Армения и Азербайджан
2,073,521 11,606
 

  Dayton ( Слушатель )
  12 сен 2022 04:02:10

Посольство США в Армении.

новая дискуссия Статья  227

Статья писалась ещё в 2016 году.

«Агентура» США в Армении: посольство-разведцентр как символ влияния?

27 августа 2016




Посольство США в Армении. Иллюстрация: armenianow.com.

В Армении заговорили о присутствии в республике агентов США. Одна из местных неправительственных организаций даже взялась до конца августа поимённо назвать подопечных американцев на армянском политическом поле. Имена эти в целом известны, особого секрета в том, из каких фондов получают часть финансирования, например, такие партии, как парламентская «Наследие» или внепарламентская «Свободные демократы», нет.

Идентификация проводников американского влияния в Армении актуализировалась после известных событий второй половины июля. В захвате вооружённой группой полка патрульно-постовой службы полиции в Ереване многие предположили «след» США. Тем более, после весьма толерантных по отношению к злоумышленникам заявлений американской дипмиссии в армянской столице и нарочито провокационных антироссийских выпадов лидеров этой самой группы.

Следует сразу оговориться, что большая часть предположений о наличии в Армении штатных или внештатных агентов США, плетения американцами антиправительственных заговоров, как правило, носит эмоциональный окрас. Они по определению лишены каких-либо «документальных» свидетельств. Нет таковых и у нас, поэтому бросаться громкими словами мы не станем. Само понятие «агент» слишком ёмкое для различных интерпретаций. Бывают агенты влияния, но есть и откровенные шпионы, которые мнят себя агентами различных специфических служб стран Запада.

Ключевым словом по теме агентов США в Армении считаем «влияние». Иначе, если через некие персоналии не удаётся распространить и затем умножать своё влияние в том или ином иностранном государстве, то пропадает сам смысл ввязываться в большие и не очень политические игры.

Что у США есть влияние в Армении и оно охватывает высшие эшелоны власти республики, где принимаются политические решения, не вызывает сомнений. Представители прозападной армянской публики во власти в своём большинстве достойные люди, преданные своей Родине, имеющие внутренний стержень отстаивания национальных интересов. 

Любят ли они Россию или недолюбливают её, относятся к ней без пиетета — опять-таки вопросы из ряда «чувственного восприятия» ситуации. Главное, политическая сторона вопроса, которая приводит нас к неутешительной для Москвы констатации: американцы продолжают вести планомерную работу в правящих армянских кругах и добиваются на этом поприще успехов.

Спонсирование антироссийских элементов из различных западных фондов — традиционный элемент политики США практически в любой постсоветской республике. В случае с Арменией, однако, есть свои нюансы. При всём том, что зажатая между Турцией и Азербайджаном страна находится в военном союзе с Россией, в одной с ней региональной системе коллективной безопасности, в одном интеграционном экономическом блоке и с российской военной базой на своей территории, Запад «разжился» здесь влиятельными симпатизантами. Молодое поколение в окружении президента Сержа Саргсяна отличается прозападностью. Это ведущие функционеры в администрации армянского лидера, с которыми у американцев сложился достаточно доверительный диалог.

Его отсчёт можно вести с начала трёхлетнего периода пребывания на посту американского посла в Ереване небезызвестной Мари Йованович. Нынешняя представительница интересов Вашингтона в Киеве с 2008 по 2011 годы отличилась активной работой в Армении, а до того в Киргизии. Тогда президент Саргсян искал поддержки со стороны мировых политических центров, включая западных, которая была ему необходима после, скажем так, не впечатляющего прихода к власти. С 2008 года центр принятия политических решений в армянской системе власти прочно переместился в президентскую резиденцию. Если точнее, в круг ближайшего окружения президента, которому он всецело доверился. Тон стала задавать молодая плеяда политиков-технократов.

В Вашингтоне вовремя уловили изменение властной конъюнктуры закавказской республики, и принялись обхаживать перспективные армянские «кадры». В свою очередь, молодые функционеры в армянской администрации решили подыграть аппетитам США, например, такими речами, как «Серж Саргсян хочет быть обязанным молодому поколению, а не старым мародёрам». Под последними имелись в виду, как можно понять, оставленные экс-президентом Робертом Кочаряном в «наследство» Саргсяну «возрастные» функционеры и приближённые к власти олигархи.

Аппетиты у США в тот период на самом деле не на шутку разыгрались. Чего только стоит история с так называемым процессом «армяно-турецкой нормализации»! Американские проекты на армянском направлении неожиданно приняли предметный характер. Впрочем, отрезвление не заставило себя долго ждать. Заокеанское внимание слегка вскружило голову армянской молодёжи во власти, но она не перестала мыслить прагматично. После известного решения Сержа Саргсяна в сентябре 2013 года — вступление в Евразийский экономический союз — многое вернулось на круги своя. Впрочем, наработки США в период 2008—2011 годов полностью актуальность не утратили.

