Косой взгляд в будущее (тенденции 2023 года)
новая дискуссия
Статья
231
(по материалам статьи в сегодняшней "Гуанмин Жибао", страница 12. Статью опубликовали: Институт мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук, Национальный аналитический центр глобальной стратегии Китайской академии общественных наук.
I. Глобальный экономический рост на нисходящей траектории
В условиях высокого инфляционного давления центральные банки США и Европы продолжают ужесточать денежно-кредитную политику и даже сталкиваются с риском чрезмерного ужесточения, при этом негативные побочные эффекты для мировой экономики становятся все более очевидными. В то же время под воздействием неэкономических факторов, таких как геополитические конфликты и стихийные бедствия, восстановление мировой экономики окажется под еще большим давлением в 2023 году, при этом экономический рост, вероятно, еще больше снизится и составит менее 2,5%, В ближайшие три-пять лет темпы роста мировой экономики останутся низкими или средними и составят около 3%.
2, "игра с отрицательной суммой" крупных держав привела к негативным глобальным экономическим и политическим взаимодействиям
Игра с нулевой суммой между крупными державами постепенно переросла в "игру с отрицательной суммой", перейдя к стратегии поглощения своих противников даже в ущерб собственным интересам. Негативное взаимодействие деглобализации стало основной чертой глобального экономического и политического взаимодействия в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Стратегия национальной безопасности США будет и дальше смещаться в сторону соперничества великих держав. экономические и торговые вопросы и вопросы развития постоянно перерастаютв геополитические конфликты и идеологическое противостояние, а некоторые союзники США также политизируют экономические, торговые, научные и человеческие отношения. Для того чтобы максимизировать собственные преимущества и быстро подавить конкурентов, США не только отказались от беспроигрышного сотрудничества, но даже перешли к игре с нулевой суммой, то есть они предпочитают страдать сами и создавать трудности для других. С другой стороны, негативные экономические и политические взаимодействия, распространяющиеся с Запада на весь мир, усиливают тенденцию к контрглобализации, подталкивая глобальные цепочки поставок к границам национальной безопасности и ценностей и подвергая глобализированные сети спроса и предложения риску фрагментации и избыточности. Наиболее важным средством продвижения этой тенденции является "вооружение взаимозависимости", т.е. все более частое использование западными странами во главе с США финансовых санкций и мер торгового контроля, чтобы обе конкурирующие стороны проиграли.
3. многополярная система становится более блоковой
По мере того, как совокупная мощь стран, не являющихся союзниками США, не входящих в число западных стран и белых христианских цивилизаций продолжает расти и иметь большее влияние в многополярной системе, США и Запад начинают испытывать беспокойство по поводу своего доминирования. Западные политические элиты считают, что тенденция к многополярности мира должна быть изменена и что "либеральная" мировая гегемония должна быть изобретена заново. Администрация Байдена стремилась сохранить глобальное "лидерство" Соединенных Штатов и продолжала укреплять трансатлантический и транстихоокеанский альянсы. В результате в 2023 году международная система станет более блоковой, с сильным акцентом на военную и экономическую сферы. В военном отношении НАТО будет "воскрешена" и значительно усилена после начала кризиса в Украине и будет и дальше "укреплять сотрудничество со своими индо-тихоокеанскими партнерами". В экономическом плане, имея в качестве основной опоры Индо-Тихоокеанскую экономическую схему (IPEF) и Американо-европейский совет по торговле и технологиям (ETTC), США будут и дальше способствовать созданию нового торгового блока по образцу времен холодной войны, в который войдут развитые экономики США и Европы, и формировать общую торговую политику в отношении так называемых "нерыночных экономик", а также активизировать усилия по принуждению развивающихся стран к выбору стороны.
