Цитата: Senya от 07.12.2009 20:17:34
ЗЫ. А про зарин-зоман не знаю, расскажите пожалуйста.
За давностию лет могу наделать огрехов, так что не пинайте ежели что.
Т.к. разработчики тактики применения боевых ОВ (а первыми были немцы) весьма мало интересуются поражением гражданского населения (которое погибнет исправно) но крайне заинтересованы в поражении войск противника, то при моделировании выяснились интереснейшие вещи.
Например: если полагать применение ОВ внезапным, то скорость нарастания концентрации должна быть максимальной, чтобы личный состав попросту не успел воспользоваться средствами инд. защиты. При этом важнейшим требованием становилось столь быстрое развитие симптоматики отравления, чтобы пораженный не смог (не успел) сообщить о своем самочувствии соседям.
Далее: при прохождении зараженного участка местности подразделениями противника в средствах инд. защиты крайне желательно было создавать сверхвысокую концентрацию ОВ для накопления его в фильтрующих элементах и последующего "пробоя фильтра".
Ну и третье: особенности действия ОВ должны были полностью выводить солдата противника из строя, чтобы он потерял всякую боеспособность в течение минимального времени и ни в каком случае не был способен к какой бы то ни было остаточной активности, т.е. у ОВ должен быть четкий "порог" токсического действия.
И дополнительно - ОВ не должно было быть слишком (!) стойким на местности, чтобы происходило самоочищение зараженных участков.
Как ни странно, всем этим требованиям отвечал менее токсичный и менее стойкий зарин т.к. создаваемая им кратковременная концентрация в разы превышала концентрации других ОВ. И при всех моделированиях было показано, что поражения от него будут много серьезнее (особенно по воздействию на хорошо обученные войска в оптимальных средствах химзащиты), чем от более токсичного зомана (даже в комбинации с чем-нибудь вроде диметилсульфоксида). Вот тогда и появилось требование "первого вдоха" или "смерти на первом шаге" к боевым ОВ, не предназначенным для создания длительно зараженных зон.
(Все - емнип, много лет прошло).