Апофигей маразма все нарастает...
ЦитатаЧиновники мэрии Вильнюса приняли решение переименовать Литературный музей Александра Пушкина.
Немногим известно, что в живописном вильнюсском районе Маркучяй стоит усадьба, некогда принадлежавшая Григорию Пушкину, младшему сыну Натальи Николаевны и Александра Сергеевича. Отпрыск вместе с супругой Варварой жил здесь с 1889 по 1905 год, когда и скончался в возрасте 70 лет. Варвара ушла из жизни в 1935 году, пережив мужа на 30 лет. Супруги упокоены на городском православном погосте.
Григорий перевез из Михайловского в Маркучяй часть мебели и предметов интерьера, принадлежавших отцу. А Варвара завещала семейное гнездо городскому Русскому обществу с условием, что в усадьбе будет создан «музей Пушкина», который появился весной 1941 года, пережил войну и немецкую оккупацию, расцвел во времена СССР, начал чахнуть в период становления независимости Литвы, но жил. Однако произвола вильнюсских чиновников либерального толка, видно, пережить ему не суждено.
Мэрия приняла решение перекрестить музей в Музей-усадьбу Маркучяй по двум причинам. Во-первых, у комплекса деревянных зданий «история длиннее, чем история короткого промежутка времени, когда хозяйство находилось в руках Пушкиных», отмечает сегодня, 6 февраля, сетевое издание Delfi. Во-вторых, в соответствии с идеологическими установками пришли к выводу, что гений русской словесности был «империалистом, восхвалял царицу Екатерину II за расширение территорий России за счет земель на юго-востоке, Крыма, Молдавии (Бессарабии) и Кавказа благодаря захватническим военным походам».
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2023/02/06/paranoyya-progressiruet-v-litve-aleksandra-pushkina-nazvali-putinistom
Тут издание Еадэйли изрядно бежит впереди паровоза. Непосредственно переименования сейчас нет (пока?). Есть только обращение
самих сотрудников музея и вызванные им "дискуссии". Об этом и
пишет Дельфи:
ЦитатаВ СМИ появилась информация о том, что представители Литературного музея Александра Пушкина хотели бы изменить название на Музей Маркучайского поместья. После этого стали обсуждать возможные причины таких планов. Не забыли и о личности самого Александра Пушкина: был ли он сторонником свободы, противником крепостного права и дикого рабства или разочаровавшимся в либерализме певцом империи? По словам исследователя истории и города, писателя Дарюса Поцявичюса, переименование музея по сути было бы нарушением воли, Варвары Пушкиной, изложенной в завещании в 1935- году, пишет delfi.lt.
„В завещании Варвары Пушкиной ясно сказано – Маркучайское поместье или усадьба (используются оба варианта), где нужно создать не Марчкучайский или какой-то еще музей, а музей имени Пушкина – если мы меняем название, нарушаем задумку покойной, она подарила все поместья, землю, все постройки тогдашнему Вильнюсскому русскому обществу межвоенного времени“, – сказал Поцявичюс.
Этот музей, по его словам, мог появиться уже в 1936–1937 гг.
„Только из-за случайного стечения обстоятельств он не появился, по техническим, финансовым причинам. Выяснилось, что есть долги, их хотели погасить за счет продажи части построек (не основных) и какой-то части земли, однако все затянулось до осени 1939 года. Власть менялась, председатель Вильнюсского русского общества умер (от старости), и только в 1940 году этот музей был открыт, официальная дата, кажется, весна 1941 г. – перед войной. Во время войны в газетах его упоминали как музей, хотя тогда в городе хозяйничали немцы, музей никому не мешал. Если он не мешал немцам, почему об должен мешать вильнюсским либералам? Это другой вопрос, мне на него сложно ответить“, – сказал Поцявичюс.
Но на все вопросы у них есть ответы...
ЦитатаЛитературовед, семиотик, профессор Тартуского и Таллинского университета Михаил Лотман на вопрос, есть ли две России – Россия Пушкина и Россия Путина ответил, что невозможно провести черту между хорошей и плохой Россией, как сейчас делают – Россия одна, и отвечать придется всем. Он отмечает, что в биографии Пушкина были два периода. Один – до восстания декабристов, 1823 года, до стихотворения „Свободы сеятель пустынный“, когда Пушкин был сторонником свободы, противником крепостничества и дикого рабства. Но позже он разочаровался в либерализме и стал больше певцом империи.
ЦитатаИсследователь истории культуры Дарюс Куолис не видит проблемы в изменении названия музея.
