Источник: карты Jominiw за период с 1-6 мая по 23-31 мая.
Наступление ВСУ на Харьковском направлении началось в конце апреля. На левой карте еще видна цепочка минных полей (прямоугольники с тремя точками внутри), которая примерно соответствует положению российских войск на тот момент. К началу мая ВСУ отодвинули российские войска от Харьковской окружной, а своим правым флангом вышли к р. Северский Донец. Красной тройной прерывистой линией обозначено положение сторон: на левой карте – по состоянию на 23-31 мая, а на правой – по состоянию на 1-6 мая. То есть, в течение мая на своем левом фланге не продвинулись совсем, в центре – чисто условно (где между Липцы и Черкасские Тишки нарисовать линию фронта – дело художника), на правом фланге продвинулись примерно на 13 км.
Если территориальные изменения особого интереса не вызывают, то тактические значки рассказывают весьма занимательную историю. Со стороны ВСУ в боевых действиях на Харьковском направлении принимали участие: 92-я мбр, 127-я пбр (на более поздних картах – «брТрО»), 5-я Слобожанская бр НГ, 3-я брОН НГ, 113-я бр ТрО и 72-я мбр, а также ряд частей и подразделений уровня рота-батальон (одна или две «риски» над тактическим знаком). Примечательно, что основными участниками наступления выступили бригады ТрО и НГ, что вряд ли могло способствовать успеху. 72-я мбр все это время безучастно простояла на левом фланге. 92-я мбр приняла участие в наступлении в районе Старый Салтов и, видимо, именно ей ВСУ обязаны самыми значительными своими успехами. Еще примечательно, что в начале мая в наступлении участвовала 3-я брОН НГ, а в конце ее сменила 5-я Слобожанская бр НГ. Вообще-то, сейчас ситуация выглядит так, как будто ВСУ полностью исчерпали свои резервы на этом направлении. Если 92-ю мбр «прижмут» в районе Старый Салтов, то ВСУ окажутся в довольно затруднительном положении – их правый фланг до Чугуева и даже до Змиев (93-я мбр оттуда сместилась ближе к Балаклее и Изюму) окажется беззащитным.
Изюмское направление. Для понимания масштаба: Изюм-Барвенково – 35 км, Долгонькое-Ивановка (северо-западнее Изюма) – 30 км. Мне лично ситуация на Изюмском плацдарме в апреле-мае представляется следующим образом. Российские войска предприняли серьезные усилия для создания и расширения Изюмского плацдарма. В боях принимали участия части: 4-й гв тд (13-й гв тп, 423-й гв мсп), 47-й гв тд (26-й гв тп), 2-й гв мсд (1-й гв тп, 1-й гв мсп), 27-й гв мсбр) (все – 1-я гв ТА) и 3-й мсд (237-й тп, 252-й гв мсп и 752-й гв мсп, 20-я гв А). В итоге был создан плацдарм, размеры которого позволили обезопасить главную переправу. Этим усилия ВС РФ здесь ограничились. На левой карте видно, как большинство участников апрельских боев «потянулась на выход». За май территориальные изменения здесь не слишком значительны: существенно только продвижение между р. Северский Донец и Долгонькое примерно на 10 км в сторону Славянска, видимо, с прорывом (правда на узком фронте) важного рубежа обороны ВСУ. Также ликвидирован выступ ВСУ в районе Оскол, хотя это скорее относится уже к событиям на Краснолиманском плацдарме.
Со стороны ВСУ в боевых действиях на Изюмском направлении принимают участие: 81-я аэмбр, 3-я тбр, 25-я вдбр. Любопытно, что наблюдается некий «сдвиг» с левого на правый фланг, видимо, отражающий смещение центра тяжести боев, причем не только на этом направлении, но и в масштабе всего Донбасса. На правой карте в левом верхнем углу появилась 93-я мбр, ранее обозначавшаяся в районе Змиев. Это позволило сместить 25-ю вдбр ближе к Барвенково. 3-я тбр, в начале мая, «страховавшая» правый фланг 81-й аэмбр, оборонявшей Барвенково, заняла ее место. 81-я аэмбр, в свою очередь, отправилась оборонять уже Славянск, сменив здесь 15-й Славянский полк, отбывший в Северодонецк.