4. Изменение климата становится доминирующим цветом в управлении глобальными проблемами
Будучи долгосрочным фактором воздействия, негативное влияние изменения климата ускорилось в краткосрочной перспективе и стало одной из основных проблем, которую невозможно обойти с помощью национальной политики. Сейчас, когда глобальный процесс устойчивого развития вступает в критическую точку, изменение климата станет доминирующим цветом глобального управления и будет привлекать больше внимания в будущем.
Некоторые развитые страны усилят ограничения на использование ископаемого топлива в развивающихся странах во имя решения проблемы изменения климата и будут проводить более агрессивную политику, направленную на ускорение возвращения обрабатывающей промышленности, что приведет к глубоким корректировкам и изменениям в цепочках поставок глобальной промышленности.
5. Старение, уменьшение числа детей и демографический взрыв идут рука об руку
Хотя население является долгосрочным фактором, влияющим на экономическое и социальное развитие, его негативное воздействие ускоряется. В предстоящий период рождаемость в мире продолжит снижаться, население планеты будет расти, но более медленными темпами, а неравномерность роста населения станет более выраженной. Что касается регионального распределения прироста населения, то доля населения в развитых странах и регионах будет продолжать снижаться, Центральная и Южная Азия станет мировым демографическим центром около 2050 года, а население Африки к югу от Сахары составит треть населения мира в 2100 году. Что касается возрастной структуры населения мира, то в период с 2022 по 2050 год доля людей в возрасте старше 65 лет увеличится с 18,7% до 26,9% в Европе и Северной Америке и с 12,7% до 25,7% в Восточной и Юго-Восточной Азии. Старение населения, вероятно, приведет к глобальному снижению способности и готовности к инновациям, повышению уровня сбережений и снижению потребления, увеличению расходов на социальное обеспечение и здравоохранение, проблемам бюджетной устойчивости и снижению потенциальных темпов роста. Структурные изменения в глобальном росте населения повлекут за собой серьезную перестройку демографической ситуации как на международном, так и на внутреннем уровнях и создадут новые проблемы для социальной интеграции, политической стабильности, внешней политики и глобального управления.
6, технологические разработки все больше ориентируются на цифровые технологии и направления декарбонизации.
На новой волне технологической революции информационные технологии и зеленые технологии в настоящее время являются областями с наиболее инновационными прорывами во всем мире. Согласно списку десяти ведущих мировых прорывных и развивающихся технологий, опубликованному MIT Technology Review и Всемирным экономическим форумом соответственно в предыдущие годы, около 40% из них появляются в новом поколении информационных технологий в 2018-2022 годах, а более 60% технологических инноваций связаны с информационными технологиями. Среди основных патентов, полученных в рамках Договора о патентной кооперации с 2000 года, информационные технологии являются наиболее вовлеченной технологической областью. Среди них прорывные технологии в области искусственного интеллекта, которые, как ожидается, позволят достичь целей адаптации машин к реальному миру, решения сложных проблем, общения и сотрудничества с людьми в реальном смысле. В эпоху цифровой экономики, основанной на Интернете вещей, больших данных, искусственном интеллекте, 3D-печати, блокчейне и биотехнологиях, массовая кастомизация, динамичные цепочки поставок, интеллектуальное производство и услуги станут новыми чертами современной промышленности и изменят модели глобального экономического развития и конкуренции основных стран. В то же время крупные страны, такие как Китай, США, Европа и Япония, предложили планы "углеродной нейтральности" и рассматривают инновации в области зеленых технологий как ключевой фактор для достижения зеленого развития и "углеродной нейтральности", что еще больше усилит игру в зеленые технологии среди крупных стран
.