„Историки могли бы вспомнить и более древнюю историю замка, стоявшего на городище, которое потом купили родственники Пушкина. Это место связано с поэтом, поэтому туда перенесли и памятник. Ничего плохого в этом нет, видимо [музейные работники] чувствуют себя в опасности, ищут выход. Министр Симонас Кайрис объявил карантин русской культуре – вот они не чувствуют уверенности в своем будущем, поэтому думают, как им выжить. Это поведение психологически понятно. Такое решение, такой поиск связан с чувством небезопасности. Министр объявил, что русская культура должна быть помещена в карантин, естественно, что учреждения, связанные с русской культурой чувствуют себя в опасности, ищут решения“, – сказал Куолис, отметив, что это не худшее решение – Маркучайское поместье стало бы аутентичнее, отражало бы более древнюю историю.
Фишка еще в том, что сам район, где расположен музей издавна прозывается... "Пушкиновкой".
ЦитатаПоцявичюс считает, что если музей переименуют, со временем поместье перестанут называть „Пушкиновкой“.
„Люди ко всему привыкают, такая у них натура... Приходит новое поколение, и новое название приживается. По сути название „Пушкиновка“ подходит, это не Маркучай, это окраина Маркучай, отделенная дорогой. „Пушкиновка“ как отдельный топоним – было к месту. Маркучай есть Маркучай – как в географическом, так и в культурном и других смыслах“, – не одобряет отождествления названий Поцявичюс.
Дальше (с учетом недавних отмен спектаклей и курса на отмену русского языка в школах) начинается вообще зрада. Правда уже с примесью маразма:
ЦитатаОграничение, я думаю, это позиция очень слабого человека или позиция слабой культуры. Зрелая культура сказала бы, что как раз надо знать – чем можно глубже и подробнее. А не ограничиваться“, – сказал Куолис.
По мнению Куолиса, этот страх из-за чувства неполноценности: „Боязнь Александра Скрябина или еще кого-то – из-за неполноценности. Вдруг, Скрябин нас чем-то заразит, мы не способны к самостоятельному мышлению, самоопределению... мы настолько не уверены в себе, что что-то извне может разрушить наше самосознание – спектакль, фильм – страшная неуверенность в себе спустя 30 лет независимости... Я вижу такую линию, мы чувствуем себя уязвимыми, по крайней мере политики относятся к обществу как к отравленному. Вряд ли само общество так себя чувствует – мне кажется, оно более зрелое, чем думают политики. Политики часто относятся к обществу как к инфантильной толпе. Но наше общество зрелое, западное. В поведении наших политиков посткоммунистической русской культуры – недоверия к обществу, желания управлять обществом, присматривать за ним, ограничивать его, больше, чем в самом обществе“.
То есть в том, что политики с ума сходят виновата "посткоммунистическая русская культура".
Ну и уже замеченная тенденция (см. скрин с фэйсбука Русского Культурного Центра) когда самыми ярыми борцунами с "путинским режимом" становятся не этнические литовцы, а как бы русские.
Заведующий кафедрой славистики Вильнюсского университета Павел Лавринец:
ЦитатаВ сталинские времена в СССР власти вернулись к официальному культу Пушкина. На всей территории бывшей империи наряду с памятниками, улицами, площадями Ленина появились памятники Пушкина. Пушкин стал почти таким же символом империи, как георгиевская ленточка или князь Александр Невский“, – сказал Лавринец.
По его словам, в сентябре 2022 г. памятники Александру Невскому установили в здании МИД РФ и в разрушенном Мариуполе.
(тут, кстати, свой интересный момент. Тема восстановления вообще хоть чего-нибудь в Мариуполе как и тема любой помощи от России вообще в литовской пропаганде наистрожайшее табу. Единственный легальный источник информации о городе - сбежавший год назад экс-мэр Бойченко. Его до сих пор ухитряются постоянно использовать)
„Виновно ли творчество Пушкина или деятель XIII века в том, что стали оружием агрессивной имперской политики Путина? Я думаю, что нет. Но скомпрометировано будет примерно так, как нацисты скомпрометировали свастику. В этом смысле Путин присвоил Пушкина. В будущем потребуется больше усилий, чтобы отделить одно от другого. Так же как сегодня в России в море поддержки путинской агрессии сложно увидеть одинокие протесты против нее и увидеть акции сочувствия украинцам. Однако эти голоса и акции есть
Сайт музея. Пока бакенбарды на месте.