Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,570,962 41,894
 

  osankin ( Слушатель )
27 дек 2021 00:04:03

Несколько осиновых кольев в могилу сталинщины

новая дискуссия Дискуссия  242



https://disk.yandex.ru/i/rFXMMOXx9y1ilQ



https://disk.yandex.ru/i/em4Lj6hU6b3S1Q



Генерал армии Иосиф Родионович Апанасенко. Забытый спаситель Москвы

Цитата...
«Начало войны по-особому высветило облик Апанасенко. …Москва требовала полного укомплектования (отправляемых под Москву дивизий. — Г.ф.), а Апанасенко был не тот человек, который мог допустить нарушение приказа. Поэтому была организована проверочно-выпускная станция — Куйбышевка-Восточная — резиденция штаба 2-й армии.
Каждый эшелон с проверочно-выпускной станции должен был выходить и выходил фактически в полном комплекте. Ни у кого не спрашивая, Апанасенко на месте убывших дивизий начал формировать новые дивизии. за эти формирования Апанасенко тоже заслуживает памятника.

Это были не сибирские (как было принято считать. — Г.ф.), а дальневосточные дивизии. Самые знаменитые из них — 32-я (позже переименованная в 29-ю гвардейскую дивизию) и 78-я (ставшая 9-й гвардейской дивизией), вступившие в бой «прямо с колёс».

Но это вовсе не означало, что Апанасенко бездумно отдавал всё, чтобы, грубо говоря, «прогнуться перед Сталиным». Совершенно потрясающую ситуацию описал первый секретарь Хабаровского крайкома партии Е.А. Барков (напоминаю, что с мая 1924 г. по решению XIII съезда РКП(б) Сталин был избран Генеральным секретарём ЦК партии, а с 8 августа 1941 г. — Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР, оставаясь Генсеком ВКП(б). — Г.Ф.):

«По аппаратной сверхсекретной связи мне позвонил Сталин. Поздоровавшись, говорит: «У нас тяжелейшая обстановка между Смоленском и Вязьмойю.. Гитлер готовит наступление на Москву, у нас нет достаточного количества войск, чтобы спасти столицу. Убедительно прошу тебя, немедленно вылетай в Москву, возьми с собой Апанасенко, уговори быть податливым, чтобы не артачился, я его упрямство знаю».

За годы моей работы на Дальнем Востоке, да и в других местах, Сталин мне никогда не звонил. Поэтому я был чрезвычайно удивлён, когда услышал в трубке его голос…

Мы давно привыкли, что его слово для нас — закон, он никогда ни у кого не просил, а приказывал и требовал.

Поэтому я был удивлён тональностью, меня будто бы не то что информировали, а докладывали о положении на западе страны. А потому, когда Сталин произнёс из ряда вон выходящее «уговори Апанасенко быть податливым», — это меня уже буквально потрясло (выделено мной. — Г.Ф.).

В конце он ещё раз повторил: «Вылетайте немедленно самым быстроходным военным самолётом».

Прибыли в Москву 1-го или 2 октября в полночь. На аэродроме нас ожидали. Посадили в машину и повезли прямо в Кремль.

Хозяин кабинета тепло поздоровался за руку… молча походил по кабинету, остановился напротив нас и начал разговор: «Наши войска на западном фронте ведут очень тяжёлые оборонительные бои. Гитлер начал крупное наступление на Москву. Я вынужден забирать войска с Дальнего Востока.» По моей спине пробежал мороз, а на лбу выступил холодный пот от ужасной правды, которую поведал нам вождь партии и государства. Речь уже шла не только о потере Москвы, а может быть, о гибели государства. Обращаясь к Апанасенко, Сталин начал перечислять номера танковых и механизированных дивизий, артполков и других особо важных соединений и частей, которые Апанасенко должен немедленно отгрузить в Москву.

Сталин диктовал, Апанасенко аккуратно записывал, а затем тут же, в присутствии хозяина, покуривавшего люльку, подписал приказ и отправил зашифрованную телеграмму своему начальнику штаба к немедленному исполнению.

По всему было видно, что наша короткая, чёткая, деловая встреча подходит к концу. На стол поставили крепкий чай. Сталин спрашивал о жизни дальневосточников. Я отвечал. И вдруг последовал вопрос к Апанасенко: «А сколько у тебя противотанковых пушек?» Генерал ответил немедленно. Я сейчас не помню цифру конкретно, но помню, что он назвал какую-то мизерную в сравнении с тем, что тогда уже имела Красная Армия. «Грузи и эти орудия к отправке!» — негромко, но чётко скомандовал Сталин. И тут вдруг стакан с чаем, стоящий напротив Апанасенко, полетел по длинному столу влево, стул под генералом как бы отпрыгнул назад. Апанасенко отскочил от стола и закричал: «Ты что? Ты что делаешь?! Мать твою так-перетак!.. А если японец нападёт, чем я буду защищать Дальний Восток? Этими лампасами?! — и ударил себя руками по бокам. — Снимай с должности, расстреливай, орудий не отдам!»

Я обомлел. В голове хоть и пошло всё кругом, но пронзила мысль: «Это конец. Сейчас призовут людей Берии, и погибнем оба». И здесь я снова был поражён поведением Сталина: «Успокойся, успокойся, товарищ Апанасенко! Стоит ли так волноваться из-за этих пушек? Оставь их себе…»

Прощаясь, Апанасенко попросился в Действующую армию — на фронт.

«Нет, нет, — дружелюбно ответил Верховный Главнокомандующий. — Такие храбрые и опытные, как ты, нужны на Дальнем Востоке».

