Вышеградский расколВышеградская группа – международно-политическое объединение Польши, Венгрии, Словакии и Чехии
в эти дни испытывает явный раскол. Причем этот раскол, видимо,
является самым серьезным в ее тридцатилетней истории. Появилась данная группа в 1991 году, как объединение бывших стран соцлагеря, пытавшихся найти механизмы сосуществования в постсоветской Восточной Европе. Затем, после вступления стран данной группы в 2004 году в Европейский союз,
площадка Вышеградской группы использовалась ее членами для продвижения дискурсов, которые на большой общеевропейской арене вряд ли нашли бы поддержку и одобрение, однако были интересны отдельным ее членам.
Особенно, учитывая консервативный характер власти в Польше (периодически несогласной с общеевропейской политикой по вопросам абортов и религиозного обрывания) и Венгрии (протестующей против несправедливых, на ее взгляд, механизмов распределения финансов в ЕС и наднациональных органов управления).
Именно эта возможность, оставаясь внутри Европейского союза, на международной арене продвигать темы, «запрещенные» в общеевропейском формате, делала Вышеградскую группу актуальной для стран-членов и даже заставляла считаться (в какой-то мере) с их мнением.
Современность, давшая Европе таких возмутителей спокойствия, как польский президент Дуда и венгерский премьер-министр Орбан не внесла существенного разлада в Вышеградскую группу. Хоть каждый из них и раздражал (каждый по -своему) политиков Старой Европы, между ними особых конфликтов не было.
Страны группы не являлись ни конкурентами в борьбе за дотации ЕС, ни противниками, имеющими политические претензии друг к другу. Просто каждый тихо отрабатывал свою повестку, используя прижившийся политически бренд «Вышеградская группа».
Но сейчас ситуация в корне изменилась. Между Венгрией с одной стороны и Польшей с Чехией с другой, пробежала «черная кошка» по вопросу Украины и российско-европейских отношений. Польша и Чехия, став в авангарде европейской радикальной позиции и даже культивируя откровенно русофобские тренды вошли в диссонанс с позицией Венгрии, призывающей прислушаться к голосу разума и не допускать хотя бы провала по энергетическим отношениям с Россией.
И тут между Польшей и Венгрией самый главный раскол – финансовый. Польша не раз уже высказывала призывы блокировать поставки российских нефти и газа.
А также намерение стать перевалочной базой для нефтепродуктов с использованием нефтеналивных мощностей порта в Гданьске. Это сделало бы Польшу одной из ведущих стран-транзитеров энергоносителей и в определенном смысле дала дополнительные козыри в диалоге с Германией. Для Венгрии же поставка российских энергоносителей имеет принципиально важное значение и позволяет вести сравнительно самостоятельную (насколько это вообще возможно в ЕС) экономическую политику. И этот спор прагматических позиций, не имеет вариантов для выработки взаимоприемлемой позиции.
Другой плоскостью спора является намерение Польши добиваться введения «миротворческого» контингента НАТО на территорию западных областей Украины. Этот посыл Варшавы не поддерживает ни одна из остальных стран Вышеградской группы.
Но если Чехия и Словакия готовы выражать если не реальную-военную, то хотя бы политическую поддержку польским начинаниям, то Венгрия коренным образом против данной инициативы прекрасно понимая, что такой шаг как ухудшит отношения с Россией, так и будет способствовать укоренению польских, а не венгерских инициатив. Так что и с политической точки зрения дистанция в позициях между Варшавой и Будапештом серьезно увеличилась.
Сейчас польские власти активно критикуют правительство Орбана, а Чехия призывает чуть ли не к понижению дипломатических отношений с непокорной Венгрией, что безусловно не способствует укреплению позиций Вышеградской группы.