Токаев в угоду американским нефтяникам губит отношения с Путиным
новая дискуссия
Статья
1.177
5 июля Приморский районный суд Новороссийска принял решение приостановить деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 30 дней. В основу решения легли экологические нарушения, выявленные в работе КТК.
По трубопроводу КТК шла нефть на 90% принадлежащая американским, британским и европейским корпорациям, которые по кабальным для народа Казахстана соглашениям о разделе продукции (СРП) и контрактам по недропользованию, заключенных еще в начале 90-х годов, владеют двумя третями добываемых в РК углеводородов.
Это можно проследить по распределению долей активов в международных консорциумах по добыче нефти на трёх крупнейших казахстанских месторождениях нефти.
Так, на месторождении Тенгиз на Каспии в рамках ТОО «Тенгизшевройл» национальный оператор «КазМунайГаз» имеет 20%, Chevron (США) – 50%, ExxonMobil (США) – 25%,
СП «ЛукАрко» (США) – 5%.
На месторождении Кашаган на Каспии в консорциуме North Caspian Operating Company N.V. (NCOC) национальный оператор «КазМунайГаз» имеет 16,88%,
Eni (Италия) – 16,81%,
ExxonMobil (США) – 16,81%,
Shell (Великобритания) – 16,81%,
Total (Франция) – 16,81%,
CNPC (Китай) – 8,33%,
Inpex (Япония) – 7,56%.
На месторождении Карачаганак в Западно-Казахстанской области в Karachaganak Petroleum Operating B.V. национальный оператор «КазМунайГаз» имеет всего 10%, Eni (Италия) – 29,25%, Shell (Великобритания) – 29,25%, Chevron (США) – 18%.
Эти западные компании транспортируют уже свою нефть по КТК, так как РК получает только незначительные налоги с них после пересечения границы.
Главный же национальный оператор – квазигосударственная компания «КазМунайГаз» в основном транспортирует нефть железнодорожным транспортом через территорию России и затем использует российские трубопроводы.
Поэтому ущерб от этой остановки для бюджета Казахстана минимален, а налоги всё равно поступят после возобновления работы КТК.
Но есть, конечно, в этой истории и своя политическая составляющая, так как – уже известно, что данная американо-европейская нефть, добытая в Казахстане и отгружаемая через порт Новороссийска, затем отправляется в румынский порт Констанца откуда поступает на нефтеперегонный завод, после чего уже поставляется для воюющей армии Украины.
Были и более вопиющие случаи, когда еще до спецоперации казахстанская сторона покупала российскую нефть в том же Новороссийске и отправляла на танкерах на Украину.
Поэтому, неужели российские экологи и Ространснадзор не могли ответить на недружественные действия в рамках развернувшейся санкционной и информационно-политической войны в отношении КТК, который также находится под контролем западных корпораций?
Ведь уже очевидно, что чем дальше заходит противостояние с Западом, тем более критическим становится нахождение в стратегическом тылу России на Каспии крупнейших американских и европейских добывающих корпораций, не только создающих конкуренцию, но и отравляющих общий водоём и всё живое, а также ускоряющих своими работами по углублению дна обмеление и высыхание моря.
И наоборот – стремление казахстанских властей присоединиться к санкциям в отношении России вызывает не просто вопросы, но и реальную озабоченность возможностью появления в перспективе еще и «южного» фронта. Дело в том, что 6 июля Минфин Казахстана опубликовал проект приказа, запрещающий поставку в Россию и Белоруссию товаров, которые попали под западные санкции.
Для развития Транскаспийского маршрута через Баку, Тбилиси и далее в Батуми или территорию Турции предполагается трансформировать порты, «превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря». Предполагается закупить танкерный флот и создать контейнерный хаб в порту Актау. Но на это потребуется, минимум, три года, и данный маршрут обойдется в дополнительные десятки миллиардов долларов.
А сейчас более дешевой альтернативы существующим российским маршрутам и трубопроводам – просто не существует.
Руководство Казахстана печется тут не о своей нефти, добываемой «КазМунайГазом», а о прибылях тех же американских, британских и европейских корпораций.
ТГК Битва Титанов