Цитата: BALcat от 17.09.2022 18:25:05Для меня странно выглядит следующее: N лет назад, российской стороной было заявлено о строительстве амиакопровода в порт Тамань, ЕМНИП, и о полном прекращении поставок через руину. И? Что-то сделано? Или отпраздновали перемогу и забыли?
Во-первых, полегче с терминами, "перемогу" празднуют только хохлы.
Во-вторых, сделано уже многое - построены и ждут ввода в эксплуатацию сливная эстакада, биологические очистные сооружения, резервуары для хранения продукции, внутренний аммиакопровод, собственные электростанция и компрессорная станция и другие объекты. Однако, потом возникли административные и судебные проволочки. Насколько я понял, ТОАЗ без нужных разрешений за собственный счёт построил ряд объектов, арбитражный суд Краснодарского края принял решение в пользу администрации региона, признав за ней госсобственность на 12 объектов недвижимости, входящих в структуру будущего порта и построенных за счет ТОАЗ. Сейчас все вопросы решены, работы снова возобновилась, причем с бОльшим размахом. Первая очередь будет запущена уже
в декабре 2023 года, а на полную мощность перевалочный комплекс аммиака "Тольяттиазот" заработает в 2025:
ЦитатаПеревалочный комплекс «ТОАЗ» в порту Тамань заработает в 2023 году
04.08.2022
ПАО «ТОАЗ» («Тольяттиазот») планирует построить перевалочный комплекс в порту Тамань до 2025 года. Объем инвестиций составит 40 млрд рублей. Такие данные прозвучали в ходе встречи губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, гендиректора ПАО «ТОАЗ» Анатолия Шаблинского и члена совета директоров компании Сергея Момцемлидзе, сообщает пресс-служба регионального правительства.
Сергей Момцемлидзе сообщил, что перевалочный комплекс планируют запустить в три этапа – с декабря 2023 года, еще через 2-3 года предприятие выйдет на проектную мощность. «На терминале собираемся использовать самые современные технологии, средства безопасности и автоматизации. Будущий объект в Тамани предназначен только под перевалку, без производства, поэтому воздействие на экологию будет нулевым», – добавил он.
По словам губернатора Кубани, открытие терминала создаст 500 новых рабочих мест в муниципалитете. «Проект значим для экономики региона и Темрюкского района. Но на первый план для нас выходят вопросы безопасности. Необходимо, чтобы объект соответствовал самым высоким экологическим стандартам. Несмотря на важность развития транспортной и портовой инфраструктуры, Краснодарский край должен оставаться курортным регионом», – сказал Вениамин Кондратьев.
Ранее компания сообщала, что перевалочный комплекс в порту Тамань в Темрюкском районе Краснодарского края предполагает перевалку 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида в год. Гидротехнический комплекс терминала сможет принимать суда дедвейтом до 50 тыс. тонн. Общий объем инвестиций озвучивался в размере $300 млн.
Работы забуксовали из-за неурегулированности вопроса аренды земли с Краснодарским краем и судебных споров о признании права собственности на объекты недвижимости, которые компания успела на ней построить. Власти Кубани потребовали от Росморречфлота предоставить доказательства нахождения на земельных участках объектов, относящихся к федеральной собственности и к федеральному транспорту. По информации департамента, на данных земельных участках расположено имущество частного ПАО «Тольяттиазот». Федеральное ведомство посчитало требование доказать наличие федеральных объектов излишним, противоречащим закону и обратилось в суд. Третьим лицом по делу была привлечена компания «Тольяттиазот». Суд встал на сторону Росморречфлота, отметив, что «закон не связывает принадлежность земельных участков к федеральной собственности с нахождением на них каких-либо объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и относящихся к федеральному транспорту». В данный момент этот вопрос уже урегулирован.
https://portnews.ru/news/333333/Порт Тамань 2007:
Порт Тамань 2011:
Порт Тамань 2022:
Грузооборот порта Тамань, млн т:
2009 - 0,07
2010 - 0,25
2011 - 1,2
2012 - 2,2
2013 - 9,5
2014 - 10,2
2015 - 12,3
2016 - 13,5
2017 - 14,9
2018 - 14,1
2019 - 15,0
2020 - 22,0
2021 - 35,8
2022 -
44,0+ (прогноз, за первые 8 месяцев 2022 - 28,4, на 22,6% больше чем в 2021)
Как видите, порт активно развивается. К концу 2023 там заработает первая очередь перевалочного комплекса для аммиака и минеральных удобрений - это уже совсем скоро. Может и к лучшему, что подобный объект повышенного экологического риска будет построен на технологиях 2020-х годов, а не 2000-х. Да и финансирование сейчас гораздо более щедрое чем раньше - 40 млрд рублей (670 млн долларов) против 300 млн долларов ранее. Значит построят более качественно и безопасно.