Вот таким был Иосиф Родионович Апанасенко.

Этот случай описал Герой Социалистического Труда ф.Т. Моргун и опубликовал в книге «задолго до салютов» (Полтава, 1994 г. сс.67-71)


В самую трудную минуту битвы за Москву Жуков тоже послал верховного в пешее эротическое путешествие и тот проглотил оскорбление. Позже, в начале 1942 года Жуков выступил категорически против сталинского плана окружения и разгрома группы армий "Центр" в районе Ржева, Вязьмы и Смоленска с последующим  выходом на западную.границу СССР, но услышан не был. Чем это обернулось для страны - известно. Подробности ниже.


https://disk.yandex.ru/i/b1IRf94-7gmMQw
И последнее 
1937 год: Лишние люди. Стенограмма заседания Военного совета при наркоме обороны приоткрывает психологические мотивы Большого террора
.
ЦитатаС 1 по 4 июня 1937 года (маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский и его подельники уже сидят в подвалах Лубянки и "добровольно" подписывают признательные показания) в Наркомате обороны СССР состоялось расширенное заседание Военного совета при наркоме обороны. Были представлены все имевшиеся в наличии и еще остававшиеся на свободе высшие военачальники Красной армии - 53 члена Военного совета и 116 приглашенных. На заседании присутствовал Сталин.
...
"Повеяло Бонапартом..."
В 1917 году, как писала Марина Цветаева, "Повеяло Бонапартом / В моей стране", но ни политику Керенскому, ни генералу Корнилову - по разным причинам - не удалось осуществить бонапартистский переворот. Однако их неудача вовсе не означала, что в 1937 году в Красной армии не найдется популярного кандидата на эту роль. Вероятно, из подобных соображений исходил Сталин, развязав в стране Большой террор и предприняв репрессии против армейской элиты.
Вспоминает Илья Эренбург: "Я шел с Михаилом Ефимовичем (журналистом Кольцовым - С.Э.) по пустой уличке Мадрида. Кругом были развалины домов, ни одного живого человека. И спросил Кольцова, что произошло в действительности с Тухачевским. Он ответил: "Мне Сталин все объяснил - захотел стать Наполеончиком". Не знаю, подумал ли он в ту минуту, что он, Михаил Кольцов, беззаветно веривший в Сталина, тоже не защищен от обвинений, - "слишком прыток"14.
Николай Иванович Бухарин тоже называл "потенциальным Наполеончиком" маршала Тухачевского. Бонапартистские амбиции были и у командарма 1-го ранга Иеронима Петровича Уборевича. Подобно Наполеону, он начал военную карьеру с чина подпоручика артиллерии и, по свидетельству приятелей по военному училищу, еще в юнкерские времена как-то обронил знаменательное признание: "Ну, уж если Наполеону суждено появиться, то им буду я"15.
Сталин резонно посчитал, что любой потенциальный "красный Наполеон" более опасен лично для него и армии, нежели бездарный и некомпетентный нарком Ворошилов. Жестокая расправа над военачальниками, обвиненными в подготовке "военного заговора", носила превентивный характер. Сам Сталин достаточно откровенно дал это понять Кириллу Афанасьевичу Мерецкову, только что вернувшемуся из Испании.
"Особенно смутно стало на душе, когда на одном из совещаний Сталин указал мне:
- Учите войска так, как вы учили их при Уборевиче.
Это указание вызвало тревожные и недоуменные мысли: "Как же так? Человек арестован и, по-видимому, не без ведома Сталина, и именно он, Сталин, рекомендует учиться у этого арестованного. Где же логика? За что арестован Уборевич? Какая на нем лежит вина?"
И сколько ни пытался я выяснить суть дела у близких к Сталину лиц, это не удавалось. Они делали намеки, якобы Уборевич, как и другие военные деятели, был ненадежен: учился в Германии, хорошо знал немецких военных руководителей, а те, в свою очередь, его..".
Наполеончики уничтожены. Уничтожать их наследие не по-хозяйски.


Тем не менее, их наследие уничтожили, что очень больно отозвалось в 1941-м.
  • -0.09 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  alexandivanov ( Слушатель )
27 дек 2021 05:37:54
Волков Александр Александрович
"Бунт маршалов-мятеж генералов"

