Спрос на топливо в США – как предвестник кризиса? Дизельное топливо активно используется в грузоперевозках, сельском хозяйстве, строительстве и промышленности и
с марта 2022 фиксируется стремительный обвал спроса на дизельное топливо почти на 13%.Спрос на топливо имеет ярко выраженный сезонный фактор, но
даже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года падение спроса на дизтопливо почти на 6% (это много), хотя база сравнения 2021 оставляет желать лучшего.
Подобные отклонения спроса
характерны для кризисных процессов, которые наблюдались в явном виде (по спросу на дизтопливо)
в 2009 и 2020 годах, когда экономическая активность снижалась масштабно и стремительно.
Среди всех видов топлива –
именно дизтопливо в наибольшей степени коррелирует с экономической активностью. Спрос на бензин подчиняется другим закономерностям. Долгосрочно – это энергоэффективность автопарка, краткосрочно – цены на бензин. Здесь появился еще новый фактор – снижение мобильности из-за перевода значительной доли сотрудников на удаленную работу после COVID.
На траектории электрификации автопрома, я сомневаюсь, что когда-либо спрос на бензин превысит максимумы 2015-2017. Но в 2022 спрос на бензин снижается, а основной фактор – это рекордные цены на бензин, что ограничивало энтузиазм в передвижениях. Снижение спроса очень чувствительное – минус 7% относительно сентября 2021.
С авиатопливом также своя специфика, отличная от спроса на дизтопливо и бензин. Не вдаваясь в нюансы,
отмечу лишь сокрушительный эффект COVID локдаунов, где спрос на керосин упал в три раза, но восстановил более 80% от понесенных потерь, оставаясь на 10-13% ниже средних докризисных показателей.Спрос на все виды топлива в США ниже на 4.3% прошлого года, находясь на уровнях 2015-2016, поэтому сложно сказать откуда оптимистичные прогнозы от ОПЕК и IEA о росте спроса в США. Нет же, все падает!
Итак, спрос на топливо в США имеет выраженную нисходящую траекторию и по спросу на дизтопливо есть основания полагать о постепенном вхождении в кризис!