У американцев как не было, так до сих пор и нет экономического интереса в Армении. Разгромный счёт стратегических проектов экономического характера на армянской территории в пользу России был несколько «размочен» Соединёнными Штатами в 2015 году заключением крупной сделки по Воротанскому каскаду ГЭС. Между тем, подписанное с помпой в мае того же года Соглашение о торговле и инвестициях не привело к прорыву. Напротив, минувший год был отмечен беспрецедентным спадом торгово-экономических показателей между Арменией и США: товарооборот по итогам 2014 года составил $ 220 млн, за 2015-й — всего $ 112,7 млн (по данным министерства торговли США).

Крупный американский капитал в Армении так и не появился. А где его нет, там не приходится ждать особого расположения Вашингтона к местным властям. Зато у США есть внушительное посольство в Армении, строительство которого в стоимостном выражении не намного уступило, например, объёму взаимной торговли стран за прошлый год.
Американская дипмиссия в армянской столице заслуживает внимания. 

В одной из беднейших республик бывшего СССР, где у них не было, нет и в обозримой перспективе не предвидится стратегических экономических интересов, США «инсталлировали» что-то невообразимо большое. По сути, у американцев не посольство, а целый «городок» на окраине Еревана. Что происходит внутри, никто, кроме сведущих лиц в Вашингтоне, не знает. Если в каждом кабинете этого избыточно крупного комплекса зданий посадить хотя бы по одному сотруднику, то дипломатический корпус США в Армении может с лихвой перекрыть по численности их персонал сразу в нескольких постсоветских республиках.

По сути, у США в Армении не посольство в его классическом определении, а разведывательный центр, комплекс специфических объектов. С них ведутся поставленные на широкую ногу сбор, обработка и передача в центр разведданных и другой, представляющей для американцев интерес, информации. Особых секретов для США в Армении нет, а значит их разведцентр под дипломатическим прикрытием «заточен» на весь регион.

Вот образчик реального влияния США на процессы внутри и извне Армении. С таким «посольством-разведцентром» и поддерживаемыми в тонусе контактами с «молодой гвардией» в президентской администрации США не особо и нуждаются в неких «агентах». Да, они нужны, но лишь в качестве определённого «приложения», пропагандистского антуража к куда более действенному инструментарию постоянного держания руки на армянском, южнокавказском и даже в определенной степени ближневосточном политическом пульсе.

Говорят, высшие армянские чиновники каждый год с нетерпением ждут наступления 4 июля, перед которым американская дипмиссия рассылает приглашения на приём в честь Дня независимости США. Получить знак внимания из «посольства-разведцентра» считается престижным. Чего, к сожалению, не скажешь в случае с праздничной «рассылкой» российского внешнеполитического представительства в Ереване перед 12 июня. Не правда ли, хороший повод для Кремля и Смоленской площади крепко призадуматься над тем, почему так происходит?

Армения остаётся в орбите определяющего российского влияния. Но оно не всегда и не во всём может перекрывать своим весом попытки Вашингтона «догнать и перегнать» Москву. Складывается впечатление, что американцы лучше россиян ориентируются в нюансах армянских коридоров власти по адресу Баграмяна, 26. И данная «ориентировка» зачастую позволяет им вести более тонкую игру на политическом поле закавказской республики.

Вячеслав Михайлов, специально для EADaily

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2016/08/27/agentura-ssha-v-armenii-posolstvo-razvedcentr-kak-simvol-vliyaniya
Отредактировано: Dayton - 12 сен 2022 14:17:42
  • +0.05 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Dayton ( Слушатель )
  12 сен 2022 04:06:40
Почему США удвоили интерес к «развитию демократии» в Армении.

Администрация Байдена решила активизировать усилия на Южном Кавказе.

https://www.ng.ru/cis/2022-07-25/100_2207251300.html



Власти Армении пошли на интенсификацию контактов с администрацией президента Джозефа Байдена. За последние месяцы, пока развивалась российская спецоперация в Украине, обмен визитами достиг небывалого уровня. Одним из последних наиболее важных эпизодов стало прибытие в Ереван директора ЦРУ Уильяма Бернса, который обсудил с премьер-министром Николом Пашиняном вопросы не только регионального, но и международного значения. Учитывая очевидный перекос глобальной повестки в сторону многостороннего давления на Россию, не остается сомнений, что американский гость говорил с армянским руководством о перспективах сокращения влияния Москвы.

Подозрения наблюдателей вызвали как интенсивность, так и многоплановость официальных контактов между Арменией и США. Как сообщила пресс-служба Пашиняна, в центре повестки его состоявшихся в этом месяце переговоров с Бернсом находились вопросы международного и регионального характера. «Собеседники обсудили вопросы международной и региональной безопасности и борьбу с терроризмом. Были затронуты происходящие в регионе Южного Кавказа процессы», – уточняли представители премьера.

Однако в протокольных сообщениях, даже о переговорах Бернса с секретарем Совбеза Арменом Григоряном, чувствуется недосказанность. Как справедливо обращают внимание мейнстримные западные СМИ, еще не один директор ведомства в Лэнгли не совершал подобной поездки в Армению. Вероятно, сейчас у ЦРУ появились серьезные поводы.

