Большой передел мира
246,472,560 499,864
 

  Спокойный ( Профессионал )
29 ноя 2009 18:32:00

Тред №169015

новая дискуссия Дискуссия  75

Швейцария

вводит запрет на строительство минаретов - согласно
официальным итогам прошедшего в воскресенье референдума.

Введение запрета поддержали 57% граждан страны, имеющих право голоса.
Бытует мнение, что введение запрета будет способствовать оттоку инвестиций
из богатых арабских стран.
Проголосовать "против" призывали правительство и парламент Швейцарии.
Сторонники запрета победили практически на всей территории страны:
"за" проголосовали жители кантонов
Цюрих, Берн, Люцерн, Ури, Санкт-Галлен, Граубюнден, Цуг,
Нидвальден, Гларус, Вале, Фрибур и многих других.
"Против" запрета высказались только Женева, Во, Невшатель и город Базель.
  • +1.08 / 12
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  xsw ( Слушатель )
14 дек 2009 19:17:26




Мне показалась небезынтересной статья

Глобальный ислам – взгляд со швейцарского минарета

Результаты «минаретного» референдума в Швейцарии являются частью естественной реакции на экспансию глобального исламского проекта.

То, что крайне серьёзные проблемы с мусульманами в Европе лавинообразно нарастают с каждым годом, является «секретом Полишинеля». И дело здесь далеко не только в минаретах.

Во-первых, турки в массовом порядке перетаскивают в Германию всех своих возможных родственников, которые уже предпочитают не работать, а принципиально «сидеть» на разного рода пособиях, откровенно эксплуатируя ту систему высоких социальных стандартов, которую немцы создавали десятилетиями.

Во-вторых, турецкие семьи многодетны, но и среди тех, кто появился уже в Германии, распространяется такое же отношение к жизни – «кем бы не работать, лишь бы не работать».

И это распространённая практика не только для турок (турки это ещё не худший вариант), но и для подавляющего большинства мигрантов-мусульман во всех странах Европы.

В результате, тот экономический эффект, который в своё время Европа получила от рабочей миграции уже давно нивелирован теми убытками и издержками (прямыми и косвенными), которые вынуждены принять на себя многие европейские государства в связи со всё возрастающим потоком мигрантов (для которых уже просто нет работы) и увеличением численности диаспор.

Сыграл свою и роль и тотальный отказ европейцев от христианских корней. И дело здесь даже не в христианстве, как таковом, а в том, что у европейской цивилизации на протяжении многих веков была своя, устоявшаяся традиционная идентичность, позволявшая ей не только динамично развиваться, но и осуществлять внешнюю экспансию, успешно «переваривая» новые, инокультурные включения в европейскую нацию.

В 20-м веке Европа однозначно пошла по пути добровольного разрушения своей традиционной идентичности, создавая некую новую, постхристианскую идентичность. Но оказывается, что на довольно большое количество людей в этом мире эти факторы действуют не совсем так, как задумывали европейские теоретики, или не действую вовсе.

Впрочем, это всё детали и проблемы евроэлит, заморочивших голову и себе, и людям своими позитивистскими утопиями. Но, очевидно и другое. Швейцарский референдум, как и, к примеру, российская Кондопога, это всего лишь мелкие, периферийные эпизоды того самого столкновения цивилизаций, которое абсолютно реально, что бы по этому поводу не говорили разного рода записные гуманисты. Это проблема обостряющейся конкуренции разных проектов глобализации мира.

В последние же десятилетия глобальная миссия ислама приобрела принципиально новое звучание и формы в свете изменения специфики этого мира, уже упоминавшегося разрушение биполярной системы, появления принципиально новых технологических возможностей (включая качественный скачок в развитии масс-медиа и средств связи), укрепление ресурсной базы проекта (за счёт принципиального изменения роли нефтедобывающих стран в мировой экономической системе), а также в связи с более «открытым» миром и динамизацией (в сравнении с прошлыми веками) миграционных потоков. Самое же главное то, что исламский проект резко политизировался уже на новом уровне и получил возможность действительно глобального влияния на мировые процессы. Чем дальше, тем больше исламский проект мутирует из чисто религиозного, в религиозно-политический, а затем и в политико-религиозный. Конечно, этот процесс начался не вчера, но сейчас он приобрёл новые формы и особый динамизм.

Иронией судьбы является то, что все эти возможности для исламского проекта были открыты Западом, осуществляющим свой собственный глобальный проект в своих интересах и по своему плану, но теперь пожинающий его неизбежные побочные эффекты.

