The Financial Times: Чем обернется запрет на российскую нефть для мировых энергетических рынков
новая дискуссия
Статья
920
Аналитики предупреждают о кризисе предложения, сопоставимом с шоком 1979 года, если действия США и других стран приведут к масштабной блокаде
Запрет Белого дома на импорт российской нефти в США является самым значительным событием в ходе быстро развивающейся глобальной энергетической войны между Россией и Западом, которая началась после ввода российских войск на территорию Украины.
Во вторник Brent подорожала на 4% до $127.98 за баррель, достигнув перед этим самого высокого внутридневного уровня со времен мирового финансового кризиса, в то время как стоимость бензина в США установила новый максимум.
Поскольку аналитики предупреждают о возможности дальнейшей эскалации, данный запрет может привести к следующим потенциальным последствиям для глобальных рынков.
Объявленные санкции
Указ президента Джо Байдена запрещает импорт в США нефти и нефтепродуктов, угля и сжиженного природного газа и предполагает сворачивание существующих контрактов в течение 45 дней. Он также запрещает американским компаниям инвестировать в российскую энергетику.
Великобритания заявила, что она также постепенно прекратит импорт нефти, при этом компаниям будет предоставлено время до конца года, чтобы сократить поставки. Канада, которая импортирует незначительное количество российской нефти, уже объявила об аналогичном запрете.
Однако это не попытка распространить эмбарго на экспорт российской нефти по всему миру, как это произошло с иранской нефтью в 2018 году, которая была практически отрезана от мировых рынков. ЕС, который гораздо больше зависит от российских энергоносителей, пока не намерен следовать этому примеру. Более масштабное эмбарго потребовало бы вторичных санкций и, вероятно, сотрудничества между странами ЕС и даже Индией и Китаем, крупнейшими покупателями России.
Станет ли запрет большой проблемой для США?
Безусловно, США являются крупнейшим рынком нефти в мире, при этом страна потребляет около 20 млн баррелей в сутки. Общий объем импорта нефти и топлива в США в 2021 году составил 8.5 млн баррелей в сутки, причем на долю России приходилось около 8% от этого объема. Справиться с потерей российской нефти будет легче, чем обойтись без нефтепродуктов, таких как вакуумный газойль, который американские НПЗ используют в качестве так называемого исходного сырья для установок.
«Импорт российской нефти в целом был конъюнктурным, — заявил Роберт Кэмпбелл, аналитик консалтинговой компании Energy Aspects. — Более значительный эффект будет ощущаться со стороны импорта сырья».
Хотя в последние годы внутренние поставки нефти в США резко выросли, внутренние нефтеперерабатывающие заводы были построены для переработки «более тяжелой» нефти, чем те сорта, которые поступают с американских сланцевых месторождений, из-за чего они вынуждены использовать российские нефтепродукты для бесперебойной работы.
«Хотя объемы невелики по сравнению с общим спросом на нефть в США, потеря этих поставок осложнит работу нефтеперерабатывающих заводов в США и усилит дефицит на американском рынке бензина», — добавил Кэмпбелл.
Насколько это серьезная проблема для России?
Теоретически Россия может просто продавать нефть другим покупателям на взаимозаменяемом рынке. То, что не продается в США или Великобританию, можно поставлять в другие места.
Но, по словам аналитиков, страна столкнулась с «забастовкой покупателей» — компании все меньше готовы идти на риск и поставлять российскую нефть морским путем, опасаясь юридических или репутационных последствий. Реакция общественности в ответ на недавнее решение Shell купить российскую нефть со значительной скидкой стала уроком для других возможных покупателей, считают аналитики.
Эти добровольные санкции теперь усилились из-за запрета США, превратившись в более серьезную проблему. Кэмпбелл считает, что, если Россия не сможет отправлять дизельное топливо и мазут каждый месяц, это может вызвать эффект домино, поскольку нефтеперерабатывающие заводы страны будут вынуждены сократить производство. Затем снижение спроса со стороны российских НПЗ может вынудить российских производителей нефти замедлить или частично сократить добычу.
Дальнейшие события
Ричард Невью, старший научный сотрудник Центра глобальной политики в сфере энергетики при Колумбийском университете, считает, что, хотя запреты со стороны США и Великобритании сами по себе могут оказать незначительное влияние, основной смысл в том, что Белый дом продемонстрировал готовность продолжать санкции, в том числе в сфере энергетики.
«Они заявляют, готовы войти в это пространство», — добавил Невью, который помогал администрации Обамы разрабатывать санкции против Ирана.
