Производители, входящие в нефтяной картель, могут увеличить добычу, чтобы сбалансировать рынок, но это означало бы, что они стали на сторону Запада, а не Москвы
Эмбарго на покупку российской нефти усиливает давление на Организацию стран-экспортеров нефти, заставляя ее делать выбор: увеличить добычу или занять сторону России. Поскольку события на Украине превращаются в конфликт в рамках новой холодной войны, картель не может рассчитывать на сохранение нейтралитета.
Президент Байден во вторник запретил импорт российской нефти, после чего Brent достигла внутридневного максимума в $133 за баррель. Вскоре за ним может последовать Великобритания, однако ключевым экспортным рынком для российской нефти является Европа. Многие покупатели уже стараются избегать российской нефти, опасаясь нарушить финансовые санкции или навредить своей репутации. Под давлением общественности европейский энергетический гигант Shell даже объявил о частном бойкоте российской нефти и газа и извинился за покупку российской нефти в прошлую пятницу.
Россия является третьим по величине поставщиком нефти в мире, добывая около 10 млн баррелей нефти в сутки, около половины из которых отправляется на экспорт. В январе запад импортировал около 4.3 млн баррелей в сутки. По словам Бьорнара Тонхаугена, главы отдела нефтяных рынков в Rystad Energy, львиная доля этого объема пришлась на континентальную Европу, при этом США импортировали всего 200000 баррелей в сутки, а Великобритания — еще меньше. Однако американское эмбарго может привести к тому, что другие страны будут избегать российскую нефть, причем в отсутствие покупателей мировой рынок может столкнуться с большим дефицитом. По оценкам Rystad Energy, сокращение мировых поставок на четыре миллиона баррелей в сутки приведет к росту цен на нефть до $200 за баррель.
Альтернативные поставкиСмягчить ситуацию смогли бы альтернативные поставки. По данным Rystad, ОПЕК+ имеет свободные мощности на уровне 4 млн баррелей в сутки, которые сосредоточены в Саудовской Аравии, Ираке, Иране и Объединенных Арабских Эмиратах. Но увеличение добычи означало бы, что они выступают против России, которая является сопредседателем ОПЕК+, расширенной версии картеля. На последнем заседании, через неделю после объявления Владимиром Путиным о начале спецоперации на Украине, ОПЕК+ потребовалось всего 13 минут, чтобы принять решение о сохранении прежнего уровня добычи. В ходе самой короткой встречи за всю историю они даже не обсуждали военный конфликт.
Американские сланцевики также могут с выгодой увеличить добычу по ценам намного ниже текущих уровней, но это не получится сделать в краткосрочной перспективе; ОПЕК могла бы добывать гораздо быстрее. Кроме того, различия в составе нефти могут осложнить процесс замены одного вида нефти на другой для потребителей. Например, НПЗ на побережье Мексиканского залива США используют более тяжелую российскую нефть, которую сложно заменить более легкой сланцевой смесью.
Европа, крупнейший потребитель российских энергоносителей — угля, нефти и газа — не стала объявлять нефтяное эмбарго. Европейский союз обнародовал план по сокращению «чрезмерной зависимости» от российских энергоносителей. Судя по всему, блок смирился с тем, что его дипломатия в отношении трубопроводов потерпела неудачу, поскольку Путин превращает энергию в оружие.
«Мы просто не можем полагаться на поставщика, который открыто угрожает нам», — заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.Даже если некоторые европейские компании продолжат покупать российскую нефть, регион столкнется с потенциальным газовым кризисом. Москва пригрозила прекратить поставки газа по трубопроводу «Северный поток-1» в Германию в ответ за запрет Запада на поставки российской нефти. У ЕС достаточно газа, чтобы продержаться до лета, но ему необходимо восстановить запасы до следующей зимы. Блок предложил на законодательном уровне ввести требование о том, чтобы хранилища газа в ЕС заполнялись не менее чем на 90% к 1 октября каждого года. Это снизило бы риск кризиса в зимний период, если предположить, что им удастся найти газ.
В ЕС также пообещали сократить спрос на российский газ почти на две трети до конца года за счет увеличения импорта СПГ и трубопроводного газа из таких стран, как Норвегия и Алжир, а также за счет внедрения мер по повышению энергоэффективности и использования экологически чистых энергетических установок.
В ходе противостояния Москвы и ОПЕК + в 2020 году саудиты показали, что энергоносители являются мощным оружием, из-за чего цены на нефть ненадолго упали ниже нуля. Возможно, ОПЕК не готова пожертвовать недавней разрядкой напряженности, чтобы сбалансировать рынок. Путину доходы от энергоносителей нужны больше, чем когда-либо, поскольку спецоперация на Украине длится дольше, чем ожидалось, а валютные резервы России оказались под санкциями.
Домыслы по поводу действий ОПЕК — неблагодарное занятие, однако запрет США на закупки в России сокращает пространство для игры в обоих направлениях. Членам ОПЕК предстоит сделать неприятный выбор.