Интересно здесь то, что исламский проект по своим технологическим целям мало, чем отличается от либерального евро-атлантического, которому себя противопоставляет. И те, и другие считают необходимым не мытьём, так катанием, заставить весь мир жить по тем правилам, которые они считают универсальными и полезными, независимо от того, что по этому поводу думает остальное население планеты.

И в этом смысле, совершенно не удивительно, что исламисты в качестве основного своего врага выбрали именно западную цивилизацию, а, к примеру, не Китай или Индию с Бразилией и даже не Россию с её ядерным потенциалом. Потому что Китай, Индия, Россия и Бразилия на сегодняшний день не имеют собственных глобальных проектов, глобальной идеологии, экспортируемой во внешний мир. По крайней мере, пока. По этой же причине и западная цивилизация на данный момент открытые бои за своё влияние ведёт именно с исламским миром, а с остальными конкурентами пока решает вопросы другими средствами.

У исламского проекта, несомненно, есть свои сильные стороны. В первую очередь, это наличие чёткой и понятной идеологии, нравственных ориентиров, системы ценностей, которая противостоит современной квазирелигии потребления, гедонизма и релятивизма, которую в качестве основной цели и содержания жизни проповедует сегодняшний Запад.

Собственно такой системой обладают в той или иной мере все крупные мировые религии.  Проблема же Запада в том, что он добровольно от такой веры отказался и пытается убедить отказаться и всех остальных. По сути, сегодняшний Запад это новое язычество, которое с неизбежностью вступает в новый конфликт с любым монотеизмом. Просто со своим христианским монотеизмом новые язычники Запада уже разделались. А исламский монотеизм на сегодняшний день наиболее динамичен, прост, доступен и имеет глобальные амбиции.

Человечество всегда будет нуждаться в идеалах и идеологиях. Это невозможно изменить. Это природа человека. А потому и неизбежна конкуренция этих идеологий. Безидеологический мир, который многим людям, считающим себя либералами, видится как идеальный, на самом деле, не только невозможен, но и обречён на неизбежное поражение.

Одновременно, ислам обладает сводом очень доходчивых правил повседневной, бытовой жизни, которые, откровенно говоря, заменяют малограмотному в своей массе мусульманскому большинству богословские тонкости, доступные ограниченному кругу духовенства, исламских интеллектуалов и разного рода элите. В повседневной жизни ислам даёт простые ответы на сложные вопросы.

Второе несомненное преимущество – позитивная демография исламских стран. Миллионы мусульман, откровенно говоря, бегут из своих стран, подталкиваемые, в первую очередь, бедностью и ограниченностью перспектив. Благо западная цивилизация сделала мир более открытым.

Но при этом именно общая религия позволяет им сохранять собственную идентичность, вести особый образ жизни, относительно успешно сопротивляться культурной интеграции, консолидироваться в закрытые сообщества, что всегда эффективнее для отстаивания групповых интересов. По этой же причине они сохраняют связи с родиной, а также остаются действующими участниками глобального исламского проекта.

Третье преимущество – рост ресурсной базы. Современное разделение труда и тенденции развития того же общества потребления требуют с каждым годом всё больше энергии. Эта энергия есть у стран исламского мира в виде нефти и газа. Деньги, получаемые от продажи углеводородов, вкладываются, в том числе, в прямое или косвенное продвижение глобального исламского проекта.

Однако у исламского проекта есть и совершенно очевидные недостатки, которые с такой же неизбежностью уже создают и будут создавать в будущем серьёзные проблемы для его продвижения.

Главный недостаток исламского проекта резонирует с его главным достоинством. Да, ислам на сегодня наиболее динамично пытается продвигать систему ценностей, альтернативную западной цивилизации.

Но, одновременно, исламский проект демонстрирует и крайнюю избирательность, доходящую до высокой степени нетерпимости к любому инакомыслию. Исламский проект даёт позитивную картину будущего только и исключительно для тех, кто принял эту веру. Таким образом, автоматически сужается и электоральная, так сказать, база и поле для манёвра, и основания для утверждения нравственного преимущества. Исламский проект вовсе не намерен доказывать человечеству свою моральную правоту. Да ему и нет дела до человечества в целом. Остальное человечество в расчёт просто не принимается. Если оно не выбрало истинную веру – тем хуже для него. Если оно оказывает сопротивление, оно должно быть физически уничтожено. Если не оказывает, то ему уготована роль бесправных исполнителей воли победителей.

