Во времена моей юности были интересные дела : физики -лирики в г.Обниске создали мирный атом . легендарные геологи открывали кладовые Сибири . а поэты и певцы воспевали красоту тайги
Сибирская река Ангара, интересная и необычная
В самом названии Ангары слышится что-то задорное, молодое и жизнеутверждающее. Такая она и есть – быстрая, порожистая, холодная и чистая. И молодая, по геологическим меркам. Как у всех больших сибирских рек, у нее богатая история, щедро сдобренная легендами. А множество уникальных фактов об Ангаре вызывают удивление и уважение к ней. Два имени
В начале 17 века русские первопроходцы-казаки, выйдя к реке, назвали ее Верхней Тунгуской, по имени населяющих ее берега тунгусов, предков нынешних эвенков. Лишь через время, спустившись к ангарским порогам, они встретили бурятов и узнали название, под которым река была известна с 13 века – Ангара.
Красивая легенда красивой реки
Седой могучий Байкал держал в строгости единственную дочь, красавицу Ангару. Чтобы не разлучаться с любимой дочкой и жениха ей выбрал поближе – Иркута. Но девушка полюбила сильного и прекрасного Енисея, сына Саяна. И решила бежать к любимому. Страшный шторм, вызванный гневом отца, ее не остановил. Тогда Байкал отломил от седой горы утес и бросил его вслед строптивой дочке, надеясь перекрыть ей проход. Но утес упал за спиной Ангары, а красавица попала прямо в объятья Енисея.
Утес так и остался в истоке реки, около поселка Листвянки. С давних времен он назывался Шаман-камнем. Считалось, что если Байкал уж очень разгневается, то выйдет из берегов и пустится вдогонку за дочерью. И затопит все вокруг своими водами. Поэтому на Шаман-камне в древние времена приносились Байкалу жертвы, довольно богатые.
Жемчуг для царицы
В 17 веке в Ангаре добывали жемчуг. Промысел был своеобразным. Это в теплых морях его добывали ныряльщики. В ледяную Ангару никто нырять не собирался. После спада весенних непрозрачных вод, промысловики сколачивали плот с дырой посредине. В нее вставляли трубу, через которую в прозрачной ангарской воде искали на камнях раковины. Через эту же трубу опускали длинный тонкий шест с крючком на конце. Чувствуя проникновение, моллюск сразу смыкал створки, и раковину легко поднимали со дна.
Жемчуг, конечно, был помельче морского, но сибирский речной всегда славился красотой. Именно ангарским жемчугом было расшито одно из парадных платьев Екатерины I. Увы, позднее раковины перестали появляться в реке, и добыча сошла на нет.