Мировой экономический кризис
53,328,807 93,600
 

  tukan ( Слушатель )
04 дек 2009 10:17:08

Тред №170188

новая дискуссия Дискуссия  46

Почитал Музофила. Забавно. Есть несколько положений, по которым хотел бы услышать его комментарии, а потом он может говорить все, что захочет.

1) Вводная 1 - Российская и советская системы образования с их акцентом на точные науки и фундаментальное понимание задач созданы, по сути, в ходе милютинской реформы 1874 года, и несмотря на все эксперименты 1920-1934 года, после постановления от 19 сентября 1934 "О борьбе с педологическими извращениями в преподавании" (нечто типа ЕГЭшного скоринга, типовых тестов и в принципе систему Дьюи особые умники тогда таки протащили в школу) большевики вернули суть старой системы. В результате и научноинженерные кадры постреволюционной эмиграции (Зворыкин, Сикорский, Петровичев, Леонтьев, Сорокин и др.) и эмиграции 70-90-х годов - "золотой фонд" западной науки. Так? Формирование особого прорывного склада ума происходит не в супермаркете с 500 сортами колбасы, а в школе и институте. Так?
2) Российская империя не смогла создать национальной инновационной системы, т.е. научно-инженерное великолепие не спроецировалось в технологический прорыв. О роли молодых инженеров в революции стоит поговорить особо, но для них это был пусть дикий, но "канал" выброса пассионарной энергии.
3) Советская национальная инновационная система была ориентирована на а) догоняющую модернизацию страны б) оборонные нужды. Отсюда ее тяготение к "срезанию углов". Да, Флеров и ГИРД подошли к рывку на ракетном и атомном направлениях, но по результатам Второй мировой было выгоднее чуть срезать углы, и , экономя ресурсы, были применены и наработки фон Брауна, и наработки участников Манхэттенского проекта, предоставленные военной и зарубежной разведкой. Но, если в стране нет почвы, в которой эти зерна могли прорасти, то...Можно завезти чертежи фон Брауна и расчеты по атомной бомбе в Бемократическую республику Конго. На что их применят, думаю, пояснять не надо. Ночи там холодные.
4) Чуть оффтоп - 20 век показал, что наиболее оптимальная национальная инновационная система была создана отнюдь не в США. В Германии 1933-1945 годов. В общем-то практически все идеи второй половины 20-го века были доведены до инженерного воплощения, либо глубоко проработаны всего за 12 лет. При этом основными чертами этой системы были а) ее скорость работы б) финансовая эффективность. Германия не имела возможности избыточного "барского" финансирования и развития науки за счет итогов мировой войны, импорта мозгов  и пр.
5) Советская НИС имела с нацистской много общего за исключением идеологической составляющей. Гитлер, по сути, убрал из голов немецких ученых комплекс "полупустого стакана" и национальной неполноценности. В СССР Сталин довольно коряво попытался сделать тоже самое, начав борьбу с космопотитизмом и преклонением перед Западом. И даже такая неуклюжая попытка дала феерический научно-инженерный взрыв второй половины 50-х, когда молодые кадры заняли значимы едолжности в научных структурах.
6) После этого была проиграна не научная, а медийная схватка. Начался вонючий бздеж про наше отставание, которого по сути не было, однако сталинская НИС (авторитарная, жесткая, но позволявшая стране противостоять всему миру) сохранилась в рамках ключевых оборонных отраслей. В гражданской жизни и гражданской промышленности она была успешно демонтирована с криками: "Ну куда ж нам, лапотникам!"
7) Национальная инновационная система США получила колоссальный толчок после 4 октября 1957 года. Запуск СССР первого космического аппарата, и, по большому счету, все та же медийная победа ( были орбитальные и суборбитальные старты и до этого, и у нас и у амеров) стал для США пощечиной. Страна, имевшая чудовищный "колониальны" бонус по итогам ВТорой мировой проиграла по научной эффективности (причем на одной и тоже фон брауновской основе) "лапотникам". Крутой Поскольку амеры как правило, развивают все составляющие на прорывном направлении, и что-то, а продавать каждый свой чих и пук умеют лучше нас (это факт), развитие наук и технологий, сопоставимое с нашим, а в чем-то - и серьезно отстающее, сопровождалось бешеной работой фантоматной машины - от детских мультфильмов до телепередач. Результат, как говорится, на лице. Феномен "научного колбасничества", эмиграции в мир фантомов с последующим внутренним разочарованием в увиденном и "держанием морды", пока не кончатся гранты, поскольку "перед народом неудобно".

В США НИС (если отковырять медийно-рекламную шелуху пальцем) в последнеи годы работает на "интернет-пузырях", локальных войнах, чрезвычайном положении, свинячьих гриппах, и даже при таком истеричном окружении все чаще дает сбои. Причин здесь несколько
а) отсутствие вменяемой системы школьного образования по естественным наукам и математике.
б) закритическое снижение возможности "подсоса интеллектуального топлива" за счет научной иммиграции. Большая часть регионов доноров либо начинает собственные рывки (КНР, Индия), либо обескровлена (Восточная Европа), либо предлагает ученым сопоставимые условия (ЕС). Это вообще уникальное положение, США в таких условиях еще не осказывалось ни разу, и по идее, глобальный управляемый хаос и должен восстановить систему "подкачки", бегства мозгов из нестабильных регионов. Эта задача, по моему мнению, для ПП даже поважнее. Денег можно напечатать сколько угодно и каких угодно, а вот число талантливых людей в мире ограниченно, и центры их "добычи и производства" почему-то находятся за пределами США. Я бы на месте Музофила не ахал и охал о "полупустом стакане", а попытался бы понять, почему этот ресурс в США приходится импортировать и откуда его приходится импортировать.
в) изначальное построение НИС на модели избыточного первоначального финансирования. До ученых, мягко говоря. доходит чуть меньше, чем дается.  :P Сейчас в ходе МЭК денежек будет меньше, и будут они, видимо, не там. Фантом "поплывет".

Отсюда очевидна задача российского руководства - создать собственный "фантом". Только деньгами или условиями для экспериментов и работы колбасных тараканов у ученых и талантливых инженеров из голов не вытравить.
Отредактировано: tukan - 04 дек 2009 10:44:34
  • +9.53 / 101
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!