Глобальный политический проект, если он действительно пытается быть эффективным, не может проявлять такую вопиющую негибкость. Точнее может, но в этом случае он обречён на провал. Глобальность как раз и подкрепляется универсальностью и общедоступностью той модели, которую предлагает тот или иной проект. С технологической точки зрения необходима также высокая степень свободы инкорпорирования в проект и позитивная перспектива будущего, открывающаяся для любого человека, независимо от его особенностей. Проект должен выглядеть привлекательным.

Я лично не сторонник либерализма, но не могу не признать очень высокую технологическую эффективность либеральной глобализации. Она берёт тем, что обещает модель счастливого будущего всем людям планеты, независимо от их религии, национальности, взглядов, благосостояния, роста, веса и так далее. Одновременно, она апеллирует к тем свойствам человеческой натуры, которые свойственны всем людям без исключения.

Правда это или не правда, реально это или нет, правильно это или неправильно, уже вопрос другой. Да, с религиозной точки зрения можно сказать, что либерализм апеллирует не к каким-то абстрактным «свойствам» людей, а к их грехам и страстям, на чём и играет. Но проект сам по себе очень эффективен именно потому, что действительно выглядит крайне привлекательным для огромных масс людей.

У исламского проекта пока всего этого крайне недостаточно, или даже вовсе нет. На сегодняшний день исламский проект выглядит даже не как борьба за некую истину, за некую религиозную идею, а как, в первую очередь, средство борьбы мусульманских этносов за место под солнцем в этом мире. Проще говоря, на первом плане борьбы исламского проекта с Западом (и всем остальным миром) выступает отнюдь не моральная правота истины в борьбе с системой пороков и греха (как это порой представляют исламские интеллектуалы), а всего лишь попытка отстоять своё право жить так же сытно и сладко, как и Запад, но на свой манер.

Это со всей очевидностью выражается, с одной стороны, в агрессивной тактике мусульманских диаспор, заселяющих новые территории. Повсеместно эти люди не столько занимаются демонстрацией какого-то альтернативного, более нравственного, более привлекательного образа жизни и системы ценностей, сколько просто стараются физически вытеснять коренное населения с их исконных территорий, навязывая им новые, чуждые для местных формы жизни, вроде строительства пресловутых минаретов в Швейцарии. Причём, нередко происходит это в агрессивной форме.

С другой стороны, такую оценку подтверждает и безумная роскошь, практикуемая очень многими мусульманскими (в первую очередь арабскими) элитами на фоне бедности основных масс мусульманского населения планеты. Нефтяные шейхи (да и не только они) дают сто очков вперёд евро-атлантическому гедонизму. Причём, не заметить этого просто не получается, так как эта роскошь с явным удовольствием демонстрируется всему миру.

Все эти обстоятельства в значительной степени обнуляют для немусульманского мира все морально-нравственные преимущества религиозной концепции исламского проекта, о которых говорилось выше, как альтернативной глобальной доктрины, потому что эти ценности в реальной жизни действуют весьма выборочно и остаются лишь теорией. Ведь, по сути, это тот же релятивизм и двойной стандарт, только под другой крышей. Гедонизм, несправедливость, притеснение и насилие в реальной практике исламского политического проекта плохи не сами по себе, а только тогда, когда ущемляются права мусульман. В отношении же остальных они могут быть даже вполне допустимы. Но в таком случае ценности ислама оказываются не универсальными и не безусловными, а значит и не столь актуальными для всего человечества.

И такой взгляд на вещи обусловливает вторую, весьма серьёзную проблему внешнего позиционирования исламского проекта – отрицательный имидж. Скажем откровенно, лицом данного проекта на сегодня является террор и агрессия. И, к сожалению, дело здесь не только в предвзятости недружественных СМИ. На сегодня можно сказать однозначно – умеренный и традиционный ислам, здравые мусульманские интеллектуалы повсеместно проигрывают борьбу исламским радикалам и уже стремительно радикализирующимся мусульманским массам, так называемой «улице».

Если, конечно, такая борьба вообще ведётся. Иногда возникает подозрение, что развитие экстремистских тенденций не вызывает особых протестов и у традиционного духовенства, так как радикалов удобно использовать, как таран для завоевания новых территорий и ресурсов. Впрочем, это лишь догадка.

Исламские лидеры пытаются убедить весь мир не верить своим глазам. Они говорят, что экстремизм это искажение, что ислам это религия мира, что у террористов нет национальности и вероисповедания. Но теоретикам исламского проекта необходимо понять, что в это практически невозможно поверить, когда почти ежедневно со всех концов света приходят сообщения об убийствах, взрывах и других преступлениях, демонстративно совершаемых «во имя Аллаха». Ничего подобного в современной массовой действительности ни в одной другой религии мира нет.

