История Великой Отечественной войны.
350,220 2,665
 

  AndreyK-AV ( Практикант )
18 мар 2023 15:55:47

И грохочет над полночью То ли гроза, То ли эхо прошедшей войны. (от товарища техника)

новая дискуссия Дискуссия  83

Товарищь technik занимается поисковыми работами, со всем что связано с обороной Ленинграда, с Блокадой,
недавно он выложил результат очередного поиска  https://technik-9.li…16241.html
Эхо прошедшей войны. Горькая цена Победы...
10 июля 1941-го войска немецкой группы армий «Север», на юго-западном направлении захватившие к тому времени города Псков, Остров, начали наступление в направлении Луги. Но упорное сопротивление наших войск под Лугой вынудило противника изменить первоначальные планы и наступать на северо-запад, в направлении Ивановское - Большой Сабск, и 14 – 15 июля противнику удалось захватить плацдармы на правом берегу реки Луга. Наступление поддерживали авиачасти 1-го воздушного флота немцев (всего 760 самолетов), в том числе три Nahaufklärungsgruppe - авиагруппы тактической разведки, на вооружении которых в то время были самолеты-разведчики Хеншель-126. Они обеспечивали воздушную разведку на направлениях дальнейшего наступления немецких войск.

Авиации противника противостояли наши армейские ВВС, 7-й авиационный корпус ПВО и Военно-Воздушные силы Балтфлота под общим командованием генерал-майора, впоследствии Главного маршала авиации Александра Новикова. В составе ВВС КБФ воевала базировавшаяся в июле 1941-го на аэродроме Купля 13-я  отдельная Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья, на вооружении которой в то время были «ишачки» И-16.

О том, с каким опытным и отлично подготовленным и вооруженным противником довелось сражаться нашим летчикам, свидетельствует этот эпизод, по-военному коротко и четко представленный в Боевом донесении за период с 00.00 до 24.00 15.07.1941-го командира 13-й КОАЭ капитана Лучихина командиру 61-й Истребительной авиабригады ВВС КБФ (в состав которой входила 13-я КОАЭ).

«… 1.  Задача части: охрана аэродрома Керстово [на аэродроме Керстово в июле базировались бомбардировщики 73-го авиаполка ВВС КБФ], штурмовые действия по танкам противника и перехват бомбардировщиков противника.

… 5. Потери. При барражировании над аэродромом Керстово звено л-та Кочегарова, летчики мл. лейтенант Беликов и мл. лейтенант Панченко, заметили одноместный истребитель с высокорасположенным крылом, шасси не убирающееся, мотор водяного охлаждения, похож на бывший польский самолет ПЗЛ. В завязавшемся воздушном бою мл. л-т Беликов был этим самолетом сбит и загорелся. Первоначальная высота воздушного боя была 400 метров, после уже в процессе боя высота дошла до 20-25 мтр.
Мл. л-т Панченко на малой высоте сорвался в штопор. Самолет по заявлению л-та Кочегарова имеет хорошую маневренность. Младшего лейтенанта Беликова сбил зажигательными пулями.
У лейтенанта Кочегарова имеется несколько пробоин разрывными пулями.
Место падения мл. л-та Беликова дер. Поречье. Панченко – в районе дер. Выползово [ныне не существующая деревня Выползова], что южнее Веймарна в 10 км.»…

На основании боевого донесения описание этого боя было включено в оперативную сводку № 030 на 16.00 15.07.41 Штаба 61-й АБр:

«…4.  13. КОАЭ вела охрану аэродрома Керстово, вылетала на перехват противника в район Копорье.

…3 самолета И-16 взлет 11.35, летчики командир звена лейтенант Кочегаров, ведомые младший лейтенант Беликов  и младший лейтенант Панченко в районе севернее Веймарн в 11.55 при патрулировании встретили один самолет ПЗЛ-24 на Н-500 метров, вступили с ним в бой, самолет противника на 20-25 м стал в вираж и вел стрельбу по нашим самолетам под 90°, в результате самолет И-16 летчик младший лейтенант Беликов зажегся в воздухе и сгорел. Летчик Панченко предположительно зацепился за деревья, самолет лейтенанта Кочегарова имеет много пулевых пробоин. ПЗЛ-24 ушел.»

Вот где это было -






И в боевом донесении, и в оперсводке ошибка, вызванная внешним сходством польского одноместного истребителя PZL P.24 и двухместного разведчика-корректировщика Хеншель Hs-126, польских PZL P.24 на вооружении Люфтваффе не было.
Наши летчики вели бой с Hs-126.


PZL P.24
( источник - http://www.airwar.ru/image/idop/fww2/p24/p24-13.jpg )
 

Henchel Hs 126
(источник - https://armedman.ru/wp-content/uploads/2016/02/hs-126-1.jpg )


(источник - https://waralbum.ru/photocache/36/67/76/366776-files/366776-main.jpg)

Этот самолет обладал хорошей маневренностью, имел броневую защиту и неплохое для разведчика вооружение:  курсовой синхронный пулемет MG-17 калибра 7,92 у летчика и у летнаба в качестве оборонительного пулемет MG-15 того же калибра на шкворневой установке. Пулеметы с высоким темпом стрельбы, около 1000 выстрелов в минуту, с большим запасом специальных, «авиационных»,  патронов с пулями нескольких типов  - бронебойно-трассирующих, бронебойно-зажигательно-трассирующих,  пристрелочных (разрывных).


(MG-15, Фото с сайта https://копанина.рф/ )

Младшим лейтенантам Ивану Емельяновичу Панченко было 22 года, Владимиру Федоровичу Беликову – 23, но как летчики они не были совсем уж зелеными новичками. Однако настоящего боевого опыта у них было немного, с начала войны прошло чуть больше трех недель. И бой сложился для наших летчиков фатально…

В имеющемся в Интернете перечне потерь наших И-16 за все время войны побед Хеншелей-126 в июле 1941-го не отмечено.
Не исключено, что экипажу этой машины эти победы не засчитали – оба наших «ишачка» упали на еще не занятой немецкими войсками территории, а поверить в такой невероятный для разведчика успех только со слов летчиков их командование не решилось.

Но и успешная боевая жизнь 126-х была недолгой. Наши летчики очень быстро научились сбивать «костыли», как называли у нас эти машины, и если летом 1941-го они  как разведчики сыграли немалую роль в обеспечении четкого управления немецкими войсками, то в дальнейшем их использовали только на третьестепенных ролях. На смену Хеншелям пришел Фокке-Вульф FW-189, заслуженно ненавидимая нашими наземными войсками «рама», но это уже совсем другая история…

…Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава… (Константин Симонов)
  • +0.07 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!