«Я пытался вывести Россию на другой путь. Моя политика заключалась в том, чтобы работать к лучшему, одновременно расширяя НАТО, чтобы подготовиться к худшему»:
Билл Клинтон написал огромную статью в The Atlantic, в которой объяснил расширение НАТО. Как выяснилось, с одной стороны, он хотел бы, чтобы Россия была демократической,
а с другой, этим русским нельзя доверять, они нецивилизованная нация, предпочитающая диктатуру и агрессию и правильнее всего держать их под прицелом. И вообще, это не НАТО расширилось на восток, это страны Восточной Европы сами переползли на Запад.
Билл Клинтон в The Atlantic:
«Когда я стал президентом, я сказал, что поддержу Ельцина в его усилиях по построению хорошей экономики и функционирующей демократии после распада Советского Союза, но я также поддержу расширение НАТО, включив в него бывших членов Варшавского договора и постсоветские государства. Моя политика заключалась в том, чтобы работать к лучшему, готовясь к худшему. Я беспокоился не о возвращении России к коммунизму, а о возвращении к ультранационализму, замене демократии и сотрудничества устремлениями к империи, такими как при Петре Великом и Екатерине Великой. — Если бы Россия оставалась на пути к демократии и сотрудничеству, мы все были бы вместе в решении проблем безопасности нашего времени. Если Россия решит вернуться к ультранационалистическому империализму, расширенное НАТО и растущий ЕС укрепят безопасность континента.
Ближе к концу моего второго срока, в 1999 году, Польша, Венгрия и Чехия вступили в НАТО, несмотря на возражения России. Альянс получил еще 11 членов при последующих администрациях, опять же при противодействии России.
— В последнее время расширение НАТО подвергается критике в некоторых кругах за провоцирование России и даже закладку основы для вторжения Путина на Украину. Расширение, безусловно, было ключевым решением, которое, по-прежнему считаю правильным.
— Я понял, что возобновление конфликта возможно. Но, на мой взгляд, это зависело не столько от НАТО, сколько от того, останется ли Россия демократией и как она определит свое величие в XXI веке. Построит ли она современную экономику, основанную на своем человеческом таланте в науке, технике и искусстве, или попытается воссоздать версию своей империи XVIII века, подпитываемую природными ресурсами и характеризующуюся сильным авторитарным правительством с мощной военной властью?
— Я сделал все возможное, чтобы помочь России сделать правильный выбор и стать великой демократией XXI века.
На протяжении всего этого мы оставляли дверь открытой для возможного членства России в НАТО, что я ясно дал понять Ельцину, а затем подтвердил Путину. Идея о том, что мы игнорировали, не уважали или пытались изолировать Россию, является ложной.
Да, НАТО расширилось, несмотря на возражения России, но расширение было больше, чем отношения США с Россией.—
Ни ЕС, ни НАТО не могли оставаться в пределах границ, которые Сталин наложил в 1945 году. Тысячи обычных граждан толпились на площадях Праги, Варшавы, Будапешта, Бухареста, Софии и других стран, когда я там говорил.
— Как написал Карл Бильдт, бывший премьер Швеции:
"Это не НАТО стремится идти на Восток, это были бывшие советские спутники и республики, желающие поехать на Запад". Отклонить членство стран Центральной и Восточной Европы в НАТО просто из-за возражений России было бы неправильно.
— Провал российской демократии и ее стремление к реваншизму не были вызваны штаб-квартирой НАТО.
Только сильное НАТО стоит между Путиным и еще большей агрессией. Поэтому мы должны поддержать президента Джо Байдена и наших союзников по НАТО в оказании как можно большей помощи Украине, как военной, так и гуманитарной»
Хуцпа.