И здесь бессмысленными и даже смешными выглядят апелляции мусульманских лидеров к мировому сообществу, которые говорят о том, что, мол, ислам это одно, а радикалы это совсем другое. Что, мол, это внутренние проблемы исламского мира. У большинства немусульман возникает законный вопрос – если это действительно отклонения, если это действительно ваши внутренние проблемы, то почему их должны решать не вы сами, а остальной мир? Добейтесь сами того, чтобы не радикалы правили бал. Чтобы не они формировали внешний имидж проекта. Тогда и отношение к вам изменится, и эффективность ваших усилий повысится.

Но, к сожалению, массового и адекватного понимания этих проблем, судя по всему, не хватает даже в мусульманских элитах. И это ещё одна важная проблема. Исламский мир в массе своей проявляет неспособность к серьёзной саморефлексии и «работе над ошибками», что станет его основной проблемой в будущем.

Ещё одна серьёзная проблема внешнего позиционирования исламского проекта – его зависимость от своих непосредственных конкурентов. Связано это с простой вещью – исламский проект уже много веков как утратил лидерство в развитии науки и техники, а также вообще не демонстрирует способности к самостоятельному развитию на новом технологическом уровне. О причинах можно спорить, но это факт.

На мой взгляд, свою роль здесь играют вопросы мировоззрения. Именно сверх идеологизированность, сверх политизированность и непримиримое противопоставления себя остальному миру, столь модные сейчас в исламской среде, а также внушение самим себе идеи об избранности и непогрешимости, как раз и лишает стимулов к развитию, загоняет в пещерах афганских (или кавказских) гор. А На самом деле это, как минимум, тормоз для развития, а, как максимум, тупик.

И это, уже не говоря о том, что прибыли мусульманского мира, на которые и активизируется повсеместно исламский проект, это, в первую очередь, деньги Запада, которые тот платит за нефть и газ. И только до тех пор, пока Запад будет играть в эту игру, арабы будут иметь возможность спонсировать глобальный исламский проект.

Понимают это исламские лидеры или нет, но такое позиционирование обрекает их проект на вечную зависимость от тех, кого они так яростно критикуют. А зависимость всегда означает и подверженность влиянию, а также ограниченность в перспективах. Более того, сколько бы не расширялись исламские диаспоры в Европе, США или других развитых странах мира (включая Россию) в настоящее время они не смогут даже просто выжить, не паразитируя на достижениях своих визави. Поэтому стремление к вытеснению или даже уничтожению своих конкурентов для исламского проекта на сегодняшний день также означает и шаги к собственному кризису. В этом месте круг замыкается.

Исламский глобальный проект на сегодняшний день не демонстрирует способность ни к моральному, ни к технологическому лидерству в мире. Моральное лидерство невозможно, так как исламский проект строго ориентирован только на интересы мусульман. А технологическое - в связи с нежеланием или неспособностью формулироваться инновационную повестку дня. Строго говоря, всё это свидетельствует о внутренней незрелости и непроработанности исламского политико-религиозного проекта именно как глобального. Это обстоятельство резко диссонирует и даже конфликтует с повышенным уровнем амбиций данного проекта, порождая проблемы и внутреннего, и внешнего плана.

Однако пока представляется, что масса внутренних трудностей (о чём здесь не говорилось) и отсутствие консолидации внутри самого исламского проекта, не позволяет ему осознать все эти проблемы в полной мере. Исламскому проекту для повышения эффективности нужны масштабные качественные внутренние реформы. В реальности же отсутствие осознания своих проблем только стимулирует рост агрессии и ставку на экстенсивное распространение, как способ откладывать решение внутренних проблем до бесконечности.

В этих условиях сопротивление глобальному исламскому проекту повсеместно будет только нарастать. Исламским теоретикам не стоит обольщаться переходом в ислам небольших групп населения в традиционно немусульманских странах. Эти группы обречены оставаться маргиналами. Что со всей очевидностью и показали 57,5% голосов на «минаретном» референдуме в Швейцарии.

Сергей Михеев – вице-президент Центра политических технологий

Глобальный ислам – взгляд со швейцарского минарета

Статья приведена в сокращенном виде. Полностью с текстом можно ознакомиться по приведенной ссылке.
  • +1.71 / 21
  • АУ