Под впечатлением от
стешинской поездки из Крыма до Новоазовска и от
запуска "Ласточки" через Крымский мост захотелось
поразмышлять помечтать о развитии транспортной инфраструктуры на новых территориях. Так - чисто технически, без особых политических рассуждений.
1. Автомобильный транспортЕсли развитие Крыма завязано на трассу "Таврида", то для развития Новороссии нужна трасса "Таврида-2": 4-хполосная магистраль, соединяющая Херсон, Мелитополь и Мариуполь с М-4 и "большой землей".
Протяженность "Тавриды" - 250 км. Тут выходят все 600. Но это меньше, чем у М-12 (730 км), которую собираются построить всего за 4 года. Только, разумеется, никакой оплаты. Обустройство стандартное: 4 полосы, разделительныйй брус, обход городов и средняя скорость 110-120 км/ч. Особо сложного рельефа не видно. Зато есть Днепр. То есть трассу можно вывести либо к четырежды краснознаменному Антоновскому мосту (разумеется, отремонтированному), либо, чего уж там - построить еще один. Учитывая, что прямо сейчас одновременно строятся мосты через Волгу (обход Тольятти), Обь (в Новосибирске) и Лену (как ни странно мост к Якутску сейчас строится - хоть и на очень ранних стадиях) вполне посильная задача. Кроме очевидных понтов ("Россия строит собственный мост в низовьях Днепра") это еще и повысит транспортную связность/безопасность Херсона. Чтобы не чахнуть над одним единственным мостом, на который все завязано.
Как и в случае с "Тавридой-1", на одну трассу цепляются остальные. В первую очередь участок от Мелитополя в Крым (вплоть до Симферополя), замыкающий своеобразное "Азовское кольцо". Смысл которого, чтобы и из Крыма, и из ХО/ЗО были как минимум ДВА удобных и быстрых маршрута "на континент". Плюс выход на Донецкую агломерацию: своеобразное "субботнее шоссе", позволяющее за какой-то час (там 100 км всего) добраться к морю в районе Мариуполя и, если нужно, направиться в Бердянск или Крым.
2. Железнодорожный транспортЗадача та же - связь новых регионов с "большой землей". Самая
сложная странная ситуация снова у Херсона. Оттуда есть всего два жд маршрута на восток. Один из них проходит через ту самую Снегиревку, которая была присоединена к ХО из состава Николаевской. Дальше через Каховку и в район Мелитополя.
Как там сейчас пересекаются линия фронта и линия жд - ХЗ. Второй вариант, естественно, через Джанкой. По-моему, это чуть ли не первый случай в истории, когда он будет использоваться на оба северных направления. Даже прикольно.
Естественно, полный набор пригородных поездов Херсон-Джанкой-(Симферополь) и Мелитополь-Джанкой-(Симферополь). Их даже этим летом собирались запускать, но потом все пошло не так.
С самим Мелитополем и восточнее уже все проще. Прямой выход на Донецк и Луганск. Соответственно, поезда Донецк-Симферополь и Луганск-Симферополь. Насчет запуска по этому маршруту поездов, что теперь идут через Крымский мост - надо смотреть. Некоторые маршруты становятся явно короче.
Снова полный набор пригороднного сообщения: Донецк-Луганск, Донецк-Таганрог, Донецк-Ростов. Опять же "курортные" "электрички" до Мариуполя и Бердянска.
Основная проблема - недостаточнаяя электрификация. Учитывая, что до сих пор не электрифицирован даже Крымский мост (ту же "Ласточку" там тепловозом тянут) - проблема сложная и долгая. Варианта два: 1) развитие и полномасштабное производство линейки "рельсовых автобусов" РА-3 с добавлением 5-7 вагонных вариантов, 2) развитие и продолжение идей, заложенных в
ДТ-1, когда поезд может работать и от сети, и от собственного дизеля. Сам поезд, наверное, уже не возродить, но ведь можно сделать что-то похожее на базе той же "Ласточки".