Цитата: nesterova от 03.05.2022 18:21:17А что у них не свое? Атомную бомбу сделали, миссию на Марс осуществили, грузовики и тракторы есть, ткани божественные. Стали у них, говорят, хорошие...
Ткани хорошие делают и в Бангладеш, просто много дешевой рабочей силы.
Атомную бомбу сделали, но межконтинентальных ракет нет (то есть на защиту против возможного нападения США Индия не претендует, в отличие от КНДР). Да и боеголовок совсем мало - всего около 160 шт.
Что у индусов не свое?
Да почти всё самое важное. Практически все основные энергоносители - импортные. В Индии добывают всего 0,6 млн баррелей нефти в сутки, при этом импортируют 4-5 млн баррелей в сутки. А также Индия вынуждена импортировать 250 млн т угля, 35 млрд м3 газа. Периодически случаются коллапсы:
ЦитатаИндия во тьме: угля осталось на три дня
25.10.2021
В ряде штатов Индии отключения электроэнергии длятся 14 часов в сутки несмотря на экстренные меры, принятые центральным правительством для обеспечения топливом ТЭС. Государственная Coal India — крупнейшая угольная компания в мире — увеличила добычу и поставки энергетическим компаниям, но запасы угля на ТЭС все равно находятся на критически низком уровне. Более того, власти обязали государственные и частные компании, которые владеют угольными шахтами и карьерами, использовать уголь только для производства электроэнергии.
УГЛЯ ОСТАЛОСЬ НА ТРИ ДНЯ
Большинство из 135 угольных ТЭС Индии в настоящее время располагают запасами топлива менее, чем на три дня. Если проблему не решить, к концу недели страна недополучит 40-50 ГВт электроэнергии.
Индийские ТЭС могут испытывать нехватку угля еще в течение пяти-шести месяцев, сообщил министр энергетики Индии Р. К. Сингх в интервью изданию The Indian Express. Зависимость Индии от угля очень велика. Доля угля в энергетическом балансе страны превышает 70%.
https://1prime.ru/wo…31162.htmlВ индии производят атомные подлодки (пока сделали одну - заложена в 2004, принята в 2016), но вот обогащенный уран для реакторов - это слишком сложные технологии. Большую часть обогащенного урана Индия вынуждена импортировать, в том числе из России.
Первая АЭС была построена в индийском городе Тарапур (штат Махараштра) и пущена в эксплуатацию в 1969 году, ровно через год после объявления об открытии для подписания Договора о нераспространении. Общая мощность этой АЭС, построенной при содействии американской компании «Дженерал электрик», составила 420 МВт, станция состояла из двух кипящих лёгководных реакторов мощностью по 210 МВт каждый.
В реакторах в качестве ядерного топлива использовался обогащённый уран, поставки которого из США были обеспечены соглашением на 30-летний срок. Однако уже в 1980 году поставки обогащённого урана из США на станцию Тарапур были прекращены, а техническое сопровождение проекта с американской стороны — остановлено. Ситуацию пришлось решать экстренным соглашением о поставках обогащённого урана из Франции, которое смогли подписать только в 1982 году, а мощность реакторов пришлось снизить с 210 до 160 МВт. Кроме того, ещё при постройке станции в Тарапуре Индия столкнулась с необязательностью американской стороны — при проектном бюджете постройки в 485 миллионов рупий, итоговая стоимость станции составила двойную цену — 970 миллионов рупий.
Не менее извилистой была и дорога CANDU на индийский рынок.
Осознав ещё в начале 1970-х годов всю ненадёжность сложившейся ситуации с обеспечением страны импортируемым ядерным топливом, Индия стала искать варианты создания ядерной энергетики, которая была бы независимой от обогатительных технологий. Напомню, что уже 18 мая 1974 года Индия произвела своё первое (тайное) испытание ядерного оружия, названное «Операция Улыбающийся Будда». Тогда в пустыне Тар штата Раджастхан был взорван первый индийский ядерный заряд мощностью в 8 килотонн. Однако нет ничего тайного, что не стало бы явным, — после данного испытания стало ясно, что уже ни США, ни даже СССР не передадут Индии никаких технологий по разделению изотопов урана. И перед индусами в полный рост встал вопрос об использовании природного, необогащённого урана. А это сразу же обусловило выбор CANDU, как основного реактора индийской ядерной программы.
