Цены на газ в ЕС остаются вблизи рекордных отметок, которые более чем в 10 раз превышают нормальные уровни. Оцениваем объем запасов в ПХГ и риски перебоев с газоснабжением в отопительном сезоне 2022–2023 гг.
Запасы газа в хранилищахВесной 2022 г. страны ЕС поставили амбициозную цель: заполнить подземные хранилища газа (ПХГ) на 90% к началу нового отопительного сезона. Амбициозной она была потому, что звучала на фоне призывов отказаться от российского газа, а конкуренция за СПГ с Азией летом 2021 г. уже показала, что без долгосрочных контрактов покрыть дефицит морскими поставками будет непросто. При этом уровень заполненности в апреле был даже ниже, чем в аналогичном периоде 2021 г.
Летом российские поставки действительно упали, усложнив задачу для ЕС. Транзит через Украину сжался вдвое из-за отказа украинского оператора в прокачке через ГИС Сохрановка, а на Северном потоке последовательно вышли из строя все газоперекачивающие турбины, которые можно отремонтировать только в недружественных странах.
Тем не менее, несмотря на все сложности, ЕС удалось поддержать комфортный уровень газового импорта за счет закупок СПГ. Европейцам пришлось заплатить высокую цену, но на 5 сентября заполненность ПХГ составила более 82%. Средний темп заполнения ПХГ около 0,3 п.п. в день, что позволяет достичь 90% уже к 1 октября.
Цель будет достигнута, но хватит ли запасов до конца отопительного сезона?
Сколько газа нужно, чтобы перезимоватьПик потребления газа приходится на зимний период, когда он нужен не только для электрогенерации и промышленности, но и для обогрева помещений. Чем холоднее зима, тем выше потребление.
В год ЕС потребляет около 400 млрд куб. м газа, из которых 250–260 млрд куб. м приходится на период с октября по март. В это время ЕС активно отбирает газ из хранилищ, в то время как остальные поставки, как правило, идут в обычном режиме. Таким образом, из ПХГ в обычный год извлекается 50–60 млрд куб. м, которые затем восполняются в летний период.
Из России по трубопроводу ЕС может получать за 6 месяцев порядка 70 млрд куб. м газа. Но в этот раз поставки будут в разы ниже. Если ориентироваться на текущие данные, то из возможных 70 млрд куб. м в отопительном сезоне 2022–2023 гг. по трубе из России в ЕС может прийти всего 15–20 млрд куб. м. Это значит, что Европе за 6 месяцев предстоит заместить не менее 50 млрд куб. м.
При заполненности на 90% объем газа в ПХГ составит порядка 97,5 млрд куб. м, из которых в нормальных условиях будет откачано не менее 50 млрд куб. м. Выходит, что энергетический баланс ЕС сходится только при полном опустошении ПХГ плюс поставки СПГ должны быть выше средних уровней.
Ключевым поставщиком дополнительного СПГ в ЕС является США. За 8 месяцев в ЕС пришло 39 млрд куб. м СПГ или 68% всего американского СПГ. Если предположить сохранение такой пропорции, то зимой в ЕС может прийти около 42–44 млрд куб. м (при условии возобновления работы Freeport LNG), что на 23–25 млрд куб. м больше поставок в отопительном сезоне 2021–2022 гг.
В принципе, баланс сходится, но важно учесть два ключевых риска: погода и спрос в Азии.
Потребление газа зимой сильно зависит от погодных условий. Худшая комбинация: холодная безветренная погода. Из-за холодов сильно растет спрос на газ для целей отопления плюс необходимо компенсировать потерю мощности на простаивающих ветряных электростанциях за счет газовой генерации. Этот фактор может добавить до 10 млрд куб. к потреблению в зимний период.
Азия и Европа конкурируют между собой за поставки СПГ. Особенно агрессивными могут быть покупатели из Китая, которые летом 2021 г. активно забирали морские грузы, лишая европейских трейдеров возможности оперативно восполнить запасы в хранилищах. В 2022 г. Европа выигрывает гонку за СПГ, покупая его по рекордным ценам.
Но в зимний период конкуренция может обостриться. В таком случае поставки американского СПГ в Европу снизятся.
Эти риски более чем реальны, поэтому страны ЕС вынуждены в упреждающем порядке приступить к сокращению потребления. Контролируемое сокращение лучше, чем хаотичное, поскольку позволяет снизить потенциальный ущерб для экономики из-за перебоев в производстве. Еврокомиссия уже утвердила рекомендацию странам ЕС сократить потребление на 15% или порядка 58 млрд куб. м в год. За полугодие это даст около 29 млрд куб. м, что позволяет перекрыть риски.
Справедливости ради, у ЕС есть еще один источник для покрытия дефицита — буферный газ, который постоянно находится в ПХГ и призван поддерживать его нормальную работу. По оценке Wood Mackenzie, его объем в европейских хранилищах оценивается в 150 млрд куб. м и 10% этого объема, в теории, может быть использовано без существенного ущерба для оборудования. Но так ли это на самом деле и решатся ли энергетические компании ЕС рисковать дорогостоящим оборудованием — увидим зимой.
ВыводыБез российских поставок энергетический баланс ЕС в отопительном сезоне 2022–2023 гг. сходится, но пространства для маневра очень мало. Холодная погода, высокий спрос в Азии, возможные перебои на заводах по производству СПГ, более глубокое падение поставок из России — любой из этих рисков приводит к дефициту, который придется компенсировать за счет сокращения потребления, что негативно скажется на экономике.
Впрочем, сокращения потребления не удастся избежать и при отсутствии физического дефицита. Текущие цены в районе $2 250 за тыс. кубометров более чем в 10 раз выше нормальных значений, что делает убыточными целые отрасли: металлургия, химическая промышленность и др. Чем дольше будут сохраняться такие цены, тем больше может сокращаться объем выпуска в этих секторах. Помимо этого, рост расходов на электроэнергию будет сокращать покупательскую способность домохозяйств, оказывая негативный эффект на совокупный спрос в экономике.
Даже по окончании отопительного сезона ситуация может оставаться сложной. Если поставки из России не восстановятся, цены будут оставаться высокими. Мировое производство СПГ и регазификационные терминалы в ЕС имеют ограниченную мощность, что не позволяет рассчитывать на дальнейший рост поставок в ощутимом масштабе. На строительство необходимой инфраструктуры потребуются годы и большой объем инвестиций.
При сохранении текущего низкого уровня поставок из РФ с еще большими проблемами страны ЕС могут столкнуться в зимнем сезоне 2023–2024 гг., так как восполнить ПХГ следующим летом им будет гораздо сложнее.
Экономические последствия очень серьезны, и могут иметь долгосрочный характер как экономического, так и политического свойства.
БКС Экспресс