Основные события здесь так или иначе связаны со сражением за Северодонецк-Лисичанск. Для понимания масштаба: Попасная-Славянск – 60 км. Боевые действия здесь можно разделить на: а) сражение за рубеж р. Северский Донец, частью которого можно считать борьбу за Краснолиманский плацдарм; б) сражение собственно за Северодонецк и южнее, наконец, в) сражение за расширение прорыва в районе Попасная.
Территориальные изменения за прошедший месяц здесь весьма заметные. Красной тройной прерывистой линией обозначено положение сторон: на левой карте – по состоянию на 23-31 мая, а на правой – по состоянию на 1-6 мая. Российские войска существенно потеснили ВСУ на Краснолиманском плацдарме. Сейчас, мы знаем, он еще больше сократился – практически до размеров позиции в районе Святогорск. Восточнее российский войска полностью вытеснили ВСУ за р. Северский Донец. Невооруженным взглядом видно, как расширился прорыв вокруг Попасная.
Еще интереснее перемены, произошедшие в составе участников сражения со стороны ВСУ. На правом фланге на Светлодарской дуге (которой уже нет), занимала и занимает позиции 30-я мбр. В начале мая позиции в районе Попасная обороняла 24-я мбр. Позиции она здесь не удержала и ей на помощь подтянулись: часть сил 14-й мбр, часть сил 80-й дшбр и 118-я (Черкасская) бр ТрО. «Часть сил» означает что часть сил этих бригад все еще обозначаются на Херсонском направлении. То, что мы видим, можно охарактеризовать как попытку подпереть фронт всем, что подвернулось под руку – частью сил бригад, на которые возлагались немалые надежды на Херсонском направлении, и «территориалы».
17-я тбр все также обороняет Лисичанск с юга, занимая позиции в районе Золотое-Горское. Ее явно поджимают и обходят со всех сторон, но она пока держится.
Собственно Северодонецк в начале мая обороняла 115-я бр ТрО. В первых числах мая она была усилена 4-й брОН НГ из Киева. Конце мая мы там видим 15-й Славянский полк, 27-ю конвойную бр НГ из Киева и 115-ю (Житомирскую) бр ТрО. Упорство, с которым ВСУ обороняет Северодонецк, становится объяснимо – оно достигнуто ценой ввода в бой очень значительных резервов, хотя и весьма сомнительного качества.
Запорожское направление. Для понимания масштаба: Волноваха-Запорожье – 180 км. Знакомые красные тройные прерывистые линии говорят нам о том, что территориальные изменения за месяц здесь незначительны. ВСУ ликвидировали небольшое российское вклинение между Великая Новоселка и Терновая. В ответ российские войска попытались обойти эту Терновку с запада. Вроде ближе подошли к Орехову с запада, вроде отошли от него восточнее.