Цитата...
Причина ареста маршала авиации Худякова заключалась далеко не в трофейном барахле, которое многими генералами вывозилось на транспортных самолетах,
а в количестве летных проишествий и небоевых потерях авиационной техники 12-й Воздушной армии.После ареста Худякова, следователям МГБ понадобилось меньше
месяца,чтобы доказать,что Худяков скрывал в течении длительного времени  своё происхождение и настоящую фамилию.Как известно жизнь военного человека,в отличии
от гражданского "видна как на ладоне".Установить факт,что Худяков не был сыном "машиниста из города Вольска,родители которого умерли от тифа в 1922г." для
сотрудников НКВД и СМЕРШа не составляло труда.Тем более,что лицом Худяков ни как "не тянул" на волжанина. Под натиском улик  и вопросов "кто,откуда и зачем"
картина с биографией начала проясняться,а обвинительная статья УК 193- переростать в 58-ю...
После допроса многочисленных родственников Ханферянца (следствием было установлено,что в семье Ханферянц кроме Аремена-Арменак было еще два сына-
Авак (Арташес) и Андраник.Старший сын Авак с началом войны был призван в армию в звании политрука и в ноябре 1941г. пропал без вести)в феврале 1946г. Худяков
начал давать показания.В протоколе допроса появились фамилии Репина (главныйинженер ВВС КА),Шаманова (член Военного Совета ВВС КА) и Новикова (командующий ВВС).
Из протокола допроса: "....Касаясь конкретных фактов преступлений, совершенных в ВВС нами, Новиковым, мною, Репиным и Шимановым , я прежде всего должен остановиться на серьезных дефектах   некоторых типов самолетов, поступавших из авиационной промышленности  на вооружение Военно-Воздушных Сил...".На очередных допросах Худяков выдвинул обвинения в сторону авиаконструкторов Яковлева,Ильюшина,Климова отметив серьезные конструктивные недоработки самолетов и авидвигателей.Показания Худякова касались поставок  авиационной техники в войска с  заводским браком.А это уже было обвинение  наркома НКАП  Шахурина в "явном вредительстве": "....Шахурин всегда знал,что делается в ВВС и имел возможность сгладить все острые углы,а Новиков,зная обо всех безобразиях с материальной частью,не принимал никаких мер сам и не докладывал об этом Генералиссимусу..."
Известно,что с момента ареста, дело Худякова было под пристальным взглядом И.В.Сталина,которому постоянно шли доклады о ходе следствия.В первых числах марта 1946г. состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б)на котором присутствовали  Молотов,Маленков,Жданов,Берия,Булганин,Микоян. После ознакомления с протоколами допроса,члены Политбюро приняли решение о снятии  с занимаемых должностей Репина,Шиманова,Селезнева, Новикова, Шахурина ,секретарей оборонного сектора ЦК  Григорьяна Зав. Отделом авиационного моторостроения ЦК ВКП(б), и Будникова - зав. Отделом самолетостроения ЦК ВКП (б),а их дела передать на расследование в МГБ.
В средине марта  1946г. прошла волна очередных арестов.Аресты руководящих работников проводились без лишнего шума и ажиотажа- дела были "тихие"...

Вместо Новикова на пост главкома ВВС СССР был назначен К.А.Вершинин,на пост наркома авиапромышленности - М.В.Хруничев.Заместитель  наркома НКАП с 1940г. авиаконструктор А.С.Яковлев остался на своем месте,хотя следственные органы МГБ достаточно "подергали" и его."Крупно" досталось Г.М.Маленкову, который в течении длительного времени курировал НКАП...
11 апреля 1946г. всем секретарям ЦК ВКП(б),кандидатам и членам Политбюро ЦК,руководителям МО и ВВС СССР  было разослано закрытое письмо  И.В.Сталина,в
котором говорилось: "...Проверка работы ВВС и жалобы летчиков с фронта на недоброкачественность наших самолетов привели к выводу, что бывший нарком
авиапромышленности Шахурин, который сдавал самолеты для фронта, затем бывший главный инженер ВВС Репин и подчиненный ему Селезнев, которые принимали самолеты
от Шахурина для фронта, - находились в сговоре между собой с целью принять от Шахурина недоброкачественные самолеты, выдавая их за доброкачественные, обмануть таким образом правительство и потом получать награды за "выполнение" и "перевыполнение" плана. Эта преступная деятельность поименованных выше лиц продолжалась около двух лет и вела к гибели наших летчиков на фронте. Бывший командующий ВВС Новиков, зная о преступлениях названных выше лиц, не только не сообщал об этом  Правительству, но и запрещал своим подчиненным делать такие сообщения, опасаясь того, что в случае раскрытия вышеназванных преступных действий, ответственность падет, прежде всего, на него,  то есть на Новикова. Таким образом, преступления продолжались, фронт  получал недоброкачественные самолеты, аварии шли за авариями и расплачивались за это своей кровью наши летчики. Нам помогли вскрыть это дело летчики с фронта. Пришлось арестовать названных выше непосредственных виновников преступления - Шахурина, Репина, Селезнева, а также члена Военного Совета ВВС - Шиманова.Ниже приводятся показания арестованных.
Секретарь ЦК И.СТАЛИН"


Контроль за ходом следствия по "авиационному делу" был возложен на  Секретариат ЦК (А.А.Кузнецов) ,с мая 1946г на министра МГБ В.С.Абакумова и на  заведующего Особым Сектором ЦК ВКП(б) Поскребышева,который должен был готовить ежедневные сводки.

