Специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины
83,591,598 40,643
Ограниченная тема
 

  Алекc_Х ( Слушатель )
05 апр 2023 18:47:31

FPV дроны пока не стали вундервавлей и причина, как ни банально, это сам оператор-человек!

новая дискуссия Новость  1.142

Вот вот обещали "волчьи стаи дронов" которые заменят даже авиацию ( за неимением оной у некоторых).
Но пока революции не случилось.
Человек оказался слаб и ущербен - не способен в виарочках в день делать более 2-3 вылетов суммарно 40-50 минут!
И после этого он "развалина" и как боец ни на что не годен! 
Будь, как в ветке БПЛА писали некоторые, вычислительной мощи обычного смартфона хватит на обработку видео и сравнение с большой базой весовых коэффициентов обученного алгоритма, то давно бы прикрутили в каждому БПЛА дешевый смарт и мы бы видели самонаводящиеся дроны.
Пообщался со знакомыми программерами. Не, не потянут даже текущий ущербный ИИ дешевые железки. 
Недооценивать опасность этих дешевых железок не стоит, меры противодействия и защиты принимать нужно, но барражирующие войсковые БПЛА типа Ланцета, с учетом развертывания РЭБ против коммерческих дронов, в ближайшем будущем рулят.


Цитата: Телеграм-канал RT на русском ✔
❗️ВСУ столкнулись с проблемами при использовании FPV-дронов: разбор RT

Подразделения 66-й механизированной бригады ВСУ в районе Сватова столкнулись с непредвиденными сложностями, вызванными использованием скоростных дронов с управлением от первого лица. Часть операторов БЛА этого типа, попавших в плен при штурме опорных пунктов, жаловались на резкое ухудшение самочувствия после непрерывного использования устройств для ведения боевых действий.

Чем FPV-дрон отличается от обычного?

Обычный коммерческий квадрокоптер используется для полётов на небольшие дистанции — порядка 5 км по дальности и 4 км по высоте. При этом его скорость не превышает 30—40 км/ч. FPV-дроны летают значительно быстрее: они разгоняются до 100 км/ч за пару секунд и могут развивать скорость 140 км/ч.

При этом управление дроном осуществляется через специальные очки. Как раз на этом этапе проявляются проблемы использования таких дронов в боевых условиях.

Что может и чего не может оператор FPV-дрона?

Управление таким устройством в серьёзном бою практически невозможно. Оператору нужны безопасное укрытие и стабильный канал связи. Этого легко добиться на полигоне, но не в реальном бою. Дальность полёта большинства скоростных FPV-дронов не превышает 2—2,5 км. Это вынуждает операторов размещаться как можно ближе к линии боестолкновения, при этом на одного оператора БЛА, использующего очки и сосредоточенного на пилотировании, требуется не менее двух человек охраны.

Чем ближе операторы находятся к линии фронта, тем выше вероятность, что они будут обнаружены и уничтожены противником.

В данный момент не существует технического решения для управления группой (роем) FPV-дронов: на один аппарат требуется один оператор. Таким образом, на рой дронов из 150 аппаратов потребуется не менее 150 операторов.

Какие проблемы испытывают операторы?

Ключевая сложность пилотирования FPV-дрона — это прицельное попадание. При высокой скорости полёта малейшее отклонение от цели из-за слишком сильного нажатия на пульт управления, порыва ветра или внезапной потери связи между устройством и пультом — и дрон может разбиться, тогда придётся готовить другой. Использовать для поражения рой дронов в активной атаке по десятку разных целей невозможно. Синхронное применение возможно лишь при максимально слаженной работе сотен операторов или настройке специальной программы, однако ни первое, ни второе в условиях боевых действий на Украине до сих пор не встречается. Альтернативой являются самоприцеливающиеся боевые элементы (СПБЭ), однако их использование в FPV-дронах приведёт к существенному удорожанию дронов.

Как управление FPV-дронами вредит здоровью операторов?

Сильнее всего от использования FPV-очков страдают органы зрения и вестибулярный аппарат. При ежедневном использовании более 30 минут операторы вынуждены пилотировать дроны исключительно сидя, чтобы не пострадать от падения. В некоторых случаях мерцающее изображение вызывает приступы эпилепсии, дезориентацию, реже — спазмы сосудов височной и лобной долей головного мозга, что вводит оператора в состояние, близкое к контузии. Головная боль, тошнота, дезориентация и обморочное состояние в ряде случаев наступали после 40—50 минут ежедневного использования.

Украинские военные с крепким здоровьем, попавшие в плен, жалуются, что после двух полётов с активным маневрированием в день (при использовании FPV-очков) оператор как боевая единица бесполезен на поле боя: его реакция замедляется, снижается способность к решению сложных задач, притупляется восприятие любой, даже жизненно важной, информации.

Около 30—40 минут пилотирования FPV-дрона по уровню психофизиологического состояния приравниваются к 5—7 часам вождения автомобиля. Такие последствия не наблюдаются у операторов разведывательных БЛА, скорость полёта которых меньше, а изображение на пультах управления более статично.