Интенсификация контактов заметна и на менее высоком уровне. Так, синхронно с прибытием директора ЦРУ министр высокотехнологичной промышленности Армении Роберт Хачатрян принял пока еще действующего посла США в республике Линн Трейси. Участники беседы обсудили сотрудничество двух стран в сфере высоких технологий. Хачатрян, отмечается в официальных сообщениях, подчеркнул важность помощи, которую оказывают США в развитии технологического сектора.

Однако стимулировать Вашингтон обещает не только экономику Еревана. Состоявшаяся в начале июля поездка президента Национального фонда поддержки (NED) демократии Дэймона Уилсона в Армению продемонстрировала, что США не против проинвестировать в «развитие демократии» на Южном Кавказе.

Возглавляемая Уилсоном структура, которая финансируется преимущественно за счет государственных ассигнований, имеет репутацию экспортера «цветных революций» и инструмента жесткого продвижения интересов США, в том числе на постсоветском пространстве. Глава NED является членом близкого к демократическому истеблишменту аналитического центра «Атлантический совет» (признан в РФ нежелательной организацией). Незадолго до начала российской спецоперации в Украине он стал соавтором комплексного доклада его экспертов о стратегии Запада в отношении России в условиях новой политической реальности, где вполне откровенно говорилось о поддержке соседей РФ как об одном из инструментов давления на Кремль.

В связи с этим возникает вопрос, о чем Уилсон мог беседовать с армянским руководством в контексте «развития демократических институтов».
Однако тезис об участившихся визитах справедлив и в том, что касается Еревана. За последние шесть месяцев США стали пунктом назначения для целого ряда официальных лиц Армении. Среди наиболее значимых эпизодов в этой цепочке стало то, что в январе Вашингтон посетил председатель Национального собрания Ален Симонян, который провел переговоры со спикером Палаты представителей Нэнси Пелоси, одним из наиболее жестких критиков Кремля. Другим громким явлением стала майская поездка в Вашингтон министра иностранных дел Арарата Мирзояна, в графике которой оказалось мероприятие все в том же «Атлантическом совете», тенденциозном с точки зрения отношения к России аналитическом центре.

Подозрения усиливает и инициированная администрацией Байдена кадровая перестановка в американской дипмиссии в Ереване. В середине июля президент США выдвинул на должность посла кандидатуру Кристины Квин. Красноречивым фактом ее биографии является то, что до середины этого года дипломат занимала место временного поверенного в делах США в Украине.

На этот эпизод обращают внимание армянские аналитики. «Украинский кейс достаточно богатой биографии этой дамочки заставляет навострить уши и принюхаться, – замечает обозреватель Аствацатур Тер-Товмасянц. – Квин впервые была назначена на ответственный пост временного поверенного в делах США на Украине ровно через неделю после избрания президентом господина Зеленского. А уже повторное ее назначение совпало аккурат с резким прекращением Зеленским диалога с Москвой и ужесточением в отношении России конфронтационной риторики».

Резкая смена посла в Ереване заставляет сомневаться в том, что это рутинное кадровое обновление, дают понять местные СМИ.

Не менее тревожной выглядит активизация Агентства США по международному развитию (USAID). В конце июня вице-премьер Армении Мгер Григорян и глава миссии USAID Джон Аллело заключили пятилетнее соглашение, по которому Ереван должен получить грант в размере 120 млн долл.

«Григорян от имени правительства и лично от себя поблагодарил за поддержку, которая оказывается Армении, подчеркнув, что направления, установленные соглашением, имеют большое значение для преодоления экономических вызовов, стоящих перед Арменией в этот сложный период, устойчивого развития и укрепления демократии в стране», – информировала правительственная пресс-служба. В свою очередь, Аллело подчеркнул, что его страна по-прежнему готова «оказывать поддержку Армении в ее демократических и экономических реформах».

Исследователи полагают, что администрация Байдена интенсифицирует контакты с Ереваном вполне сознательно – отталкиваясь от своего убеждения, что все силы Москвы в последние месяцы сконцентрированы на украинском театре. Это дает Вашингтону повод считать, что именно сейчас самое время расширить собственное влияние на постсоветском пространстве, в том числе в Армении, отмечает в разговоре с российскими СМИ доцент факультета мировой политики МГУ имени Ломоносова, эксперт РСМД Алексей Фененко.

Аналитик полагает, что на каком-то этапе американская официальная и неофициальная дипломатия может пойти дальше и начать уговаривать Ереван оптимизировать контакты с Москвой в рамках тех блоков и форматов, где они тесно взаимодействуют. К примеру, мишенью администрации Байдена может стать членство Армении в ОДКБ. Помимо этого, Белый дом вполне мог бы предложить армянскому руководству прозападный формат (с участием США и ЕС) урегулирования сохраняющихся споров с Азербайджаном, допускает Фененко.

Но все эти сценарии будут означать, что России брошен откровенный вызов на Южном Кавказе, который будет требовать решительного ответа.
  • +0.02 / 1
  • АУ