Несколько слов о том,что фабриковать органам ГБ уголовное (политическим оно стало в период Хрущева ) "авиационное дело" не было нужды.Фактов аварий,катастроф авиационной техники в период войны было более чем достаточно.Список составляет не одну страницу.По каждому случаю велось расследование ОО НКВД с участием авиационных специалистов.Много лет спустя авиаконструктор Яковлев,в своей книге "Цель жизни" вспоминал один эпизод, когда из-за нарушения заводской технологии  на многих самолетах переданных в строевые части начал отслаиваться перкаль на крыльях и фюзеляже самолетов.Часто виной летных проишествий становился двигатель
 самолета.Например, самый распространненный на истребителях двигатель М-105П (пушечный) не добирал мощности,часто выбрасывал масло в самый не подходящий для летчика момент,забрызгивая весь самолет маслом от кока до хвоста, лишая летчика видимости.Приказ ?200 по ВВС КА от 5 октября 1942г  запрещал летчикам поднимать обороты двигателя выше 2400 об/мин,хотя прирост мощности наблюдался как раз при оборотах 2550-2700.По воспоминаниям известного летчика Щербакова  "...На самолете Як-9 был недоведен мотор ВК-107,и самолет был запущен в серийное производство конечно преждевременно...".Подобных примеров,у следователей было, что называется "пруд-пруди".
....
Наряду с этим  самолет "ЯК-9у" не мог дать заданной правительством скорости.РЕПИН, лично утверждавший заключение о результатах испытаний самолета "ЯК-9у", хорошо знал о крупных недостатках самолета, но в угоду ШАХУРИНУ не ставил вопроса о прекращении серийного производства этих самолетов. Такую же позицию в
 отношении самолета "ЯК-9у" занимали НОВИКОВ, ШИМАНОВ и СЕЛЕЗНЕВ.В случаях, когда военпреды на заводах пытались приостановить приемку самолетов "ЯК-9у" от
 промышленности, ШАХУРИН, НОВИКОВ, РЕПИН, ШИМАНОВ и СЕЛЕЗНЕВ давали б распоряжения продолжать их приемку, хотя и были осведомлены о низком качестве
 выпускаемых самолетов.БУДНИКОВ и ГРИГОРЬЯН, зная о том, что самолет "ЯК-9у" был допущен в серийное производство с нарушением существующих на этот счет постановлений правительства и, что промышленностью самолеты выпускаются недоброкачественные, не желая портить личные отношения с ШАХУРИНЫМ, не приняли мер к прекращению выпуска этих самолетов и скрывали от правительства преступные действия  ШАХУРИНА и других.
.....
В результате преступной деятельности ШАХУРИНА, НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН, в ВВС было поставлено около 4.000 таких дефектных самолетов, причем по данным акта правительственной комиссии на 2 267 самолетах "ЯК-9у", полеты были запрещены по причине производственных недоделок.
......




Цитата
Министру Вооруженных Сил СССР И.В. Сталину

            от бывшего главнокомандующего ВВС,

            ныне арестованного Новикова

 

                             Заявление.

 
      Я лично перед Вами виновен в преступлениях, которые совершались в   военно-воздушных силах, больше чем кто-либо другой.
      Помимо того, что я являюсь непосредственным виновником приема на   вооружение авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов,  выпускавшихся авиационной промышленностью, я как командующий Военно-Воздушных Сил, должен был обо всем этом доложить Вам, но этого я не   делал, скрывая от Вас антигосударственную практику в работе ВВС и НКАП.
      Я скрывал также от Вас безделие и разболтанность ряда ответственных  работников ВВС, что многие занимались своим личным благополучием больше,  чем государственным делом, что некоторые руководящие работники безответственно относились к работе. Я покрывал такого проходимца, как  Жаров, который, пользуясь моей опекой, тащил направо и налево. Я сам  культивировал угодничество и подхалимство в аппарате ВВС.
.....
Все это происходило потому, что я сам попал в болото преступлений, связанных с приемом на вооружение ВВС бракованной авиационной техники. Мне стыдно говорить, но я также чересчур много занимался приобретением  различного имущества с фронта и устройством своего личного благополучия. У  меня вскружилась голова, я возомнил себя большим человеком, считал, что я  известен не только в СССР, но и за его пределами и договорился до того, что в разговоре со своей бывшей женой Веледеевой, желая себя показать  крупной личностью, заявлял, что меня знают Черчилль, Циен и другие.
.....
За время войны, бывая на фронтах вместе с Жуковым, между нами установились  близкие отношения, которые продолжались до дня моего ареста.  Касаясь Жукова, я прежде всего хочу сказать, что он человек исключительно  властолюбивый и самовлюбленный, очень любит славу, почет и угодничество  перед ним и не может терпеть возражений.

      Зная Жукова, я понимал, что он не столько в интересах государства, а   больше в своих личных целях стремится чаще бывать в войсках, чтобы, таким   образом, завоевать себе еще больший авторитет.      Вместо того, чтобы мы, как высшие командиры сплачивали командный состав   вокруг Верховного Главнокомандующего, Жуков ведет вредную, обособленную  линию, т.е. сколачивает людей вокруг себя, приближает их к себе и делает  вид, что для них он является «добрым дядей». Таким человеком у Жукова был  и я, а также Серов.
...
Ко всему этому надо еще сказать, что Жуков хитрит и лукавит душой. Внешне  это, конечно, незаметно, но мне, находившемуся с ним в близкой связи, было  хорошо видно.  Говоря об этом, я должен привести Вам в качестве примера такой факт: Жуков  на глазах всячески приближает Василия Сталина, якобы, по-отечески  относится к нему и заботится.   Но дело обстоит иначе. Когда недавно уже перед моим арестом я был у Жукова  в кабинете на службе и в беседе он мне сказал, что, по-видимому, Василий  Сталин будет инспектором ВВС, я выразил при этом свое неудовлетворение   таким назначением и всячески оскорблял Василия. Тут же Жуков в беседе со мной один на один высказался по адресу Василия Сталина еще резче, чем я и  в похабной и омерзительной форме наносил ему оскорбления.
....
После снятия меня с должности главнокомандующего ВВС, я, будучи в кабинете   у Жукова высказал ему свои обиды, что Сталин неправильно поступил, сняв  меня с работы и начав аресты людей из ВВС.      Жуков поддержал мои высказывания и сказал: «Надо же на кого-то свалить».  Больше того, Жуков мне говорил: «Смотри, никто за тебя и слова не   промолвил, да и как замолвить, когда такое решение принято Сталиным». Хотя  Жуков прямо и не говорил, но из разговора я понял, что он не согласен с   решением правительства о снятии меня с должности командующего ВВС.