Атомная станция в Раджастхане, введённая в строй в 1972 году, явилась первой, где использовался данный тип реактора. Основная часть оборудования была произведена фирмами Канады; в силу отсталости промышленности Индии добиться какой-либо значительной локализации постройки тогда так и не удалось. С начала 1980-х годов, однако, даже АЭС Раджастхан, несмотря на «канадскую сборку», действовала лишь на 40% от своей номинальной мощности, а её работа сопровождалась хроническими техническими неполадками. Частично все эти проблемы можно объяснить прекращением технического содействия Канады, частично — плохим состоянием подключённой к станции энергосистемы, а кроме того — постоянным пренебрежением руководством станции основными техническими правилами эксплуатации столь сложного объекта.
АЭС Раджастхан, как и АЭС Тарапур, столкнулась с аналогичной проблемой увеличения стоимости проекта: первый блок Раджастханской атомной станции при проектной стоимости в 340 млн рупий обошёлся Индии в 733 млн рупий, а стоимость второго увеличилась с 582 млн до 943 млн рупий.
На сегодняшний день ситуация с реализацией ядерных амбиций Индии ничуть не изменилась, несмотря на прошедшие сорок лет с момента запуска АЭС Тарапур и АЭС Раджастхан. Ядерная отрасль Индии по-прежнему остаётся «белым единорогом» в море патриархальной и весьма отсталой в промышленном отношении Индии.
И именно на этот рынок решаются прийти США, чтобы вернуться к сотрудничеству с Индией после более чем 30-летнего перерыва.
США и Индия подписали соглашение о сотрудничестве в сфере мирного атома в 2006 году, по которому американские компании «Вестингауз» и «Дженерал Электрик» начали подготовительные работы на площадках для строительства будущих АЭС в штатах Гуджарат и Андхра-Прадеш.
Однако реализации данного соглашения помешали два момента. С одной стороны, учитывая позицию Индии по Договору о нераспространении, американцы потребовали полного контроля за обращением с делящимися материалами, получаемыми из американского ядерного топлива, на что индийская сторона категорически не соглашалась — в силу вышеизложенной политики Индии: «ни грамма отработанного ядерного топлива — за рубеж». С другой стороны, уже американских поставщиков смущал принятый в 2010 году в Индии закон о гражданской ответственности в случае аварии и ядерного ущерба, который предусматривал солидарную ответственность (в том числе — и поставщиков ядерного топлива на АЭС) в случае любого ядерного инцидента. Видя весьма специфический подход индусов к эксплуатации ядерных объектов и учитывая опыт предыдущего «сотрудничества», американские поставщики весьма скептически оценивали риски такого начинания, как постройка новой АЭС и, особенно, её дальнейшей эксплуатации силами индусов. В общем, доверие «белых обезьян» к «обезьянам смуглым» находилось на весьма низком уровне.
Что же может представлять из себя ядерная отрасль Индии через десятилетие? И зачем Индия так рьяно борется за отработанное топливо со всех «импортных» лёгководных реакторов, так и не получив в итоге ни технологий центрифужного разделения изотопов, ни даже — газодиффузионных технологий, устаревших ещё в 1980-х?
Рассмотрев в прошлой части нашего рассказа тернистый путь индийской ядерной программы, надо, кроме проблем, которые преследовали индусов на их нелёгком пути к мирному атому, рассказать и о том нелёгком выборе, который по-прежнему стоит перед Индией, начиная ещё с момента старта индийской ядерной программы в далёких 1950-х годах.
