ЦитатаНалет английской авиации и нападение торпедных катеров на Кронштадт 18 августа 1919 г.
После прибытия торпедных катеров в Биоркэ английский адмирал решил нанести сокрушительный удар Балтийскому флоту неожиданной комбинированной атакой авиации и торпедных катеров на Кронштадтскую гавань. Враги тщательно разработали план атаки, заключавшийся в уничтожении линкоров «Петропавловск и «Андрей Первозванный», эсминцев и других кораблей, т. е. в уничтожении всего боевого ядра флота. На рассвете 18 августа 1919 г., в 3 ч. 45 м., над Кронштадтом появились неприятельские самолеты. Они тотчас же были обнаружены по шуму моторов. Зенитные орудия крепости, приведенные в боевую готовность, еще до появления самолетов над фортами и гаванью, немедленно открыли огонь. Самолеты противника начали сбрасывать бомбы. На всех кораблях была пробита воздушная тревога.
Бомбы, сброшенные с самолетов, упали в Петровском парке, на территории пароходного завода и в средней гавани. Одна из бомб упала на баржу, стоящую у борта линкора «Андрей Первозванный».
На рейде дежурство нес эскадренный миноносец «Гавриил». Он первым заметил приближавшиеся английские торпедные катера и открыл по ним огонь.
Выписка из вахтенного журнала эсминца «Гавриил» за 18 августа 1919 г., подписанная комиссаром 1-го дивизиона эсминцев товарищем В. Флягиным, точно и подробно рисует картину действий дежурного эсминца в этой чрезвычайно сложной обстановке:
В «3 ч. 47 м. налет аэропланов, о котором можно судить по падению бомб, шуму моторов и пулеметной стрельбе с аппаратов по миноносцу. Аэропланная тревога. Огня не открывали, не видя цели. Скрыли все огни. Минут через 15 после этого заметили слева по носу, но направлению на Ораниенбаум, последовательно два быстро идущих неприятельских моторных катера. Пробив боевую тревогу, открыли огонь и выстрелом из орудия № 2 утопили один из катеров вблизи нижнего створного знака Морского канала... Вслед за этим из-за Военного угла вышли и направились к Лесным воротам еще 3 катера, которые, входя в ворота, открыли пулеметный огонь по стенке и судам у нее. Выйдя из гавани, катера пошли вдоль нашего правого борта. Открыли по ним огонь из орудий и пулемета и утопили один катер у самых Лесных ворот, а второй на правом траверзе, в расстоянии около 1 кабельтова. В то же время два катера слева от нас, идя к Военному углу, обстреляли нас из пулеметов. Пулями пробиты борт и вентиляторы. Один из катеров показался опять из-за Военного угла, но, будучи обстрелян, скрылся за Военным углом. Прогревали машину и разводили пары в котле № 3. Послали шестерку спасать утопающих с потопленных катеров. Шлюпка вернулась с тремя английскими моряками, одним офицером и двумя [70] матросами. Послали шестерку вторично спасать людей, находящихся в воде...
В дополнение к вышеизложенному доношу, что составившееся у меня впечатление таково:
часть катеров прошла северным фарватером, а часть под южным берегом, причем их соединение было скомбинировано с налетом аэропланов. Катера, идущие с севера, появились внезапно из-за Военного угла, пробежали сравнительно очень небольшое пространство между ними и Лесными воротами вдоль стенки гавани и проникли в гавань. Эти катера, хотя и были своевременно замечены, но благодаря быстроте и краткости расстояния между Военным углом и воротами обстреляны из орудий не были.
Из другой партии, шедшей с юга, один был утоплен, не доходя гавани, а другой, повидимому, не выдержал и повернул обратно. По выходе из гавани оба катера, пытавшиеся пройти к южному берегу по правому борту «Гавриила»,
были утоплены... Быстрота движения катеров, большое количество единиц (6) и очень малый промежуток времени, в течение которого все это произошло, чрезвычайно затрудняют восстановление точной картины маневрирования, но полагаю, что в общих чертах все вышеизложенное в достаточной мере соответствует действительности»
{49}.
Эсминец «Гавриил», являясь дежурным кораблем по гавани, заметил приближение английских торпедных катеров и немедленно открыл меткий огонь по противнику. Все действия эсминца «Гавриил» в этой операции были безукоризненными и четкими и могут служить образцом поведения большевистского корабля в бою. Можно уверенно сказать, что зоркость и бдительность сигнальщиков с «Гавриила», сумевших во-время обнаружить вражеские катера, нападавшие с тыла, распорядительность командного состава, проявленное им хладнокровие и быстрота принятых решений, высокая выучка наших комендоров и умение их ориентироваться в сложной обстановке, бесстрашие и героизм советских моряков — все это сорвало выполнение хитро задуманного плана англичан.
(с) Пухов А. Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939.
Схема атаки нанесенная на выполненную английским самолетом-разведчиком аэрофотосьемку рейда Кронштадта
Спасший Балтийский флот командир эсминца "Гавриил" лейтенант Владимир Севастьянов погиб два месяца спустя подорвавшись со своим эсминцем на английской мине.