Цитата: DeC от 18.01.2023 22:52:49Ростех изготовил и передал для ТЭС «Ударная» в Краснодарском крае первую серийную газовую турбину большой мощности ГТД-110М
Это первая «большая» отечественная турбина, которая вышла на стадию серийного производства. Производство осуществляет дочерний холдинг Ростеха - Объединенная двигателестроительная корпорация. Турбины ГТД-110М станут основой программ модернизации ТЭС и ГРЭС генерирующих компаний. С 2024 года предполагается выпуск двух таких силовых установок ежегодно.
Важность и символичность этой новости трудно переоценить.
Раньше для энергетики мы разрабатывали и производили в основном небольшие турбины для электростанций - ПС-90ГП-25 (АО «ОДК-Авиадвигатель», г. Пермь) мощностью 22,5 МВт, плюс НК-36СТ (ПАО «ОДК-Кузнецов», г. Самара) мощностью 25 МВт и ряд других.
А большие турбины мощностью более 90 МВт мы выпускали на СП - завод в п. Горелово Ленинградской области - «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ, совместное предприятие Siemens и «Силовых машин»), там производили локализованные турбины SGT5-2000E (ГТЭ-160, ПГУ-220/ПГУ-230/ПГУ-450) и SGT5-4000 °F (ПГУ-420, ПГУ-800). Уровень локализации этих газовых турбин был доведен до
62% и более, с планами полностью локализовать их производство в РФ. А если считать всю парогазовую энергетическую установку (вместе с паровой турбиной для повышения КПД), то уровень их локализации к 2019 году превышал 70%. Именно такие произведенные в России немецкие турбины были установлены на двух из трёх новых электростанций в Крыму (на третьей было 4 шт. ПС-90ГП-25).
И завод в г. Рыбинск Ярославской области - «Русские газовые турбины» (совместное предприятие GE, Группы «Интер РАО» и ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» Госкорпорации Ростех). Там производили газовые турбины 6F.03 (ПГУ-225), уровень локализации тоже планировалось довести до 90-100%.
Параллельно шла разработка и испытания новых полностью российских больших турбин - ГТД-110М, ГТЭ-65 и ГТЭ-170. И вот, наконец, их серийное производство начинается в этом году. Кстати, за первенство с ГТД-110М может побороться ГТЭ-170, её, скорее всего, произведут и передадут заказчику даже раньше чем ГТД-110М, она мощнее, да и производиться будет более крупной серией:
ЦитатаПервая поставка ГТЭ-170 запланирована на 2023 г. Об этом сообщил владелец компании А. Мордашов в ходе пленарного заседания «Цифровой индустрии промышленной России» (ЦИПР-2022).
В производстве на данный момент находится
6 турбин ГТЭ-170. Уже запущен головной образец ГТЭ-65.
...
Газовые турбины типа ГТЭ-170 будут поставлены на Нижнекамскую ТЭЦ «Татнефти» в конце 2023 года, далее четыре газовые турбины в 2024-2025 гг. будут поставлены на Каширскую ГРЭС «Интер РАО», и еще четыре в 2025-2026 годах — на объекты «РусГидро» на Дальнем Востоке.
«Силовые машины» создают мощности для выпуска
8 газовых турбин в год. На эти объемы компания намерена выйти в 2025 году. В перспективе возможно увеличение производственных мощностей до
12 турбин.С учётом запланированного расширения производства ГТД-110М с 2 шт. в год до 4-6 шт. в год, плюс 8-12 шт. ГТЭ-170 - получится суммарно
12-18 шт. газовых турбин большой мощности (115-170 МВт) в год!
Ещё недавно о таком можно было только мечтать, а теперь это становится реальностью. Помимо независимости от других стран, есть еще несколько выгод и преимуществ - огромные дополнительные доходы в российский бюджет, рост ВВП (большие турбины очень дорогие, в их производстве по кооперации участвуют десятки предприятий по всей стране), развитие новых высокотехнологичных промышленных производств, новые рабочие места, ускоренная модернизация энергетической инфраструктуры РФ, удар по Западу (они лишились крупнейшего покупателя в лице России). Ну и вообще, это очень престижно - самостоятельно разрабатывать и производить по полному циклу такие сложные высокотехнологичные агрегаты с характеристиками на уровне лучших иностранных аналогов.
Сначала импортозаместили хохлов с вертолетными и самолетными турбовинтовыми двигателями (наладили производство ВК-2500 и ТВ7-117 вместо ТВ3-117), потом импортозаместили хохлов с судовыми турбинами (наладили производство М90ФР вместо ДТ-59), потом импортозаместили америкосов с самолётными двигателями (наладили производство ПД-14 вместо PW1431G), потом импортозамещаем хохлов и французов с самолетными двигателями средней мощности (ПД-8 и ПД-8В вместо SaM-146, Д-136 и Д-436ТП), потом импортозамещаем французов/америкосов с вертолетными и самолётными турбовинтовыми двигателями средней мощности (ВК-650В, ВК-800СМ и ВК-1600В вместо РW-207K, Arrius 2G1, Ardiden 3G, GE H80), теперь замещаем америкосов и немцев с газовыми турбинами большой мощности (ГТД-110М, ГТЭ-65, ГТЭ-170 вместо SGT5-2000E, SGT5-4000 и 6F.03). На очереди "Изделие РФ", ПД-35, АПД-500 и др.
За последние несколько лет в отечественном двигателестроении проделана колоссальная работа!