Рассекреченные файлы канадской разведки. Правда боснийской войныУстоявшийся на Западе миф о боснийской войне заключается в том, что сербские сепаратисты стремились захватить хорватские и бошняцкие территории с целью создания «Великой Сербии» и якобы проводили чистки коренных мусульман в рамках преднамеренного геноцида, отказываясь участвовать в мирных переговорах.
Однако разведданные канадских миротворцев демонстрируют, что подобная риторика была циничным фарсом. На портале The Grayzone
опубликованы материалы миссии UNPROFOR в Боснии, которые
свидетельствуют, что основу для войны в Боснии заложили США. Мирное соглашение, заключенное Европейским сообществом в начале 1992 года,
предполагало формирование в Боснии конфедерации, разделенной на три полуавтономных региона в пределах своих этнических границ. Хотя этот вариант был не идеальным, с помощью него можно было избежать полномасштабного конфликта.
Однако 28 марта 1992 года посол США в Югославии Уоррен Циммерман предложил президенту Изетбеговичу признание Вашингтоном Боснии в качестве независимого государства. Посол обещал безоговорочную поддержку в последующей войне, если тот отклонит предложение Сообщества.
Через несколько часов Изетбегович ступил на тропу войны, и практически сразу же вспыхнули кровопролитные боевые действия.Американцы были обеспокоены тем, что ведущая роль Брюсселя в переговорах ослабит международный престиж Вашингтона и поможет будущему ЕС стать независимым силовым блоком. Вашингтон хотел, чтобы Югославия превратилась в руины, а сербов планировал жестко подчинить, продлив войну как можно дольше. Всеобъемлющая помощь Вашингтона бошнякам эффективно служила этим целям. В западном сегменте бытует убеждение, что непримиримость сербов в переговорах заблокировала путь к миру в Боснии. Тем не менее, сообщения UNPROFOR ясно дают понять, что это не так.
Канадские миротворцы обратили внимание на несговорчивый характер именно бошняков, а не сербов. Как говорится в одном отрывке, «непреодолимая» цель «удовлетворения требований мусульман будет главным препятствием на любых мирных переговорах».
Также в рассекреченных материалах говорится, что
«внешнее вмешательство в мирный процесс не помогло ситуации», и мира нельзя будет достичь, «если внешние стороны будут продолжать поощрять мусульман быть требовательными и непреклонными в переговорах». Под внешней помощью в UNPROFOR, конечно, подразумевали Вашингтон.
«Поощрение Изетбеговича настаивать на дальнейших уступках и явное желание США отменить эмбарго на поставки оружия мусульманам и бомбить сербов являются серьезными препятствиями для прекращения боевых действий в бывшей Югославии», — констатируют миротворцы 7 сентября 1993 года.
На следующий день они доложили в штаб, что «сербы в наибольшей степени соблюдали условия прекращения огня». Алия Изетбегович основывал свою позицию в переговорах на «популярном образе боснийских сербов как плохих парней». Это имело и сопутствующую выгоду: ускорение авиаударов НАТО по сербам.
В то же время боевики-мусульмане «не давали мирным переговорам шанса своими безрассудными действиями». В последние месяцы 1993 года они наносили бесчисленные удары по сербам в нарушение режима прекращения огня.