А вот тактические значки – гораздо более интересная история. 54-я мбр в районе Марьинки никуда не делась, просто не поместилась на нижней карте. В районе Угледара – 23-я брооп НГ (охраны общественного порядка). Далее – 503-й бмп. Обычно подразделения и части уровня рота-батальон я игнорирую, но здесь он, похоже – одна из самых боеспособных частей. Далее – 53-я мбр, но это, скорее, то, что принято обозначать как «остатки», хотя, возможно, бригада за три месяца пополнена и приведена в какое-то боеспособное состояние. Далее – 110-я (Запорожская) брТрО. Вики пишет, что она аж шести батальонная, поэтому, видимо, все «не кончается», хотя и находится в чистом поле на сравнительно активном участке фронта. Дальше – полк «Азов-Киев» и 59-я мпбр. В самом Запорожье – 19-й пОН НГ. В районе Гуляйполе в середине мая появляется 63-я мбр (резервная). Видимо, это она «отличилась», завершившейся потерей нескольких десятков танков и БМП, атакой, о которой рассказало МО РФ. В конце мая здесь остается только часть бригада, а другая ее часть появляется на Херсонском направлении. Вряд ли случайность, что и оттуда пришли сообщения о разгроме украинской колонны с потерей нескольких десятков танков и БМП. Видимо, таков уровень подготовки и боеспособности резервных бригад ВСУ, к которым относится 63-я мбр.
Херсонское направление. Для понимания масштаба: Кривой Рог-Николаев – 145 км. Территориальные изменения за прошедший месяц ограничиваются, если они вообще были, пустым выступом на стыке Днепропетровской, Николаевской и Херсонской областей.
Самое интересное – изменения в составе участников. 21-я бр НГ, 60-я мбр (резервная), 28-я мбр были здесь и остаются. 35-я брмп переместилась из-под Николаева под Одессу, скорее всего, «зализывать раны». Куда-то исчезла 5-я брмп. Сразу было непонятно, что это такое, а сейчас усиливается подозрение, что это было нечто поспешно сформированное, а сейчас обращено на восполнение потерь других частей и соединений. Возможно, «5-я брмп» – это сейчас – 1-й батальон 36-й брмп. Типа постепенно воссоздают «славную» 36-я брмп, сдавшуюся в Мариуполе. Самое интересное: «отъезд» в Донбасс части сил 80-й дшбр; появление на Херсонском направлении 14-й мбр и поспешный «отъезд» части ее сил туда же; появление части сил 63-й мбр (резервной), частью оставшейся на Запорожском направлении; появление в районе Апостолово 108-й (Днепропетровской) бр ТрО.
Как оценить то, что мы видим? Хаотичные перемещения «туда и обратно». Появление и исчезновение свежесформированных частей и соединений, «территориалов».
ВЫВОДЫ и НАБЛЮДЕНИЯ. В ходе первого этапа СВО планомерная мобилизация и развертывание ВСУ было сорвано. Многие соединения лишились вооружения и военной техники, понесли потери. Например, 1-я тбр до сих пор нигде не «засветилась». Несколько бригад (72-я и 93-я мбр) были переброшены с севера в район Харькова-Изюма, но остаются совершенно пассивны. 58-я мпбр, бывшая к началу СВО в ППД в Сумах, обнаружилась под Северском только в конце мая. Принимавшая участие в марте в боевых действиях западнее Киева, 14-я мбр объявилась на Херсонском направлении также только в конце мая. Резервные бригады появились на фронте: 60-я мбр – в апреле (на пассивном участке фронта), 46-я дшбр, 63-я мбр – в конце мая. Май-месяц ознаменовался широким использованием на ответственных участках фронта бригад территориальной обороны из центральных районов страны: 108-й Днепропетровской, 115-й Житомирской, 118-й Черкасской, а также бригад Национальной гвардии: 4-й брОН и даже конвойной 27-й. Подобное использование «второочередных» соединений» объясняет как некоторое замедление развития операции российских войск в Донбассе, так и все более ужасающие потери ВСУ. Можно констатировать, что дальнейший ход боевых действий будет зависеть от способности киевского режима формировать и вооружать новые части и соединения на замену уничтожаемых в ходе боевых действий. С российской стороны наблюдается участие все тех же частей и соединений, их последовательная ротация на ответственных направлениях, обеспечивающая непрерывность боевых действий. Заметное число частей и подразделений, которые теоретически могли бы принять участие в боевых действиях, в боевых действиях не отмечаются, в том числе с самого начала СВО, что говорит о наличии значительных резервов в ВС РФ.