      Должен также заявить, что когда Сталин вызвал меня и объявил, что снимает   с должности командующего ВВС и крепко поругал меня за серьезные недочеты в   работе, я в душе возмутился поведением Маленкова, который при этом  разговоре присутствовал, но ничего не сказал, в то время, как Маленкову  было хорошо известно о всех недочетах в приемке на вооружение ВВС  бракованной материальной части от Наркомата авиационной промышленности. Когда я об этом поделился с Жуковым, то он ответил мне, что «теперь уже  тебя никто не поддержит, все как в рот воды набрали».  Я хоть усмехнулся, говорил мне Жуков, когда Сталин делал тебе замечания по  работе и сказал два слова — «ничего исправится».
....

тут


там же
ЦитатаВопреки изложенным выше заявлениям маршала Жукова на заседании Высшего  военного совета было установлено, что все планы всех без исключения  значительных операций Отечественной войны, равно как планы их обеспечения, обсуждались и принимались на совместных заседаниях Государственного   Комитета Обороны и членов Ставки в присутствии соответствующих командующих   фронтами и главных сотрудников Генштаба, причем нередко привлекались к    делу начальники родов войск.
      Было установлено, далее, что к плану ликвидации сталинградской группы   немецких войск и к проведению этого плана, которые приписывает себе маршал   Жуков, он не имел отношения: как известно, план ликвидации немецких войск   был выработан и сама ликвидация была начата зимой 1942 года, когда маршал   Жуков находился на другом фронте, вдали от Сталинграда.
      Было установлено, дальше, что маршал Жуков не имел также отношения к плану  ликвидации крымской группы немецких войск, равно как к проведению этого  плана, хотя он и приписывает их себе в разговорах с подчиненными.
    Было установлено, далее, что ликвидация корсунь-шевченковской группы  немецких войск была спланирована и проведена не маршалом Жуковым, как он  заявлял об этом, а маршалом Коневым, а Киев был освобожден не ударом с юга, с Букринского плацдарма, как предлагал маршал Жуков, а ударом с  севера, ибо Ставка считала Букринский плацдарм непригодным для такой   большой операции.
      Было, наконец, установлено, что признавая заслуги маршала Жукова при  взятии Берлина, нельзя отрицать, как это делает маршал Жуков, что без  удара с юга войск маршала Конева и удара с севера войск маршала  Рокоссовского Берлин не был бы окружен и взят в тот срок, в какой он был  взят.
....

Почему не арестовали Апанасенко!? Неужели не понятно?
  • +0.08 / 4
  • АУ
 
 
  alexandivanov ( Слушатель )
27 дек 2021 08:57:12
ЦитатаС ноября 1942 года по февраль 1946 года в частях и учебных заведениях Военно-Воздушных Сил по причине недоброкачественной материальной части имело место более сорока пяти тысяч невыходов самолетов на боевые задания, семьсот пятьдесят шесть аварий и триста пять катастроф.
Нарком Шахурин и другие работники наркомата в погоне за цифровыми показателями по выполнению плана систематически нарушали решения правительства о выпуске качественной продукции, запускали в серийное производство самолеты и моторы, имевшие крупные конструктивные недоделки.
По вине Шахурина также запускали в серийное производство самолеты и моторы, не прошедшие государственных и войсковых испытаний. Ответственные работники ЦК ВКП(б) Будников и Григорян, отвечавшие за авиационную промышленность, знали об этом, однако никаких мер к прекращению этой антигосударственной практики не принимали и в ряде случаев помогали Шахурину протаскивать бракованные самолеты и моторы на вооружение Военно-Воздушных Сил.
По соглашению с Шахуриным Главнокомандующий ВВС главный маршал авиации Новиков, стремясь быстрее пополнить большие потери боевой техники в авиационных частях, принимал на вооружение бракованную технику. Прошу вашего разрешения, товарищ Сталин, на арест Шахурина, Новикова и их соучастников, — закончил доклад Абакумов.


Сталин, как всегда, молча слушал докладчика: умение слушать и быстро улавливать главное — было одной из самых сильных сторон Сталина. Прохаживаясь по ковровой дорожке, он спросил:
— Вы считаете Шахурина и Новикова вредителями?
Скорее карьеристами, товарищ Сталин, впрочем, это одно и то же, — ответил Абакумов.
....

тут


ЦитатаВ декабре 1941 года появилось постановление Государственного комитета обороны: «Ввиду того, что нарком авиационной промышленности стал работать из рук вон плохо, провалил все планы производства и выдачи самолётов и моторов и таким образом подвёл страну и Красную Армию, Государственный комитет обороны постановляет:
1) Поставить Наркомат авиационной промышленности под контроль тт. Берия и Маленкова, обязать этих товарищей принять все необходимые срочные меры для развёртывания производства самолётов…
2) Обязать наркома авиационной промышленности и его заместителей беспрекословно выполнять все указания тт. Берия и Маленкова…».
...
тут




ЦитатаНачальник Главного управления заказов самолетов и моторов ВВС Красной Армии генерал-лейтенант Н.П.Селезнев в июне 1943 г. в письме наркому авиационной промышленности СССР А.И.Шахурину писал, что большинство типов серийных самолетов, в т.ч. истребители Як-1, Як-7Б, Ла-5, с неудовлетворительными результатами проходили весной государственные и контрольные испытания в НИИ ВВС. На них регулярно отмечались «снижение максимальных скоростей и наличие большого количества дефектов, усложняющих эксплуатацию и даже делающих машины опасными для полета».
...

