СВО и ресурсный пылесос.
новая дискуссия
Дискуссия
2.018
Сразу надо отметить, СВО не только усугубила наступающий общемировой кризис, но и развернула его в тех плоскостях, которые мало рассматривались в любых сценариях при описании данного наступившего кризиса.
Масса аналитиков во всём мире при описании предполагаемого кризиса в основу его непременно вписывали (и рассматривали) две позиции - финансово-кредитную и ресурсную.
Если исходить из того, что деньги тоже ресурс (а в рыночной экономике это видимо так), то все сценарии базировались на том, кто сумеет при наступлении кризиса, сконцентрировать наибольшее количество различных ресурсов у себя (либо под своим контролем). Понятие долларовый пылесос - предусматривало, что его владельцы - в силу того, что получают крепкий и дефицитный доллар и на иные ресурсы будут первыми претендентами - за исключением тех, которые хорошо охраняются и не желают (при этом обязательно имеют такую возможность) продаваться за доллар.
Конечно, сегодня рано делать глобальные выводы, ибо всё в тумане кризиса и в информационных ширмах западных СМИ, но какие-то намётки и контуры, какие-то новые направления в развитии кризиса уже просматриваются.
Возникает один основопологающий вопрос - что именно отнести сегодня к важнейшим ресурсам? К тем ресурсам, которые в период кризиса и на выходе из него обеспечат обладателям и удачное прохождение кризиса и лидирующие позиции в мире при старте нового развития (очень условно).
Следующий момент - потребность в ресурсах у тех, или иных претендентов. Она разная не только в силу того, что они все на разных позициях - от занимаемых территорий, до возможности игнорировать внешнее участие (в разных степенях), но и в силу сложившихся исторических факторов развития стран. Весьма условно - кому-то не хватает населения, а кто-то стремится его сократить не только "у чужих", но и у себя, кто-то обладает лидирующим ресурсом в области финансов (доллар и его банковская система), а кто-то озабочен тем как этот ресурс угробить вообще, а не обладать им. Ну и т.д.
К таким ресурсам конечно надо отнести КМК,
1. - природно-сырьевые запасы (и не только в виде добытых, но и запасы),
2. - люди (человеческий капитал, включая и раб.силу и "творческую" составляющую, а-ля "мозги - головы")
3. - кредитно-денежный ресурс (вообще как таковой, а не только мировые резервные валюты - и это первый момент, на который крепко повлияла СВО, ибо некоторые нерезервные валюты "внезапно" становятся нужным ресурсом)
4. - контролируемые территории (или подконтрольные, или вассальные - определений много - суть +\- одна)
5. - силовой ресурс (и вопрос даже не в вопросе - ".. а сколько у него дивизий", а скорее в расширении возможностей применения не только собственного, но и чужого силового ресурса (понятно при распределении; а) - "по принуждению" - заставляя чужой ресурс выступать на твоей стороне; либо б) - чужой силовой ресурс и его интересы - совпадают с твоими, либо пересекаются
Где и как сработал пресловутый пылесос в указанных выше позициях, и в чью пользу.
1. СВО позволила миру осознать, что любые активы в виде природных ресурсов, на сегодня являются дефицитом. Не то чтоб мир ранее этого не понимал, но многие в нём были уверены - "нам достанется точно, ибо мы то ого-го", а многие напротив - "ну у нас то отберут точно, или купят за фантики".
И в этой позиции мы можем отметить, что при всеобщем желании включить свои пылесосы - получилось это далеко не у всех, и второй характерный момент - у тех, у кого получилось - вышло это, как правило либо по доброй воле поставщика сырья, либо под воздействием "пистолета у виска".
И если первое - явило миру яркий пример, а как может идти распределение мировых ресурсов, по миру - без диктата доллара, то второй момент, кроме повального отказа подставлять свои виски под кольт или браунинг, пока ничего не показало. (про развитие сценария силового захвата - нефтеносных например месторождений интересантами говорить видимо рано, хотя ирако-сирийская эпопея Турции и США напрашивается.. )
Промежуточный итог (не вдаваясь в детали условий запуска и процесса) - Ресурсный пылесос смогли запустить Индия, КНР, частично США, частично РФ (и далеко не во всех нужных моментах), очень частично страны БРИКС и ШОС, глобально переплачивая и всё одно - весьма частично Япония, часть стран ЕС, страны бывшие британскими колониями.
