1 ноября в Грозном Россия и Иран в лице вице-премьера РФ А. Новака и министра нефти Ирана Д. Оуджи вернулись к проекту электрификация ж/д-линии Гармсар - Инче Бурун. Об этом сообщило иранское агентство Shana.
495км отрезок расположен на иранском транзитном пути из Казахстана, Туркменистана в иранский порт Амирабад на южном берегу Каспийского моря.
Это не первая попытка сотрудничества на этом участке. В начале 2017 г. РЖД и Иранские железные дороги (IRIR) подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве. Пилотный проект модернизации ж/д Гармсар - Инче Бурун был рассчитан на 4 года и предполагал электрификацию 32 станций и 95 тоннелей, строительство 7 тяговых подстанций и 11 постов секционирования, 6 дежурных пунктов контактной сети и зданий дистанции электроснабжения.
Кроме того, соглашением предусматривалась поставка 40 локомотивов, рельсов и стрелочных переводов, а также обеспечение техподдержки в течение первого года эксплуатации. Реализация проекта планировалась силами России и за счет российского кредита в размере 1,2 млрд евро.
Однако в начале апреля 2020 г. без объяснения причин РЖД заявили о прекращении работы по проекту.
Такое решение РЖД негативно сказалось на всех российских компаниях, задействаванных в проекте (Объединенная вагонная компания, Уралвагонзавод), а также на всем комплексе российско-иранского экономического сотрудничества.
Сейчас Россия и Иран нацелены на развитии международного транспортного коридора МТК Север - Юг, который открывает для России выход в Индийский океан через иранские порты.Ж/д-ветка Гарсмар - Инче Бурун является одним из участков этого коридора, поэтому несмотря на прежнее решение РЖД, Иран готов к сотрудничеству с Россией по электрификации данной линии. Минэкономики России и Ирана согласовали предоставление займа Ирану для реализации проекта.