Истребители Як-3, Ла-7 и особенно Як-9У, которые начали поступать в строевые части в 1944 г., как всякая новая техника, тем более, имели целый ряд дефектов. Они выявлялись и ликвидировались в процессе эксплуатации, в условиях боевого применения. Такое положение приводило к возрастанию аварий и катастроф и увеличению количества небоеспособных машин, подлежащих ремонту. К концу войны количество неисправных самолетов, в основном за счет истребительной авиации, составляло около 18% от парка машин.

Все эти недостатки самолетов и моторов были хорошо известны, но промышленность продолжала массовое производство хорошо освоенных изделий, не дожидаясь устранения не только всех, но даже наиболее болезненных недоработок. Не мог в данных обстоятельствах остановить приемку и военный заказчик. ВВС Красной Армии несли громадные потери, боеспособность истребительной авиации поддерживалась и повышалась не только восполнением потерь, но и увеличением ее численности в действующей армии. Ни промышленность, ни заказчик, ни руководство страны в этих условиях не имели иного выбора, как только наращивать выпуск самолетов. В то же время достигнутый технический уровень советской авиационной промышленности, которая напряженно работала над совершенствованием своей продукции, не позволял в тяжелые военные годы ситуацию с качеством переломить кардинально.

Причины, снижавшие паспортные летно-технические характеристики советских истребителей, очень эмоционально представил позднее летчик ветеран 107-го гв. истребительного авиаполка майор запаса И.И.Кожемяко: «В 1943-м можно было даже с облегчением планера и наддувом не заморачиваться, надо было всего лишь делать «Яки» по нормальному. Сборка была - не дай бог! Тут щель, там недокрашено, плоскости как наждак. Эмалит не лак - шершавел моментально. Ну о какой тут скорости можно говорить ? ...Мало того, что истребитель собран непонятно как, так еще, бывало, и бензин некондиционный. То есть по документам он Б-86, а реально... дрянь ! Несколько раз случалось, такую ерунду в баки лили, что двигатель «тянуть» отказывался напрочь! Но летали. Война, оттого что у нас качественного бензина нет, не остановится. Приказывали лететь, и мы летели на том, что есть. Ну, а сказать, что Як-1 и Як-9 превосходили Ме-109, у меня язык не повернется. Это будет откровенной ложью. Единственный тип «Яка», который был лучше «мессера» полностью и без всяких оговорок – по скорости, вертикальному и горизонтальному маневру, динамике разгона – это Як-3 ».


И.И.Кожемяко вспоминал также, как при получении новых самолетов побывал на Саратовском авиационном заводе: «По цехам нам экскурсию организовали. Что сильно удивило, так это большое количество женщин и подростков. Стоят за станками пацаны лет 12 - 13, работают, а под ногами ящики, иначе до станков не достанут. Своими глазами видел. Наверно, каждый третий рабочий на заводе был женщиной и каждый третий подростком. Мужчин-рабочих было процентов 30, если не меньше, да и те то старик, то инвалид. Мы близко с рабочими пообщались, люди русские - душа открытая. Мы им говорили: «Ваши истребители Як-1 очень хорошие, лучше тех, на которых мы воевали раньше, и не хуже «мессера». Вы уж постарайтесь делать их покачественнее». Но, сам понимаешь, все тактично, без напора. Куда на таких напирать? Заморенные тетки и пацаны. Без слез смотреть было невозможно. Они и так делали больше, чем могли». Добавим, что общение с рабочими состоялись в конце 1943 г. Большинство людей, которых наблюдал и с которыми беседовал Иван Иванович, летом того памятного всем работникам Саратовского авиационного завода года пережили вражескую бомбардировку, в результате чего завод полностью на несколько месяцев прекратил выпуск Як-1. Это они участвовали в восстановлении разрушенных цехов и снова запустили производство, это их усилиями столь нужные Красной Армии самолеты вновь стали поступать в войска. На самом деле, они делали больше, чем могли!
....
тут


ЦитатаНазначение народным комиссаром авиационной промышленности стало для Алексея Ивановича полной неожиданностью. В первых числах января 1940 года Шахурина срочно вызвали в Москву из Горького (ныне Нижний Новгород), где он возглавлял обком ВКП(б). Его ждали в Кремле. 
Алексей Иванович Шахурин вспоминал впоследствии: 
«В кабинете находились Сталин, Молотов, Ворошилов и другие члены Политбюро. Все, кроме Сталина, ходившего по комнате, сидели. 

Сталин некоторое время молча продолжал ходить. Потом остановился около меня и сказал: «Мы хотим назначить вас наркомом авиационной промышленности. Нужны свежие люди, хорошие организаторы и знающие к тому же авиационное дело. Как вы на это смотрите?» 

Предложение было неожиданным. Я не знал, что сказать. Ответил: «Вряд ли справлюсь с этим делом. Тем более в Горьком я недавно, работать там интересно, есть немало планов на будущее, которые хотелось бы осуществить».

В разговор вмешался Ворошилов. Со свойственным ему добродушием он заметил: «Вон какой областью руководите и тут справитесь». 

Вскоре пригласили конструктора А.С. Яковлева. Сталин показал на меня: «Это новый нарком авиационной промышленности товарищ Шахурин». 

Я понял, что вопрос о моем назначении решен.
...
В 1941 году авиазаводы выпустили 2000 истребителей Як-1, ЛаГГ- 3, МиГ-3, 458 бомбардировщиков Пе-2, 249 штурмовиков Ил-2. И все-таки Алексей Иванович нервничал: успеем ли построить необходимое количество новых самолетов до начала войны, неизбежность которой он прекрасно понимал.