Без пылесоса осталось большинство стран - испытывающих проблемы с сырьём, им просто нечего включать. Многим некуда было включить - им отказано (прежде всего политически) либо в доступе к "розетке", либо к тем "местам, где собирались пылесосить".
При этом - создать необходимые запасы сырья - не удалось никому (наверно это и невозможно было, хотя многие при описании кризиса делали на этом упор. Но видимо важнейший тут момент - необходимо обладать своим сырьём и закупать (отбирать) чужое. Чем больше своего, тем больше гарантий на удачное прохождение кризиса. Простая тема - но мир только сейчас - уже летом, когда СВО идёт уже не два-три месяца, начал это с ужасом осознавать. Эффект по миру очень разный - кто-то закрывается, кто-то истерит. Даже Китай, который задолго до СВО, сгребал всё необходимое, до чего мог дотянуться - по многим позициям не закрыл даже свои годичные потребности, при том, что жёстко регулирует вывоз и ввоз - любыми, даже недоступными (с точки зрения западной) инструментами.
2. СВО дала возможность РФ увеличить свой человеческий ресурс. Нюансов тут много - кто сбежал, кто прибыл, но суть не меняется, хотя рассматривать этот вопрос надо отдельно, ибо он весьма объёмен.
Под СВО многие стали "наводить порядок" и в своих социумах (странах) - и это не только Китай (одних в приказном порядке возвращающий, других выгоняющий, да ещё и с усилением жесточайшим миграционной политики, нелегалов стали отлавливать пачками и выдворять), или Индия (неудачные попытки и в сплочении социума, и в постройке барьеров от беженцев из соседних нищих стран, и в "утечке мозгов". Но меры ужесточают и ищут экстренно решения), но и как ни странно страны Африки. Всё чаще африканские государства (особенно те, что выходят постепенно из-под контроля Запада) стремятся к сохранению своего населения, особенно обученного и знающего. Это и страны БВ, внезапно с началом СВО осознавшие, что на гастрарбайтерах выехать в кризис будет весьма сложно, отсюда и послабления на женский труд, и поднятие "трудового патриотизма" (пусть и в сферах далёких от черновых работ), и т.п.
Европа - нехотя ковырявшаяся в претендентах запрашивающих у неё убежища, и закрывая глаза на сотни тысяч нелегалов, после начала СВО - устроила политические игры вокруг данного ресурса - упрощаю - ".. Отказать грузину-хирургу, в пользу доярки из Украины.." ну и т.п. При этом только в Британии дефицит врачей свыше 150 000 (в госздравоохранении). В целом - тенденция крайних десяти лет, когда Европа стремилась прирастать миграцией, с началом СВО преобразовалась в нечто не совсем внятное. Ни Брюссель, ни госдеп похоже не имели "сводного плана" миграционной политики при таком развитии ситуации. Сам факт того, что Европа погружается в кризис почти с такой же скоростью, как и беднейшие страны ЮВА, приводит к тому, что ни у неё нет сил (и средств) бороться с нелегалами, ни у тех, кто востребован в Европе (и кого она вытягивала со всего почти мира), нет теперь ажиотажного желания в неё попасть. Вкупе с беженцами из Украины это приводит к тому, что "миграционную политику Европы, заспамили", и хотя и ЕС, и ведущие страны - Германия, Италия, Франция - хорохорятся и пытаются "выбрать нужных" из массового потока, оплачивать (по полит.причинам) они вынуждены гораздо большее. Возможно ЕС удастся это устаканить, ибо распределение ближневосточных и африканских нелегалов идёт неравномерно, впрочем как и беженцев из незалежной.
