Цитата: Andrew Carlssin от 28.10.2022 19:40:44Причина подорожания соляры в чем-то другом. Лет 20 назад в Канаде цена на соляру была 60%-70% от цены бензина. Где-то лет 10 назад цена на соляру превысила цену на бензин. Думаю, в Европе было также. Так что не Украина является причина роста цены на дизель.
Тут, скорее всего, дело в следующем. Из т.н. "легкой" нефти при перегонке получается много бензина и мало соляры. А из "тяжелой" соляры получается значительно больше. "Легкой" в мире много: арабы, Мексиканский залив и т.д. "Тяжелой" значительно меньше. И практически все её поставщики, т.е. мы и Венесуэла под теми или иными санкциями. И, да, мы-то тем же индусам отпускаем нефть с дисконтом, а вот Европа, США и прочие санкционщики получают нашу (или венесуэльскую) "тяжелую" нефть с нехилыми наценками, которые оседают в карманы посредников (ага тех же индусов). А переналаживать НПЗ с "тяжелой нефти" на "легкую", как здесь уже писали, дело долгое, муторное и не безопасное (вспоминаем эпидемию пожаров на американских НПЗ в прошлом и позопрошлом гг). Вот и получается, что соляра дорожает быстрее чем бензин.
Ещё момент. Действительно очень долго соляра стоила дешевле бензина, в т.ч. и потому, что была сравнительно мало востребована. ЕМНИП во время ВОВ только на советских танках стояли дизели (и то не на всех), а все остальные: и немецкие, и французские, и американские и английские ездили на бензине. Потом преимущества дизеля распробовали все, тем более, что соляра была дешевле бензина, плюс успехи двигателестроения, появление достаточно компактных дизелей и их стали пихать буквально везде. Где-то была заметка аж про мотоцикл с дизельным двигателем. И начался неспешный процесс сначала выравнивания цен на дизель и соляру, а затем и опережающие темпы роста на дизтопливо по сравнению с бензином.
Третий момент. На сегодняшний день, как мне представляется, дефицит бензина и высокие цены на него экономика любой индустриально развитой страны переживет, будет болезненно, но не смертельно. А вот недостаток (и, соответственно цены выше определенного порога) дизтоплива для экономики любой индустриально более менее развитой страны - как удар кувалдой по яйцам. Потому, что дизель это практически все автомобильные грузоперевозки, вся строительная спецтехника, вся сельхозтехника, значительная часть торгового флота и т.д.
И, да, Украина - не главная причина, но она вносит свою лепту. Военная техника, танки там, БТРы и т.д., то же ведь в основном дизельные, Европе приходится снабжать в ущерб себе: для внутриевропейского рынка остается меньше, цены соответственно растут. С электричеством тоже ведь так: по инфраструктуре Молдавии не было нанесено ни одного удара, но там то же веерные отключения. А все просто. Раньше Украина за счет избыточной генерации АЭС экспортировала электричество в Европу, а теперь резко перестала, наеборот начала у европы это самое электричество клянчить. И чем больше его уйдет в эту черную дыру, тем меньше останется в самой Европе. Соответственно, тем выше будут цены. Особенно если их рост будут пытаться продолжать заливать печатанием необеспеченных реальными киловатт-часами денег. То что у них сейчас - это ещё совсем не гиперинфляция, но они изо всех сил к ней приближаются.