Большой передел мира
267,239,011 522,439
 

  Antiglobalist ( Практикант )
03 май 2022 20:56:55

Государственное и частное в Китае

новая дискуссия Статья  192

Статья сегодня вышла на китайском, на других языках ее не видел. Про частный и государственный бизнес в Китае.


ЦитатаХуан Тяньлей (黄天磊) и Николас Верон, сотрудники Института международной экономики Петерсона


Волна регулирования и ограничений в отношении частных компаний в Китае в 2021 году рассматривается как решающий сдвиг, который приведет к новой экономической системе, что позволит государственным предприятиям играть более важную роль. Но действительно ли частный сектор Китая ограничен? Проведенное нами исследование показало другую картину: крупнейшие частные компании Китая растут быстрее, чем государственные предприятия (ГП).
Мы более десяти лет собирали и анализировали данные об изменении доли государственного и частного секторов в крупнейших компаниях Китая. Результаты показывают, что частный сектор Китая в абсолютном выражении и его доля в крупнейших компаниях страны (измеряемая по выручке или рыночной капитализации листинговых компаний) значительно выросли по сравнению с уровнем 2010 года.
Конечно, следует иметь в виду, что различие между государственным и частным секторами — не единственное структурное деление в китайском корпоративном ландшафте. Коммунистическая партия Китая стремилась расширить свое присутствие в корпоративном мире различными способами, в том числе через создание партийных ячеек в частных компаниях. Но структура акционеров важна. Частные компании в Китае стремятся к максимизации прибыли и создании добавленной стоимости, в то время как государственные компании этого не делают.

Поэтому фраза «страна идет вперед, а народ остается», широко используемая для описания тенденции развития экономики Китая, не отражает основной картины экономического развития Китая и даже последних нескольких лет.
Быстрый рост частного сектора среди крупнейших компаний Китая
В отличие от большинства стран, акции многих крупнейших компаний Китая не торгуются на фондовых биржах. Это относится как к государственному, так и к частному секторам, хотя многие госпредприятия, не зарегистрированные на бирже, осуществляют большую часть своей деятельности через свои зарегистрированные на бирже дочерние компании, в которых контрольный пакет акций принадлежит им. Поэтому мы провели опрос как среди зарегистрированных, так и среди незарегистрированных компаний, используя два частично совпадающих рейтинга крупнейших компаний Китая.
В первом примере выручка используется как показатель деятельности компании,сортировка сделана по этому показателю. Данные взяты из ежегодного исследования Fortune 500, из которого мы извлекли компании материкового Китая.
Число китайских компаний в рейтинге быстро росли по этому показателю, поднявшись с 15 мест в рейтинге 2005 года (на основе выручки 2004 года) до 130 мест в рейтинге 2021 года (на основе выручки 2020 года). Совокупная выручка этих компаний выросла с 2,8 трлн долларов в 2010 году до 8,8 трлн долларов в 2020 году.
В этих компаниях в 2020 году трудились в общей сложности 21 миллион человек, что составляет немногим менее одной двадцатой от общей занятости в городах Китая, и это соотношение оставалось довольно стабильным в течение последнего десятилетия.
Вторая выборка исследования была ограничена компаниями материкового Китая, чьи акции котировались на фондовых биржах, обычно в Шанхае, Шэньчжэне, Гонконге и/или Нью-Йорке, и включала такие компании, как Alibaba и Tencent, которые использовали структуры «компаний с переменной долей участия». Такой подход помогает обойти строгие правила Китая в отношении иностранной собственности в определенных отраслях.
Для этих зарегистрированных на бирже компаний мы составили ежегодный рейтинг 100 лучших компаний с 2010 по 2021 год на основе рыночной капитализации на конец года. Их общее количество сотрудников и уровень доходов были значительно ниже, чем в первой выборке. Этого следовало ожидать, поскольку в эту категорию не входят некоторые крупные, но убыточные, не котирующиеся на бирже государственные предприятия, а вместо этого включаются некоторые быстрорастущие молодые компании, которые имеют большие перспективы, но все еще являются относительно небольшими. В совокупности на эти 100 крупнейших зарегистрированных на бирже компаний приходится около двух пятых общей рыночной стоимости всех зарегистрированных на бирже компаний в Китае.
В собственности этих крупнейших китайских компаний участвуют различные классы инвесторов, в том числе:
  • Правительства, как на центральном, так и местном (например, провинциальном или муниципальном) уровне либо непосредственно через государственные министерства или ведомства (такие как Министерство финансов) или косвенно через специализированные агентства (такие как SASAC на центральном и местном уровнях), государственные инвестиционные организации (такие как Central Huijin, China Securities Finance Corporation) или государственные предприятия, осуществляющие как коммерческую, так и инвестиционную деятельность (например, Китайская национальная табачная корпорация);

  • Учредители и/или их родственники частных предприятий, руководство и корпоративные пенсионные фонды;

  • Частные компании (такие как Alibaba, Tencent и др.) в качестве венчурных инвесторов;

  • Иностранные инвесторы, такие как диверсифицированные организации, такие как японский SoftBank или таиландская Chia Tai Group, и глобальные управляющие активами, такие как Blackstone или канадские пенсионные фонды.