При этом Европа уже фактически не справляется с криминальной составляющей беженцев, мало того, ситуация сложилась так, что сама Европа и провоцирует скорейшую криминализацию, всё большего числа прибывших. Североафриканские преступные группировки уже открыто объявляют набор в туры "пограбить Европу", а с учётом того, что въехавшие за пять-семь предыдущих лет - создали и анклавы и базис для развития - в том числе и преступного, ситуация грозит выйти из-под контроля полностью.
США времён Трампа и его стены ушло в прошлое, теперь, не столько в силу "демократического либерализма", а исходя из изменившейся ситуации, они превращают борьбу с нелегальной миграцией в фиктивное занятие по распилу бюджета. При этом легальную миграцию, штатники всячески пытаются развивать, причём чаще всего за счёт ТНК и структур внегосударственных, подчеркивая свои приорететы - нам нужны спецы и "головы". Удерживать при этом под полным контролем всех проникающих в США им не удаётся и хотя многие в штатах очень желали бы ограничить въезд только для нужных - способностей таких у государства на сегодня нет. Похоже и нет в этом интереса, хотя это и парадоксально с точки зрения той политики, что пропагандирует Белдом.
Промежуточный итог - как таковой включить пылесос с целью сбора данного ресурса, практически ни у кого не получилось (вопрос - а хотел ли кто? Выборочно - безусловно, да, и многие. Вопрос в критериях выборки видимо). Тут скорее можно говорить, о том, что кризис и СВО - спровоцировали глобальные сквозняки по миру, и вот этими самыми ветрами - бесконтрольно, а чаще и в противовес желаний государств - к ним надувает мигрантов, либо сдувает их собственное население.
Пока просматриваются небольшие плюсы у РФ и Африки (частично сохраняют нужных, закрывая глаза на иных - облегчая себе жизнь). Скорее по нулям - Китай и США с Канадой. Все остальные в минусе. Понятно минусы разные - у кого-то приехали не те, кто нужен.. и много, у кого-то - уехали нужные и не только.. и тоже много.
3. СВО фактически перевернул с ног на голову главный вопрос в аспекте долларового пылесоса. Американцы, конечно с удовольствием его врубили (такое ощущение, что загодя, а не с 24 февраля), с удовольствием констатировали довольно стремительное удорожание доллара, но при этом с ужасом осознали, что внутренняя инфляция почему-то никак не желает перетекать во внешнюю - "экспорт инфляции" внезапно стал давать сбои - и собранное пылесосом бабло, мало того, что принесло + в "бытовую инфляцию", так и сформировало массу вопросов с общим началом "И чё дальше теперь делать с этим...???"
Но настоящим кошмаром явилось для них следующее открытие - дорогой и дефицитный доллар отнюдь не даёт гарантий, что ему готовы продаться, что и кто угодно. Шаблон не затрещал, он просто лопнул. За всё время, что идёт СВО - НИ ОДИН эксперт-аналитик, ни один надзорный орган, ни одно СМИ.. - вообще НИКТО, даже не попытался рассмотреть и описать эту тему в вновь открывшихся реалиях.
Они безусловно не ослепли, но как минимум онемели. Они в состоянии осознать, что краеугольная основа их видения кризиса - "доллар всё купит, что нам надо", фактически уже распалась на фрагменты, а от того, чтоб она рассыпалась в прах, её отделяют никому неведомые кардинальные решения. Которых не только нет ни у кого на Западе - нет даже формулировок, хотя бы приблизительных - каковыми могут быть эти решения.
Промежуточный итог - включенный долларовой пылесос, сработал, но принёс штатникам не ожидаемые гарантии, а напротив - он вверг их в транс и панику.
СВО убила теорию "выгодности долларового пылесоса", расшатала мировой финансово-кредитный рынок, и обнажила все несуразности "долларового всевластия". Осознание этого постепенно приходит к многим странам, и не только тем, что владеют резервными мировыми валютами. Пока доллар держится (и позволяет держаться США), не за счёт того, что сработал долларовый пылесос, а прежде всего за счёт двух позиций. И если первая - "силовая составляющая" США рассматривалась в любых сценариях кризиса как непременная и безусловная, то вторая - долларовое ценообразование - целиком (в новых реалиях кризиса) базировалась на постулате "дорогой и всем нужный доллар - из вовремя включенного пылесоса - всё купит", что теперь не под сомнением даже, а уже под прямыми отказами от доллара и перехода многих на иные валюты в торговле.
