутых очень массовых советских движков М-11ФР ресурс составлял 400-500 часов.
Что поделать, прогресс не стоит на месте. То, что раньше для роторного двигателя казалось невозможным, с использованием новых материалов и технологий становится вполне реальным.