Операцию «Тайфун» сорвали старые орудия
К концу ноября 1941 года немецкие войска на некоторых участках фронта смогли подойти к Москве на 27 км, сохраняя преимущество в живой силе и технике. Чтобы окружить Москву, войскам вермахта оставалось прорвать тонкую линию обороны обескровленной предыдущими боями 16-й армии Рокоссовского. По данным немецкой воздушной разведки, на один километр советской обороны приходилось всего по два артиллеристских орудия.
В последний день ноября колонна бронетехники 3-й и 4-й группы танковой армии Гудериана вышла на рубеж «Солнечногорск – Красная Поляна», и казалось, ничто не способно остановить немцев по дороге к Москве. Но тут немецкую технику встретил мощный заградительный огонь артиллерии. При прямом попадании башню танка отбрасывало на десятки метров, если снаряд взрывался рядом, то танк опрокидывался, а при попадании в лоб, его пробивало насквозь. Когда нацисты решили сменить направление удара, их встретил такой же шквальный артиллерийский огонь. В Берлин понеслись депеши: «Русские применяют новое сверхмощное оружие». Танковое наступление, именуемое операцией «Тайфун», было сорвано.
Что же это были за орудия из осажденной столицы?
Незадолго до описываемых событий Георгий Жуков обратился в Ставку верховного главнокомандующего с требованием дать средства борьбы с бронетехникой. Сталин его выслушал в присутствии командующего артиллерией РККА Воронова и признался, что средств борьбы с тяжелыми танками противника у него нет, зато есть люди – специалисты артиллеристской академии: «Среди них, возможно, остался генерал-майор Давид Евстафьевич Козловский. Найдите его и скажите, что товарищ Сталин просит его помочь в приобретении противотанкового оружия для бойцов Красной армии».
Артиллеристская академия уже была эвакуирована в Самарканд, однако 71-летний Козловский оставался в столице. Генерал Козловский был специалистом высочайшего класса и, пожалуй, из высших советских офицеров ему одному было известно содержимое законсервированного в 1922 году в связи с реорганизацией армии артиллеристского арсенала в Мытищах. Арсенал, иначе называемый «мызой Раева», и сейчас непросто найти: он располагается на опушке Лосиного острова. Строить его начали еще в 1870 году. Сначала там хранилось 80 тыс. пудов пороха; потом, по мере развития вооружения, добавлялись новые и новые склады.
Там и ждала своего звездного часа дюжина 6-дюймовых пушек образца 1877 года, при помощи которых Козловский предложил закрыть брешь в обороне 16-й армии Рокоссовского. С использованием английских снарядов Ф-531 для 152-мм гаубиц Виккерса стрельбой из засад с дистанций 500–600 метров удалось уничтожить до роты немецких танков. Поскольку прицелов в «старорежимных» орудиях не предусматривались, целиться приходилось через ствол. Английские снаряды находились на том же складе с 1919 года после захвата их в Архангельске у интервентов. К ним, в свою очередь, подходили американские пороховые капсюли-взрыватели, тоже захваченные в Архангельске. Все это были боеприпасы Первой мировой войны…
В начале декабря они спасли столицу, а через несколько недель стали причиной страшной трагедии. В предпоследний день 1941 года в районе станции Лосиноостровская взорвался эшелон № 47045. Начался страшный пожар: весь узел был забит вагонами с боеприпасами и военной техникой. В огненном кольце очутился санитарный поезд с ранеными. Горели и рушились здания на Ярославском шоссе. Погибли тогда свыше четырех сотен человек…
А боевой путь 6-дюймовых пушек 1877 года продолжался. С успехом они применялись и защитниками осажденного гитлеровцами города на Неве, и в Крыму. Окончательно со службы в Красной Армии эти орудия ушли только в зиму 1942–43 гг…
Биографическая справкаДавид Козловский (1870–1949)Он дважды в своей жизни надел золотые погоны генерала: первый раз в русской армии, второй – в советской. Окончив Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, будущий генерал поступил в Михайловское артиллерийское училище. В 1890 году, успешно завершив обучение, Козловский служил на различных штабных и войсковых должностях, с мая 1911-го года он – еще и преподаватель родного училища. В первый раз звание генерал-майора ему было присвоено в 1913 г. Добровольно вступил в РККА, преподавал в Артиллерийской академии РККА (в 1925–1932 – Военно-техническая академия РККА, затем – Артиллерийская академия имени Дзержинского). Доктор военных наук, профессор. Вторично звание генерал-майора получил приказом от 04.06.1940. Член-корреспондент Академии артиллерийских наук (1946). Умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
http://orthodoxmosco…i-zhukova/