Опасения по поводу рынка нефти, которые объясняют скачок цен на этой неделе, сейчас в основном связаны с угрозой эскалации. Вице-премьер Александр Новак заявил в понедельник, что Россия имеет «полное право принять зеркальное решение» и наложить эмбарго на прокачку газа в Европу по трубопроводу «Северный поток-1», который является важнейшей артерией для континента, по-прежнему сильно зависящего от российских энергоносителей.
«На мой взгляд, проблемы могут нарастать как снежный ком, — отметил Боб Макнелли, глава консалтинговой компании Rapidan Energy Group, Вашингтон. — Мы все еще находимся в первой фазе. Я не думаю, что худшее уже позади».
Хелима Крофт, управляющий директор RBC Capital Markets и бывший аналитик ЦРУ, заявила, что призывы к вторичным санкциям в отношении российской нефти может быть трудно игнорировать, поскольку Москва не намерена заканчивать спецоперацию.
«Все станет действительно серьезно, когда даже нефтеперерабатывающим заводам в Китае и Индии придется анализировать преимущества и недостатки, — заявила она. — Стоит ли покупать российскую нефть. Германия и другие крупные импортеры оказались бы в безвыходном положении».
«Какую цену вы готовы заплатить, чтобы доказать, что вы не намерены вторгаться в суверенную страну и нарушать послевоенный порядок в Европе?» — задается она вопросом.
Возможные последствия
Чем больше российской нефти уйдет с рынка, тем дороже будет нефть. На фоне неопределенности усиливается вероятность того, что нефть может взлететь выше предыдущего рекорда 2008 года в $147 за баррель — почти до $200 за баррель с поправкой на инфляцию.
Новак, который ранее занимал пост министра энергетики России, предупредил в понедельник о возможной стоимости нефти в $300 долларов за баррель, если Европа последует примеру США, запретив импорт российский нефти.
Аналитики Bank of America заявили, что масштабная блокада российской нефти спровоцирует «кризис предложения, практически аналогичный... нефтяному кризису 1979 года», который нанес огромный экономический ущерб западным странам. По их словам, при таком сценарии цены «могут превысить $200 за баррель».
Канет Казокоглу, руководитель отдела по анализу спроса на нефть в консалтинговой компании FGE, считает, что кризис предложения, подобный событиям 1979 года, может привести мир «к очередной серьезной глобальной рецессии».
Могут ли США или другие производители прийти помощь?
Администрация Байдена потратила недели на поиски дополнительных баррелей по всему миру, включая призывы к американским производителям нарастить добычу, лоббирование альянса Опек + для увеличения поставок, продвижение потенциальных сделок по размораживанию санкционной иранской и венесуэльской нефти, а также использование нефти из стратегических запасов.
Международное энергетическое агентство, которое на прошлой неделе объявило о высвобождении 60 млн баррелей из государственных резервных хранилищ, дало понять, что могут появиться дополнительные поставки для сдерживания цен.
По словам Крофт, чтобы убедить Саудовскую Аравию, единственного производителя ОПЕК, имеющего значительные резервы производственных мощностей, добывать гораздо больше нефти, администрации Байдена, возможно, потребуется сначала наладить отношения с королевством.
Однако сам масштаб присутствия России на мировых нефтяных рынках — она является третьим по величине производителем и крупнейшим экспортером нефтепродуктов в мире — означает, что потерю российских поставок будет практически невозможно быстро заместить в полном объеме.
«Неопределенность по поводу возможного разрешения конфликта и нехватки нефти достигла беспрецедентного уровня», — отметил аналитик Goldman Sachs Дэмиен Курвалин.
Американские сланцевики оказались могли бы стать еще одним источник потенциальных краткосрочных поставок, чтобы ограничить рост цены, однако руководители отрасли отмечают, что быстрая реакция со стороны американских сланцевых месторождений маловероятна.
«Как отрасль, мы не можем не учитывать прибыль, — заявил Райан Лэнс, директор ConocoPhillips, одного из крупнейших производителей в США. — И не забывайте, что все, что мы начинаем делать сегодня, не дает результатов в течение 12-18 месяцев. Поэтому нужны прогнозы на пару лет вперед».
Долгосрочные решения
Сторонники чистой энергетики утверждают, что кризис — и последовавший за ним рост цен на бензин — еще одна причина, почему западным странам-потребителям стоит положить конец зависимости от ископаемого топлива, которое обогащает такие режимы, как путинский.
«Этот момент знаменует громкий призыв к переходу на внутреннюю экологически чистую энергию, чтобы мы больше никогда не были замешаны в конфликте, связанном с ископаемым топливом», — заявил Эд Марки, сенатор-демократ от Массачусетса.