Осенью 1941 года, когда вермахт дошёл до Москвы и Воронежа, Государственный комитет обороны принял решение о строительстве Сурского и Казанского оборонительного обводов.
На территории Чувашской АССР прошли линии двух оборонительных рубежей – Сурского и Казанского. В соответствии с указанием ГКО от 16 октября 1941 г. СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) приняли постановление, согласно которому было необходимо «мобилизовать с 28 октября 1941 года для проведения работ по строительству на территории Чувашской АССР Сурского и Казанского оборонительных рубежей население республики не моложе 17 лет, физически здоровых».
Помимо этого на строительстве обводов работали жители Ульяновской области и Татарии.
В числе строителей из Ульяновской области была моя бабушка - материна мать.
В Чувашии открыли мемориал строителям Сурского и Казанского оборонительных рубежейс.БАЙГУЛОВО (ЧУВАШИЯ), 1 июля. /ТАСС/. Памятник труженикам тыла, создававшим в 1941-1942 годах в Чувашии Сурский и Казанский оборонительные рубежи, открыли в пятницу в селе Байгулово в Чувашии, передает корреспондент ТАСС.
Протяженность созданных оборонительных рубежей на территории Чувашии превысила 380 км. Памятник состоит из 38 металлических стел, каждая из которых символизирует 10 км оборонительных сооружений.
Ежедневно на их строительстве задействовали от 85 до 110 тыс. жителей. В основном в их числе были старики, женщины и дети, которые рыли окопы и траншеи, строили землянки, сооружали огневые артиллерийские точки, долговременные огневые точки и деревоземляные огневые точки. Люди работали без выходных в тяжелых условиях, в 40-градусные морозы приходилось прогревать верхний слой промерзшей земли кострами, а затем рубить пласты топорами, кувалдами, пилами и ломами.
Монумент строителям Сурского рубежа открывали со слезами: "Моя мама копала окопы"98-летняя Зинаида Михеева была одной из тех, кто с 1941 по 1942 год копал Сурский рубеж. По ее воспоминаниям, то время было одним из самых тяжелых в ее жизни.
“Родом я из Аликовского района. Копала Сурский рубеж возле Ядрина. Было очень холодно. Мы надевали только кафтан и лапти. Кормили плохо. Даже картошки не было. Ели хлеб и кильку. После работы на Суре отправили на лесозаготовку. Было тяжело, но мы все равно не убегали. Нам давали задание, и мы все выполняли. Я, конечно же, рада тому, что построили этот мемориал. Раньше не вспоминали про наш подвиг. Памятник я посмотрела. Все хорошо”, - поделилась своими впечатлениями Зинаида Михеева.
Когда началась Великая Отечественная война, Феоктисте Пронюхиной было 15 лет. Жила она тогда в деревне Верхнее Байгулово Козловского района. Ей тоже пришлось выкапывать противотанковые рвы. Для этих целей из ее деревни было взято семь человек, включая ее саму. До места работы она шла 2,5 километра пешком.
“Вся молодость там прошла. Работали наравне со взрослыми с 6 утра до 18 часов”, - вспоминает Феоктиста Пронюхина.