В это время Шахурин часто бывал в Кремле. Случалось, что Сталин приглашал его к обеду. Однажды в непринужденной обстановке нарком поделился со Сталиным своими тревогами. Видимо, опасения молодого руководителя авиапрома растревожили вождя, и спустя два месяца он вернулся к этому разговору, задав вопрос: 

– Как идет выпуск самолетов?

Шахурин показал ему полугодовой и годовой графики выпуска, где было видно увеличение производства самолетов на один-два в неделю.
И на одном из них Сталин собственноручно написал: «Мы, Шахурин, Дементьев, Хруничев, Воронин… (словом, перечислил всех заместителей наркома авиационной промышленности), настоящим обязуемся довести ежедневный выпуск боевых самолетов в июне 1941 года до 50 самолетов в сутки».




Алексей Иванович попросил разрешения посоветоваться с замами. Всё просчитав, руководство наркомата авиационной промышленности вызов Сталина приняло. Люди прекрасно понимали, что увеличение выпуска самолетов – это вопрос жизни и смерти для страны. Слово свое авиастроители сдержали. К началу войны выпускалось 50 самолетов в день, а к концу 1941 года эта цифра дошла до 100.

Авиационная промышленность работала очень четко, ритмично, наращивая выпуск продукции. Когда порой в наши дни приходится слышать, что новые самолеты появились у СССР только во второй половине войны, то совершенно очевидно, что утверждают это люди, не понимающие, что создать такую технику в ходе боевых действий невозможно. Как говорил сам А.И. Шахурин: «Если бы нас война застала со старой техникой на стапелях, то никакими усилиями мы бы уже серийное производство новых самолетов освоить не могли». 



За заслуги перед Родиной в 1941 году А.И. Шахурин был удостоен высшей награды страны – звания Героя Социалистического Труда
....




ЦитатаАлексей Иванович, когда нужно, твердо отстаивал свое мнение у Верховного. Так, Сталин запретил серийный выпуск пикирующего бомбардировщика ТУ-2, отдавая предпочтение истребителям. Шахурин доказывал, что этого делать нельзя. Однако убедить Сталина не удалось. И только представленный в наркомат акт окончательных испытаний ТУ-2 в боевых условиях решил спор в пользу Шахурина. Под актом была подпись знаменитого летчика, генерал-майора авиации М.М. Громова. В этот же день Сталин вызвал Шахурина к себе. На его столе лежал такой же акт, где летчики-фронтовики хвалили машину. Сталин поинтересовался, знает ли Шахурин об этом? Шахурин резко ответил, что не только знает, но и докладывал вопрос некоторое время, за что получил неприятный выговор. Тогда Сталин, понимая, что был не прав, пошутил: «Вы должны были написать на меня жалобу в ЦК партии».
...
Чтобы достичь высокой производительности труда, необходимо было привлечь силы изобретателей и рационализаторов. К примеру, на заводе имени Чкалова в Новосибирске рационализатор Иван Илларионович Монаков придумал «легендарную фрезу»! Она заменила работу пятнадцати фрезеровщиков, пятидесяти пяти слесарей, шестидесяти трех строгальщиков и пятнадцати разметчиков. Так, до конца войны Монаков работал за полтораста человек. Широкое распространение получили «фронтовые бригады». Их было на заводах по нескольку сотен, дающих производительность по 500 процентов и более.
Узким местом в авиационной промышленности был выпуск авиадвигателей, а он всегда был узким и в послевоенный период. Счет их шел не на десятки или сотни, а на штуки.

Сталин лично разговаривал с директорами заводов, выпускающих двигатели, и просил, как, к примеру, директора завода М.С. Комарова, выпускать хотя бы на один двигатель в сутки больше. Комаров заявил, что это трудно и даже невозможно.
...



ЦитатаЧерез сутки, за которые наша авиация теряет 1200 боевых самолетов всех типов (в том числе 400 - в воздушных боях), с Комаровым соединяют Сталина, который не приказывает, а просит его сделать все для увеличения выпуска моторов:
- Наши танки горят, как свечи! Их может спасти только прикрытие над полем боя! И, с другой стороны, только штурмовики способны выбить лавину немецких танков, которые больше ничто не может остановить! Так что вся надежда на вас, товарищ Комаров!..
Сталин звонит ночами Комарову и в последующие дни, недели и месяцы. Михаил в ответ твердит одно и то же:
- Делаем все возможное, товарищ Сталин!..
Число звонков вождя резко возрастает с ранней осени, когда начинается перемещение промышленности на восток, в глубокий тыл. Драма, однако, заключается в том, что заводы-смежники, поставляющие для моторов узлы и детали, начиная с сентября стали попадать под бомбежки, а затем и вообще двинулись в общем потоке в эвакуацию.
К началу октября ситуация на заводе Комарова превращается в трагедию: выпуск моторов падает до критического уровня 10 штук в сутки. Но ведь потери штурмовиков составляют по несколько десятков ежедневно!.. Ночью снова звонит Сталин:
- Я вас ни в чем не упрекаю, товарищ Комаров! Но скажите: что еще можно сделать для выпуска на один мотор в сутки больше?
Комаров отвечает:
- Рабочих нечем кормить, они падают у станков в голодные обмороки, товарищ Сталин. - Организуйте питание по тарелке щей в день, пусть даже без хлеба, - и они дадут два дополнительных мотора!
На следующее утро к заводу подъезжает грузовик, в кузове которого повизгивают три поросенка. Машину встречает начальник отдела рабочего снабжения завода веселым криком:
- Наф-Наф, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф прибыли!
Их мигом режут, разделывают. И Комаров данное Сталину слово сдерживает...
...
тут