И если доллар - оказывается не так то уж и нужен, то напрашивается вывод - Далее очередь обрушения долларового ценообразования.
4. Самый сложный для анализа вопрос - территориальные активы-ресурсы, просто в силу того, что краткосрочные оценки здесь весьма затруднены. Можно отметить одно - стран пытающихся наращивать этот ресурс - по сути две-три, все остальные либо участвуют частично в разборках этих трёх, либо пытаются сохранить свой контроль над территориями, либо сменить подконтрольность своей территории пользуясь моментом.
Промежуточный итог - прямое увеличение территориального ресурса осуществляет, при помощи СВО, Россия. Помимо этого, в силу новых м\н отношений в современном их развитии Россия активно проводит политику расширения влияния (подконтрольности) фактически во всём мире. И как правило, это политика наступления, чему способствуют все предпосылки созданные в том числе и СВО.
Вторая страна, пытающаяся нарастить этот ресурс - США. Они как правило в обороне, причём не только от действий России. Но есть и территории, где США пробуют укрепиться или развить предыдушие успехи - особенно на европейском континенте. Говорить о их прямых потерях, слишком рано, но если госдеп официально озабочен "проблемой потери влияния", можно констатировать - как минимум потери есть.
Третья страна, пытающаяся воспользоваться моментом - Китай. У него до прямого увеличения полка не дошло, но ресурсов и желания, увеличить своё влияние по миру - в избытке, чем он и пытается, с разной степенью успеха воспользоваться, прежде всего в ЮВА и Африке.
5. Силовой ресурс, в сегодняшнем мире - штука исключительно редкая, если рассматривать его как инструмент глобального влияния. Таковым ресурсоим обладают немногие, и только они могут "включить пылесос" в этом аспекте.
Все остальные - имеющие силовой ресур регионального или местечкого масштаба, вынуждены либо (в силу разных причин - от политики, до экономики) - встать на сторону бОльшого игрока (быть в его "пылесосе"), либо стараться сдержать нейтралитет (если условия позволяют), либо затаиться (если никому не интересен), либо пытаться использовать бОльших игроков в своих интересах (изворачиваясь, абы они тебя не использовали), либо отказаться от права владеть силовым ресурсом - как правило - в пользу США, оставив себе декоративные парадно-полицейские уровни.
Промежуточный итог - активнейшая позиция США, в этой области в течении всего периода после ВОВ, и сегодня приносит свои плоды - наращивать свой силовой ресурс, за счёт привлечения (принуждения) других, с момента начала СВО, штаты стали ещё активнее. И это явное и открытое стремление. Тут конкурировать с ними нереально (да особо и цели такой никто не ставил).
Но есть ещё один момент - скрытого переключения ориентирования государств с одной силовой составлящей - на другую. И СВО очень ярко высветила и пожалуй, уже запустила эту тенденцию, и это касается не только стран Африки или Америки. Переориентация в нейтралитет, или склонение к силовой составляющей России, с отказом от "покровительства" США - ещё пять-десять лет назад казавшаяся фантастикой - сегодня становится реальностью. И СВО тут явно сыграла (и в дальнейшем ещё будет сказываться) свою роль.
В околонулевой позиции оказался Китай, и не только в силу его собственного менталитета и невозможности развития своей опции "силовое прикрытие других - при их участии", но и в силу ограниченности зон развития. Одно дело пытаться закрепиться в данном аспекте на близлнжащих островных государствах, совсем иное - в любой иной точке мира. Это не продажа оружия, в это надо не только уметь, но и иметь определённый и имидж, и опыт, и т.п.
Главное - мифы о всесильности "долларового ресурсного пылесоса" СВО успешно похоронила. Всё идёт совсем по иным сценариям развития. И кризис приобретает главную свою характеристику - непредсказуемость.