Выбор этот прост и сложен одновременно — страна прекрасно понимает всю тупиковость своей нынешней энергетической стратегии, но, в то же время, не может повернуть инерцию громадной, миллиардной страны с пагубного пути экстенсивного использования минеральных топлив на перспективный путь замкнутого цикла ядерной энергетики.
...
Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» поставит топливные таблетки для АЭС «Тарапур» (Индия)
АО «ТВЭЛ» и Департамент атомной энергии правительства Индии заключили контракт на поставку урановых топливных таблеток для энергоблоков индийской АЭС «Тарапур» с реакторами типа BWR (кипящий водо-водяной реактор).
В рамках контракта российская сторона в 2019 году поставит в Индию несколько десятков тонн таблеток из диоксида урана производства Машиностроительного завода (ПАО «МСЗ»; г. Электросталь Московской области). Последующее производство ядерного топлива - фабрикация тепловыделяющих сборок (ТВС) - будет осуществляться в индийском Национальном топливном комплексе в г. Хайдарабад, штат Теленгана.
Топливная таблетка – ключевой компонент ядерного топлива, представляющая собой спрессованный порошок диоксида урана, обогащенного по изотопу U-235. Такие таблетки, которыми снаряжаются тепловыделяющие элементы - твэлы, производятся на фабрикационных предприятиях ядерного топливного цикла.
Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» обеспечивает ядерным топливом 72 энергетических реактора в 14 странах мира, исследовательские реакторы в восьми странах мира, а также транспортные реакторы российского атомного флота. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе, изготовленном ТВЭЛ.
Индия импортирует очень много удобрений, завися от других стран:
ЦитатаИндия является ведущим импортером удобрений для своего огромного сельскохозяйственного сектора, в котором занято около 60% рабочей силы страны и на его долю приходится 15% экономики. «Нам нужно около 30 миллионов тонн удобрений, и меры уже приняты», — сказал министр удобрений Мансух Мандавия агентству Reuters.
https://www.fertiliz…go-kaliya/...
По вооружениям у Индии пока всё печально, несмотря на большие усилия и финансовые вливания.
Разработка индийского истребителя Tejas началась в 1983 году, в 2001 прототип совершил первый полёт, приняли на вооружение в 2015, с тех пор выпустили около 30 шт. Это очень лёгкий и дешевый истребитель, по своим характеристикам соответствующий уровню старых самолётов конца 50-х вроде МиГ-21 - скорость 1980 км/ч, радиус 500 км.
Двигатель на HAL Tejas используется американский General Electric F404-GE-IN20. Своих двигателей у Индии нет.
Все более менее серьёзные истребители Индия импортирует - 272 шт. Су-30МКИ, 110 шт. МиГ-29, 35 шт. Dassault Rafale. В будущем Индия будет закупать Су-75.
Аналогично с танками. Индусы начали разработку своего танка "Арджун" в 1974. Первый опытный прототип произвели в 1989. Публике представили в 1997. Серийное производство "Арджуна" стартовало в 2003. С тех пор индусы произвели лишь 124 шт. таких танков, в среднем по 6 танков в год на страну с населением 1,4 млрд. Для сравнения, танков Т-90 Индия импортировала из России более 1100 шт. и они по всем параметрам лучше "Арджунов".
...
То же касается и многих других важных отраслей промышленности. Например, в России на финальной стадии разработки находятся сразу несколько современных лайнеров и авиадвигателей - МС-21-310М, SSJ-100New, Ил-96-400М, Ил-114-300, ТВРС-44, ПД-14, ПД-8, ПД-35, ТВ7-117, ВК-1600В, ВК-650В и др. А в Индии ничего такого даже близко нет - всё импортируют на 100%.
Поэтому зависимость Индии от других стран (и прежде всего от Запада, так как с Китаем индусы не дружат) - колоссальная, в сотни раз больше чем у России. Причем зависимость по важнейшим видам продукции, без которой невозможно выжить - энергоносители, удобрения, оружие. Полноценной независимости у Индии нет ни в экономическом, ни в военном плане. Отсюда и вечно хитрожопая позиция "и нашим и вашим", по-другому они просто не могут.