Интересно, что с документацией разного рода, по работам Алексеева..
ЦитатаКонцепция DARPA Liberty Lifter. Наземные летательные аппараты предназначены для скольжения над морями, используя наземный эффект - аэродинамическое взаимодействие между их крыльями и поверхностью внизу. Лишь несколько стран экспериментировали с этой технологией, которая обещает скорость выше, чем у обычных судов, и топливную экономичность намного выше, чем у обычных самолетов. Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) начало работу над новой концепцией самолета с эффектом "крыло в воде", получившей название "Liberty Lifter", предварительный проект которого выглядит как нечто среднее между экранопланами советского инженера Ростислава Алексеева и H-4 Hercules Говарда Хьюза (он же. Еловый гусь). В пресс-релизе, опубликованном на прошлой неделе, DARPA пообещало спроектировать, построить и запустить “недорогой самолет X-plane большой дальности, способный осуществлять стратегическую и тактическую перевозку на море”, при этом ожидается, что машина дополнит “существующие грузовые самолеты, продемонстрировав революционные возможности подъема тяжелых грузов с моря”. В видеоролике, сопровождающем релиз, DARPA продемонстрировало визуализированную версию взлета и посадки самолетов, прибытия в тропическое место и разгрузки бронетехники. Агентство приняло к сведению тот факт, что в отличие от традиционных самолетов или судов, Liberty Lifter не зависит от стационарных аэродромов или портов.
Научно-исследовательское подразделение Пентагона не скрывает, что черпает вдохновение в работах Алексеева, используя архивные кадры экраноплана и отмечая, что “как и предыдущие большие конструкции с эффектом ”крыло в воде“, Liberty Lifter ”будет способен к длительным полетам на предельно малой высоте",
Цитатаа также преимущества полета этот минимум включает в себя “резкое увеличение дальности полета и полезной нагрузки”. В отличие от экранопланов, концепция Liberty Lifter обещает возможность полностью подняться в воздух и летать на высотах до 10 000 футов, что делает его гибридом наземного транспортного средства и самолета. Агентство также обещает “недорогую философию проектирования и строительства” с использованием “недорогих, простых в изготовлении конструкций” и планирует оснастить транспортное средство “передовыми датчиками и схемами управления”, чтобы позволить ему избегать больших волн и лучше справляться с аэро / гидродинамикой взлета и приземление. Руководитель программы Управления тактических технологий DARPA Александр Валан сообщил в пресс-релизе, что первый этап программы будет включать определение точных параметров дальности и полезной нагрузки. Лишь горстка стран экспериментировала и совершенствовала конструкции наземных транспортных средств, в первую очередь СССР с проектами Алексеева. Алексеев и Центральное конструкторское бюро на подводных крыльях начали работу над концепцией экраноплана в 1962 году с KM (‘Корабельный макет’ - букв. ‘Корабельный макет’), массивное судно длиной 92 метра с размахом крыльев 37,6 метра и максимальной взлетной массой 544 тонны (304 тонны этой полезной нагрузки), участвовало в соревнованиях в 1966 году и испытывалось в Каспийском море пилотами ВВС. Там он продемонстрировал свои возможности, в том числе способность уклоняться от большинства радиолокационных систем, экономичную крейсерскую скорость 430 км/ч (км/ч) и максимальную скорость до 740 км/ч. Западные СМИ окрестили это судно "Каспийским морским монстром". KM был предшественником Lun-класса (букв. ‘Харриер-класс’), экраноплан меньшего размера длиной 73,8 метра с размахом крыльев 44 метра и максимальной взлетной массой 380 тонн (из них 137 тонн в качестве полезной нагрузки). Единственный экраноплан класса "Лунь", который был завершен, был оснащен управляемыми противокорабельными ракетами "Москит" и поступил на вооружение советского военно-морского флота в 1987 году, а в конце 1990-х годов был выведен из эксплуатации в России. Строительство второго корабля класса "Лунь", предназначенного для использования в качестве мобильного полевого госпиталя, было прекращено после распада СССР, и программа была свернута. А-90 "Орленок" (лит. ‘Орленок’), экраноплан длиной 58 метров с размахом крыльев 31,5 метра и максимальной взлетной массой 140 тонн, пользовался несколько большим успехом: в конце 1970-х - начале 1990-х годов были построены и эксплуатировались три А-90. Его конструкторское бюро также было известно созданием более полудюжины пассажирских транспортных средств на подводных крыльях, которые продолжают производиться и эксплуатироваться в Санкт-Петербурге и вдоль рек Волга, Дон, Кама, Лена и Амур в России. В 2010 году Иран представил Bavar-2 (букв. ‘Вера-2" или "Уверенность-2"), двухместная наземная машина для использования военно-морским флотом Революционной гвардии. Bavar-2 имеет максимальную скорость 190 км/ч и практически не имеет радиолокационной заметности и, как полагают, предназначен для использования в качестве разведывательной платформы. Небольшие наземные транспортные средства для коммерческого использования также были опробованы в США, Великобритании, Германии, Китае, Японии, Южной Корее и Австралии. Мини-наземные транспортные средства Bavar-2, предназначенные для передвижения по прибрежным районам Ирана и предоставления разведывательной и/или целевой информации об иностранных военных кораблях в случае конфликта. - Международный спутник, 1920, 28.05.2022 https://www.darpa.mi…2022-05-18 https://topwar.ru/10…seeva.html чуть подробнее о наших экранопланах