7. Усиление турбулентности на рынках первичных сырьевых товаров
Поскольку ожидается, что темпы роста мировой экономики будут низкими или средними, мировой спрос на сырьевые товары в 2023 году замедлится, а общие цены, вероятно, продолжат снижаться. Однако со стороны предложения экстремальные погодные и геополитические риски по-прежнему угрожают восстановлению глобальных цепочек поставок. В 2022 году произошли такие неожиданные события, повлиявшие на стабильность цепочек поставок, как ураган "Ян", блокада судоходства в Черном море, ограничения на экспорт удобрений, диверсия на газопроводе "Северный поток", американо-европейское энергетическое эмбарго в отношении России и ценовые ограничения, которые, как ожидается, сохранятся и в 2023 году. Такие риски сохранятся и даже могут еще более усилиться, а мировые цены на сырьевые товары по-прежнему могут испытывать значительную волатильность. Для стран-экспортеров ресурсов волатильность цен на сырьевые товары может повысить нестабильность и неопределенность инвестиций в этот сектор и повлиять на расширение мощностей по добыче и переработке ресурсов, особенно для стран, которые сильно зависят от зарубежных инвестиций. Для стран-импортеров ресурсов волатильность цен повлияет на решения в области общественного производства и, следовательно, на всю промышленную цепочку, а также проверит способность правительств принимать быстрые и последовательные ответные меры в области политики. Кроме того, игра между крупными странами в ключевых ресурсных зонах также будет одним из важных факторов, приводящих к турбулентности на мировых товарных рынках.
8. Продолжающееся накопление политических и социальных конфликтов во многих странах
В развитых странах вымывание промышленности и увеличение разрыва между богатыми и бедными, вызванное глобализацией под руководством неолиберализма, будет не только трудно эффективно преодолеть и существенно смягчить в краткосрочной перспективе, но и приведет к ускоренному накоплению политических и социальных конфликтов. Ускоренное накопление социальных противоречий порождает серьезные политические кризисы в развитых обществах, а антиглобализационные тенденции и популистские политические силы продолжают набирать обороты, что приведет к усилению внутреннего социального противостояния и политических конфликтов. В США политическая поляризация станет еще более выраженной после того, как Республиканская партия захватит Палату представителей, а преобладание политики вето еще больше увеличит дефицит социального управления в США. В Европе такие факторы, как высокая инфляция и вялое восстановление экономики, усилят недовольство населения основными политическими партиями, а возрождение правого популизма подвергнет испытанию политическое единство и согласованность политики ЕС. В развивающихся странах по мере усиления давления на экономику и дальнейшего роста уровня задолженности экономическая, социальная и политическая уязвимость будет еще более возрастать, а масштабные социальные кризисы и политические волнения, скорее всего, вспыхнут в разных точках.
9. противостояние в сфере безопасности между крупными державами приобретает новую форму "войны за разделение
После начала кризиса на Украине противостояние в сфере безопасности между США, Западом и Россией породило новую форму "войны двойников", которая, вероятно, станет одной из основных черт будущего военного противостояния между крупными державами (присмечательно, что в оригинале использовано 分身 - старый буддийский термин, означавший воплощение Будды в многих образах)). Эта новая форма отличается как от прямых военных конфликтов в стиле "горячей войны", так и от прокси-войн, которые были частыми во время холодной войны между США и Советским Союзом, она является "войной двойников", главной особенностью которой является прямое участие крупных держав в военных столкновениях друг с другом, предоставляя логистику, разведку и даже командование, становясь де-факто важными участниками войны. Хотя такая форма конфронтации якобы позволяет избежать прямого конфликта между великими державами и помогает контролировать эскалацию ситуации, она также позволяет великим державам с меньшей щепетильностью вкладывать свои материально-технические, разведывательные, командные и другие военные возможности в экстерриториальные конфликты, значительно увеличивая вероятность перехода великих держав к прямой конфронтации. В настоящее время в политических кругах США и Запада раздаются голоса, чрезмерно оптимистично оценивающие перспективу реализации "войны на раскол", выступающие за то, что так называемые малые и средние демократические режимы могут эффективно ответить на давление других держав в "войне на раскол", и ратующие за воспроизведение этой модели противостояния против Китая на Тайване. Это говорит о том, что будущее положение в сфере безопасности крупных держав по-прежнему не внушает оптимизма.
Отредактировано: Обломофф - 01 фев 2023 15:03:40