источник
https://t.me/rt_russian/152883
  • +1.87 / 75
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Sevan ( Слушатель )
05 апр 2023 19:03:48

Скорее всего, закупили самый дешевый вариант, в итоге низкое разрешение и частота обновления, еще и шим какой-нибудь, длительно смотреть в такое это пытка, натурально можно эпилепсию заработать. Проблема должна быть сильно меньше в качественных устройствах (уровня топовых VR шлемов), но ценник будет на порядок выше.
  • +0.61 / 15
  • АУ
 
 
  MasterRB ( Слушатель )
05 апр 2023 19:23:38

Я тестировал разные устройства вплоть до очень дорогих, даже при действии в готовой модели (то есть всё уже отрисовано и залито на винт, очень быстрый, задержек никаких, ничего из-за дополнительной обработки видео с камер не прилетает лишнего) - 2 часа уже близко к пределу (это с учётом что у меня с вестибулярным сильно лучше среднего, всё равно час уже был перебор, но скидываю на возраст, потому 2). Не знаю почему так, зерно было мельчайшее, герцовка - 120 и всё равно. Там же не только зрение уже, но и вестибулярный в рансинхроне и фих знает что ещё, то есть нужен отбор как на космонавтов, тогда может и выдюжат по 4-6 часов в сутки, да ещё и с нормальной реабилитацией сутки потом, а с ней тоже будет всё не очень.
  • +0.79 / 24
  • АУ
 
  Kanonikos ( Слушатель )
06 апр 2023 16:41:12

Рой не случился не потому, что "железа" не хватает. А почему?
Спойлер: все дело в "программерах", а точнее - деградации инженерного мышления (до состояния вымирания).
Докажите мне кто-нибудь, что "дешевый смарт" (платформа с 4-8 высокопроизводительными ядрами процессора, несколькими ГБ ОЗУ и 8-32Гб ПЗУ +набор датчиков, достаточных для полноценной ИНС + несколько камерных модулей) не способен выполнять какие-то тривиальные задачи типа нахождения в пространстве фигуры танка, грузовика, пушки, либо движущейся по дороге крупной цели. Вот серьезно?
Когда речь заходит о "рое" и связанной с этим проблематике, вспоминается принцип работы советских противокорабельных ракет.
Вот навскидку описание из вики ракеты "Гранит":

ЦитатаРакета при выстреле роем (группа из 4–8 изделий) имеет уникальный режим наведения. Одна из ракет поднимается на большую высоту и обозначает цели, а другие следуют за ней позади. Ракета, отвечающая за целеуказание, взлетает короткими всплывающими окнами, чтобы ее сложнее было перехватить. Ракеты связаны посредством передачи данных, образуя сеть. Если указанная ракета уничтожена, следующая ракета поднимется, чтобы принять свою цель. Ракеты могут различать цели, обнаруживать группы и определять приоритет целей автоматически, используя информацию, собранную во время полета, и типы кораблей и боевых порядков, предварительно запрограммированные в бортовом компьютере. Они будут атаковать цели в порядке приоритета, от самого высокого до самого низкого: после уничтожения первой цели все оставшиеся ракеты атакуют следующую приоритетную цель.


В изделиях 80-х годов оперативная память измерялась десятками-сотнями килобайт, даже не мегабайтами, и уж тем-более - не гигабайтами. Никаких гигабайт не было и во встроенной базе данных, содержащей очертания всех известных кораблей вероятного противника. Тем не менее, ракеты были способны выполнять "роевые" задачи уже тогда, в 80-х годах.

Почему же сейчас оно не летает "как надо", спустя полвека "прогресса"? Потому что выросло уже не первое поколение разработчиков, которые даже "Лего" толком собирать в детстве не умели. Теперь эти же люди пытаются собирать такие же шаткие конструкции из всяческих  программных фреймворков, да еще мечтают прикрутить туда хоть каким-нибудь боком "нейросеть", ну "чтобы было", чтобы оно "само" как-то решало задачи.

Для того, чтобы из дешевой железки (смартфона) сделать головку самонаведения, не нужен никакой ИИ (тем более, что его не существует), нужно правильно спроектировать систему с учетом имеющихся ресурсов. Но для этого нужен адекватный, технически подкованный проектный менеджер, инженер. Хотя бы один. Ну и пара разработчиков-программистов, таких же технически подкованных, понимающих как работает реальное "железо".

Можно допустить, что полностью автономный режим дешевые датчики условных смартфонов и прочих ардуинок обеспечить не смогут. Но что точно можно реализовать - это полет "роем" в район предполагаемой атаки и при помощи одного "разведчика" наводить на цели остальных членов роя, передавая при этом в них место (максимально приближенные координаты), контур цели или иную сигнатуру. Ну и обязательно собирать телеметрию для последующего анализа и доработки алгоритмов.
P.S. А сколько криков подняли: "Стране срочно нужны FPV-дроны! Объявляем сбор!!!". В очередной раз кто-то заработал, и всех делов.
X
06 апр 2023 16:43
Предупреждение от модератора Tihij:
Продолжаем в теме по БПЛА.
  • +0.30 / 14
  • АУ