ЦитатаСталин часто звонил на заводы директорам, парторгам с просьбой увеличить производство самолетов. Директор одного из авиационных заводов М. С. Комаров вспоминал:
«Я был в сборочном цехе, когда диспетчер сообщил мне, что нужно срочно позвонить А. Н. Поскребышеву. Вернувшись в кабинет, я набрал номер телефона, который мне дали. Поднял трубку Поскребышев и сказал:
— С вами будет говорить товарищ Сталин, подождите у телефона, я доложу.
Хотя я ждал разговора, но голос Сталина прозвучал как-то неожиданно.
— Здравствуйте, товарищ Комаров, — сказал Сталин. — Можете ли вы в ближайшее время увеличить суточный выпуск хотя бы на один мотор?
Я ответил:
— Трудно и даже вряд ли возможно.
Сталин отозвался:
Подумайте. Нужно это сделать. Очень необходимы фронту штурмовики Ильюшина».
Сталин звонил на завод еще не раз. Однажды он спросил М. С. Комарова, что задерживает выпуск моторов?
— Песок, — ответил директор.
— Какой песок? — изумился Сталин.
— На заводе всего двухдневный запас песка, необходимого для формовки, и производство может остановиться. [316]
— Почему ни к кому не обращаетесь?
— Обращался. Но говорят, нет вагонов, чтобы завезти песок.
— Песок будет, — сказал Сталин и повесил трубку.
К исходу следующего дня на завод подали эшелон песка, которого хватило надолго.



ЦитатаА. И. Шахурин пишет о требовательности И. В. Сталина:
«Это произошло вскоре после того, как я был назначен наркомом. Меня вызвал Сталин и, что называется, с порога, как только я вошел в кабинет, обрушился с упреками, причем в очень резком тоне: почему, почему, почему? Почему происходят такие-то события на таком-то заводе? Почему отстает это? Почему не делается то? И еще много разных «почему». Я настолько опешил, что еле вымолвил:
— Товарищ Сталин, вы, может быть, упустили из виду, что я всего несколько дней на этой должности.
И услышал в ответ:
— Нет, нет, нет. Я ничего не упустил. Может быть, вы мне прикажете спрашивать с Кагановича, который был до вас на этой работе? Или чтобы я подождал еще год или полгода? Или даже месяц? Чтобы эти недостатки имели место? Чтобы я ничего не трогал? С кого же я должен спрашивать о том, что делается не так в авиапромышленности и не в таком темпе?
Совершенно пораженный сначала этим разговором, после некоторого раздумья я понял, что Сталин не только хотел с меня спросить, но и хотел, чтобы я так же спрашивал с других — требовательно, резко, со всей твердостью подходил к вопросам, которые решала в то время авиаиндустрия» [213, с. 70].

Шокированный


Цитата9 января Оргбюро ЦК приняло постановление “О недостойном поведении Шахурина А.И.”, в котором бывшему наркому авиапрома инкриминировалось присвоение семи вывезенных из Германии легковых автомобилей.
     В Москве говорили, что он пострадал из-за своей жены, Софьи Мироновны Шахуриной (Лурье), которая якобы злоупотребляла льготами супруга-наркома. Основания для таких слухов были. В 1945 г. для Шахурина была отделана большая квартира на улице Горького, наискосок от здания Моссовета, в первом этаже дома, где потом устроили книжный магазин. Квартира была весьма просторной, и прохожие могли наблюдать  роскошь её обстановки через большие окна-витрины. После войны, жена Шахурина стала вдруг обладательницей дорогостоящей коллекции уникального западноевропейского и китайского фарфора.
   По этому поводу будто бы Сталин сказал:
       "Широко живешь, Шахурин,  нехорошо живешь, Шахурин" .
     Однако  в  обвинительном  заключении  этот сюжет  не  фигурировал. Не исключено, что  слухи о "буржуазном
разложении"  жены Шахурина  специально распространялись для подготовки московского общественного мнения
к аресту наркома. [7].
....
тут

Собственно, наверно,  Шахурин награду получил, за то, что докладывал как он организовал все хорошо, как план под его руководством, хорошо и качественно выполнялся. Получал за это разные ништяки. А вот пейсал ли собственноручно Сталин обязательство авиапрому, наверно, вопрос.


Цитатавсе подсудимые были признаны виновными и получили разные сроки. Максимальный — семь лет — дали наркому Шахурину, минимальные — по два года — Будникову и Григорьяну. Все были лишены правительственных наград, ввиду большого государственного ущерба их имущество было арестовано.
....
Одновременно суд арестовал имущество осужденных. Против них возбудили гражданское судопроизводство, в рамках которого предъявлено исковое заявление на сумму свыше полумиллиона рублей. На основании ходатайства ВК Президиум ВС СССР принял решение лишить государственных наград и воинских званий четверых деятелей:
  • А. Шахурина

  • А. Репина

  • Н. Селезнева

  • А. Новикова


Еще одним пострадавшим в деле авиаторов оказался Н. Маленков, курировавший во время ВОВ данное направление в деятельности наркомата авиапрома. По предложению Сталина он был выведен из состава Секретариата ЦК ВКП(б), сохранив членство в Оргбюро и Политбюро.
 В 1953 году все обвинения в их адрес были сняты, а приговоры отменены за отсутствием состава преступления.
....
тут
  • +0.17 / 8
  • АУ