У Турции еще нет ни одного космического запуска хотя бы на низкую орбиту, даже ни одного суборбитального полёта, а они уже замахнулись на Луну (!) ещё и высадку человека (!). В 2021 году турки озвучивали планы запустить ракету на Луну уже в 2023 - в год 100-летия Турецкой республики. ИМХО такая спешка и попытка приурочить запуск к круглой дате - это чистой воды показуха и игра на публику.
...
В большинстве стран мира, у которых есть космические программы, они развивались очень постепенно, последовательно.
Например, Иран:
2005 - первый иранский спутник (пока на российской ракете-носителе) 2007-2008 - 3 успешных суборбитальных запуска иранских ракет-носителей на 150-250 км. 2008 - первый орбитальный запуск (неудача) 2009 - первый успешно выведенный на орбиту иранской ракетой спутник 2013 - запущена в космос биокапсула «Пишгам» с обезьяной Пишгам на борту. 2011-2020 - ещё пять иранских спутников выведены на орбиту.
Иран разработал сразу 5 семейств космических ракет-носителей: "Сафир" (Safir, 26 т), "Кавошгар" (Kavoshgar, 26 т), "Касед" (Qased, 27 т), "Зульджанах" (Zuljanah, 52 т), "Симург" (Simorgh, 87 т).
.
Всего c трёх иранских космодромов "Имамшехр", "Кум" и "Семнан" произвели не менее 26 запусков космических ракет (включая испытательные и суборбитальные), из них 17 - успешно.
На орбите находятся как минимум 6 иранских спутников "Сина-1" (Sina), "Омид" (Omid), "Расад-1" (Rasad), "Навид" (Navid), "Фаджр" (Fajr), "Нур-1" (Noor). Были созданы и другие спутники - Doosti, Nahid, Payam, Zafar и т.д.
И то, Иран несмотря на все свои амбиции, наличие 5 семейств космических ракет, 26 запусков, достаточно большой опыт и научную школу - планирует первый запуск на Луну не раньше 2026-2027, через 20 лет после первого испытательного суборбитального запуска. А Турция с нулевой научной школой, без единого суборбитального и орбитального полёта решила лететь на Луну в 2023.
...
Или пример другой страны с гораздо более развитой наукой и технологиями чем в Турции - Южная Корея.
С 2009 года у южнокрейцев всего 4 запуска космических ракет, из них 3 шт. - Naro-1 (по сути это на 80% российская "Ангара-1.2" с двигателем РД-191) и 1 шт. - Nuri. Разработка своей собственной ракеты у Южной Кореи идёт очень медленно и туго.
Всё это напоминает историю с распиаренным "турецким региональным самолётом" - TRJ ("Turkish regional jet").
В 2015 году турки торжественно представили свои будущие региональные пассажирские самолёты TRJ-328 и TRJ-628, последний типа должен был конкурировать с российским SSJ-100 и китайским ARJ-21. Были нарисованы красивые рендеры с дизайном в футуристическом стиле:
Были выпущены ролики с максимально пафосной патриотичной озвучкой:
. Планировалось поставить первые TRJ заказчику уже в 2019-м году (потом поменяли планы на первый полёт в 2019 году).
Однако первый полёт турецкого лайнера так и не состоялся. Разработать современный пассажирский самолёт оказалось несколько сложнее и дороже чем просто нарисовать пафосный ролик, поэтому в 2017-м году программу TRJ по-тихому полностью свернули:
ЦитатаТурция отказалась от программы производства региональных пассажирских самолетов 30.10.2017
Как сообщает американское издание "Defense News" в статье Burak Ege Bekdil "Turkey terminates local jet program worth billions", Турциябез особой огласки отказалась от национальной программы производства региональных пассажирских самолетов TRJet. Официальные лица турецких закупочных структур подтвердили, что программа TRJet была прекращена после того, как ряд исследований показал, что она утратила свою "экономическую целесообразность". "Прогнозы затрат и продаж не были обнадеживающими", - сказал официальный представитель, знакомый с программой TRJet .
Самолеты серии Dornier 628 существовали только в аванпроектах, и их полноценная разработка должна была быть осуществлена именно в Турции в рамках программы TRJet .
Фактическим генеральным подрядчиком по организации их выпуска в Турции должна была выступать Esen System Integration - турецкое отделение SNC, которое планировала построить для этого специальный завод в Анкаре при участии STM. Компания Esen System Integration изначально делала сверхоптимистичные прогнозы на продажу от 500 до 1000 самолетов TRJ328 и такого же количества самолетов TRJ628.
Для поддержки программы в 2015 году турецкое правительство обязалось приобрести 50 самолетов TRJet для государственных заказчиков (в том числе военных). По первоначальным планам, первый полет первого изготовленного в Турции самолета TRJ328 должен был состояться в 2019 году, а первый полет TRJ628 - в 2023 году. Однако в последние два года программа TRJet фактически не продвигалась.
Совершенно очевидно, что программа организации производства целого семейства реактивных и турбовинтовых региональных пассажирских самолетов оказалась вне реальных экономических и индустриальных возможностей Турции.
Космическая программа (тем более Лунная) - это в разы более сложные технологии чем при создании самолётов. И в десятки раз более дорогостоящие. Если Турция не смогла потянуть пассажирский самолёт в благополучные для себя годы, то как она с гораздо более слабой экономикой (после пандемии и краха лиры) собирается потянуть Лунную программу?
Нью-Васюкинство какое-то... Похоже, неслучайно Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей был сыном турецко-подданного. :)