ИсточникЦитатаLA HAGUE, Франция, 3 февраля (Рейтер) - На месте захоронения ядерных отходов в Нормандии роботизированные манипуляторы, управляемые техническими специалистами за защитным экраном, маневрируют трубой, которая превратит радиоактивные химикаты в стекло, поскольку Франция стремится обезопасить побочные продукты своей растущей зависимости от атомной энергии.
Бассейны охлаждения топлива в Ла-Гааге, на северо-западной оконечности страны, могут быть заполнены к концу десятилетия, и государственная компания Orano, которая ими управляет, заявляет, что правительству необходимо наметить долгосрочную стратегию по модернизации своих устаревших объектов не позднее 2025 года. В то время как больше ядерной энергии может помочь Франции и другим странам сократить выбросы, вызывающие потепление планеты, активисты экологических кампаний говорят, что это заменяет одну проблему другой. В поисках решений президент Эммануэль Макрон, который объявил о планах построить по меньшей мере шесть новых реакторов к 2050 году, в пятницу проводит первое из серии совещаний по ядерной политике, на которых будут обсуждаться инвестиции и переработка отходов. "Мы не можем проводить ответственную ядерную политику, не принимая во внимание обращение с отработанным топливом и отходами.
Это тема, которую мы не можем замалчивать ", - сказал Рейтер правительственный советник на условиях анонимности. "У нас есть реальные навыки и реальное технологическое преимущество, особенно над Соединенными Штатами. Россия - единственная другая страна, которая способна делать то, что делает Франция в плане переработки и утилизации ". LA HAGUE является единственным в стране объектом, способным перерабатывать и частично перерабатывать отработанное ядерное топливо.
Франция исторически полагалась на ядерную энергию примерно на 70% своей энергии, хотя в прошлом году эта доля, вероятно, упала, поскольку АЭС неоднократно имели перебои в работе. С момента запуска полигона в LA HAGUE в 1976 году на нем было переработано около 40 000 тонн радиоактивных материалов и переработано некоторое количество в ядерное топливо, которое может быть использовано повторно. Отходы, которые не могут быть переработаны, смешиваются с твердеющими кусочками стекла и закапываются для кратковременного хранения под землей. Но, по данным французского энергетического гиганта EDF, четыре существующих бассейна охлаждения отработавших топливных стержней и переработанного топлива, которое было использовано повторно, к 2030 году могут быть насыщены. EDF управляет 56-. французскими реакторами, вторым по величине парком в мире после Соединенных Штатов. В случае насыщения французским реакторам некуда будет размещать отработавшее топливо, и им придется остановиться - наихудший сценарий, который привел к тому, что Счетная палата Франции определила LA HAGUE в качестве "важной точки уязвимости" в 2019 году.
ПРОХЛАДНЫЕ БАССЕЙНЫ И ГЛУБОКАЯ ГЛИНА
EDF спешит построить дополнительный бассейн-холодильник в Ла-Гааге стоимостью 1,25 миллиарда евро (1,37 миллиарда долларов) для хранения отработанного ядерного топлива - первый шаг перед переработкой отходов, - но он не будет готов самое раннее до 2034 года.
Между тем, национальное агентство Франции по обращению с ядерными отходами в прошлом месяце запросило одобрение проекта по постоянному хранению высокоактивных радиоактивных отходов. План, получивший название Cigéo, будет включать размещение отходов на глубине 500 метров (1640 футов) под землей в глинистом пласте на востоке Франции. Строительство ожидается в 2027 году, если оно получит одобрение. Среди тех, кто выступает против этого, - жители близлежащей деревни Буре и участники антиядерной кампании. Жан-Кристоф Варин, заместитель директора полигона в LA HAGUE, сказал Reuters, что Orano может проявить гибкость, чтобы обеспечить большую переработку отходов на объекте, и существует "несколько возможных сценариев". Тем не менее, он сказал, что они не могут быть детально проработаны в отсутствие стратегического видения. Orano, на долю которой EDF приходится 95% ее бизнеса по переработке отходов, заявляет, что ей нужны четкие указания от правительства не позднее 2025 года, чтобы дать ей время спланировать необходимые инвестиции. Затраты, вероятно, будут высокими. Только поддержание текущих операций в Гааге обходится почти в 300 миллионов евро в год. Варианты, которые рассматривают EDF и Orano, включают в себя поиск способа многократной переработки отработанного топлива, но критики говорят, что сама по себе переработка создает больше радиоактивных отходов и не является долгосрочным решением. На данный момент резервный план заключается в установке большего количества топливных контейнеров в существующие бассейны.
После охлаждения в бассейне в течение примерно семи лет отработанное ядерное топливо разделяется на не подлежащие вторичной переработке остатки, которые превращаются в стекло (4% материала), плутоний (1%) для создания нового ядерного топлива под названием MOX, на котором может работать около 40% французских реакторов,и переработанный уран (95%). В прошлом уран отправлялся в Россию для повторного обогащения и возврата для использования в некоторых реакторах EDF, но EDF прекратила это делать в 2013 году, поскольку это было слишком дорого. Несмотря на СВО, из-за которой многие на Западе избегают ведения бизнеса с Россией, ожидается, что EDF возобновит поставки урана в Россию в этом году как в единственную страну, способную его перерабатывать. Она отказалась подтвердить Reuters, что сделает это. Объект в Ла-Гааге, с его зданиями эпохи 1980-х годов и диспетчерскими в стиле "Звездных войн", имеет свои ограничения. "Если бы нам пришлось перерабатывать МОКС-топливо в больших количествах, установка сегодня не приспособлена для этого", - сказал Варин. "Для многоцикловой переработки технология отличается, поэтому модернизация или замена установок" потребует "значительных" инвестиций, сказал он.
Кратко. В переработку отработавшего ядерного топлива умеют только Россия и Франция, но у Франции проблемы с тем, что уже негде это все складировать. Раньше возили на переработку к нам, а потом забирали получившееся топливо. Сейчас не возят, видимо опять начнут, хотя мне не понятно, как они решат проблемы с логистикой.