Модели собственности некоторых известных китайских компаний, таких как Ping An и ZTE, разнообразны и сложны.
В исследовательских целях мы определяем частный сектор как те компании, которые помечены как «негосударственные предприятия», как это принято в Китае, в которых государственные предприятия владеют менее 10 процентами капитала. В государственном секторе мы различаем госпредприятия, в которых государство владеет контрольным пакетом акций, и «предприятия со смешанной собственностью», в которых государство владеет миноритарным пакетом акций от 10% до 50%.
Эти определения берутся за основу, а другие менее поддающиеся количественной оценке понятия не учитываются. Коммунистическая партия Китая явно пытается развить свое влияние на частный сектор Китая, хотя оно остается гораздо менее мощным, чем ее прямое влияние на государственные предприятия.
Однако было бы преувеличением сказать, что Китай уникален в этом отношении. Влияние правительства на частные компании имеет место в частном секторе Европы, Японии, Южной Кореи, Тайваня и других стран с развитой экономикой — даже в Соединенных Штатах.
Такие положение дел, безусловно, более распространено в Китае, но ничто из этого не может стереть важный разрыв между государственным и частным секторами. Даже там, где партия обычно контролирует политические дела, право собственности имеет значение для результатов экономического развития. Таким образом, изменения в частном секторе, выявленные в ходе нашего исследования, имеют структурные последствия для Китая.
Принимая во внимание эти определения, рисунки 1 и 2 иллюстрируют рост частного сектора среди крупнейших компаний Китая, измеряемый выручкой (все компании) или рыночной капитализацией (листинговые компании) соответственно.


Как показано на Рисунке 1, среди крупнейших компаний государственные предприятия по-прежнему доминируют с точки зрения доходов, которые намного выше, чем в экономике Китая в целом. Но доля частного сектора неуклонно растет: с нуля в середине 2000-х до 19% от общей суммы (1,7 трлн долларов из 8,8 трлн долларов) в рейтинге Fortune за 2021 год.
Что касается рыночной капитализации крупнейших публичных компаний (Рисунок 2), то в 2010 году на долю частного сектора приходилось всего 8%, но в 2020 году она выросла до более чем 50%, а в 2021 году немного снизилась до 48%. В результате государственные ограничения на некоторые отрасли, в которых доминирует частный сектор, такие как интернет-платформы и внешкольное образование, в 2021 году оказали определенное влияние, но не повернули вспять предыдущий тенденции роста доли частного сектора, измеряемой рыночной капитализацией.
На рис. 3 показаны аналогичные тенденции для других показателей на основе той же выборки компаний.

Показатели на этом рисунке представляют собой количество, прибыль, доход, число сотрудников и коэффициент активов частных компаний в топ-500. На рисунке ниже показана рыночная стоимость, количество компаний и коэффициент доходов частных компаний в топ-100 компаний Китая.
Без всякой приватизации более эффективные частные фирмы пришли на смену государственным.
Прогресс в частном секторе крупнейших китайских компаний, по-видимому, обусловлен не долгосрочным планированием или принятием решений сверху вниз, а восходящей динамикой. Приватизация крупнейших компаний Китая практически отсутствует, и государство не делает ничего, чтобы предоставить частному сектору сравнительные преимущества. Вместо этого китайские лидеры заявили в 2016 году, что государственные предприятия должны «стать сильнее, лучше и крупнее».
Наблюдаемую тенденцию можно объяснить тем, что фирмы частного сектора более динамичны и прибыльны, чем предприятия государственного сектора. Произошло то, что Николас Ларди, китаевед, назвал частными фирмами, «заменяющими государственные предприятия», хотя политическая среда явно им не способствует.
Появление лидеров частного сектора отражает феноменальный рост производства интернет-контента и платформ электронной коммерции, а также силу частного сектора в других секторах, включая производство (например, электроника, электромобили, аккумуляторы, сталь, химическая промышленность), потребительские товары и услуги, фармацевтические и медико-биологические компании.
Некоторые из крупнейших китайских застройщиков также находятся в частной собственности, хотя в настоящее время отрасль борется с потрясениями на рынке недвижимости Китая и неудачами некоторых застройщиков.
Напротив, в сфере финансовых услуг, телекоммуникаций, энергетики и транспорта по-прежнему доминируют государственные предприятия. Но в этих отраслях, где доминирует государство, крупные компании растут относительно медленно. Рыночная стоимость некоторых крупных компаний телекоммуникационной, энергетической и других отраслей снизилась даже в абсолютном выражении.
Конечно, структурные тенденции в развитии частного сектора за последнее десятилетие могут не указывать на то, что будет дальше. Однако разговоры о переходе к доминированию государственного сектора велись и раньше, например, в 1989–1990, 2003, середине 2000-х, 2008, 2009, 2010, 2012, 2017, 2019 и начале 2020 гг., но частный сектор Китая продолжал развиваться. Нет никаких веских причин думать, что в этот раз все будет иначе.
  • +1.18 / 27
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!