Цитата: Alex_new от 10.05.2023 10:38:02НА счет "народ вспомнил"... маленькая ремарка.
В школах пришла четкая методичка.... все это запретить. учителям....Чиновники которые контролируют процесс явно на зарплате у Сороса...
Откровенно.. политологи. Особо, Караван вроде принадлежит семье....
СсылкаНасколько сильными и ощутимыми являются эти изменения, и в чем основные причины таковой тенденции? Насколько тесно этот вопрос переплетается с переосмыслением исторических событий, и каким в целом должно быть правильное понимание, отношение и празднование Дня Победы в нашей стране? Редакция медиапортала
Caravan.kz приводит мнение отечественных экспертов об этом.
Болат Асанов, историк: «Изменилось ли отношение ко Дню Победы в Казахстане и других странах? Мне трудно судить о том, что происходит на официальном уровне, особенно если разговор идет о других странах, но, по-моему, совершенно очевидно, что простые люди, в том числе в нашей стране, по-прежнему чтят советские традиции.Что касается того, связано ли изменившееся отношение ко Дню Победы с такой тенденцией, как переосмысление истории и исторических событий – безусловно, все здесь взаимосвязано. Но весь вопрос состоит в том, изменилось ли это отношение, и если да, то насколько, поскольку для того, чтобы произошло это самое переосмысление, необходимо развитие самой исторической науки, освобождение от догм.Каким должно быть отношение, понимание и празднование Дня Победы в нашей стране? Во-первых, нужно помнить ту высокую цену, которую заплатило человечество и прежде всего советский народ, чтобы будущие поколения землян могли жить в мире и спокойствии. Поэтому, на мой взгляд, важно всегда помнить об этом и не забывать никогда. И особенно 9 мая! И скорбеть по погибшим... Здесь я, пожалуй, полностью согласен с известным советским и российским писателем Виктором Астафьевым».Ануар Бахитханов, политолог: «День Победы в Казахстане всегда был и остается важной датой для нашей страны, для нашего народа. В последние годы, возможно, некоторые аспекты празднования могли измениться, но общее уважение и почтение к ветеранам и тем, кто отдал свою жизнь за мир и свободу, остается неизменным и незыблемым. Мы должны помнить и уважать наших героев, чтобы их подвиг никогда не был забыт и всегда воспринимался как пример мужества и отваги.Почему отношение к этой дате могло измениться? Возможно, причина – в изменении социально-экономической ситуации в стране, изменении ценностей и интересов молодого поколения, а также изменении политической обстановки в мире. Мир меняется с каждым днем, а мы можем только строить догадки, в какую именно сторону. Разумеется, что и социальные нормы не стоят на месте, и, возможно, они также очень сильно влияют на отношение к разным знаменательным событиям и датам. Обстановка в мире – та же война между Украиной и Россией – демонстрирует как раз таки развитие времени. В прошлом – одна страна, один союз. А сегодня – враги, чье примирение будто не представляется и не видится возможным в ближайшее время. Конечно, вопрос об изменении отношения ко Дню Победы неизбежно переплетается с переосмыслением и других исторических событий. Это связано в первую очередь с тем, что история не является статичным и однозначным явлением. Вместо этого она постоянно переосмысливается, при этом значения и точки зрения меняются в зависимости от контекста и преобладающего социального и политического климата. Сложность этой картины находит свое отражение во многих странах.Более того, геополитические факторы также могут играть значительную роль в восприятии и праздновании Дня Победы как в Казахстане, так и в других странах. Во времена международной напряженности и беспорядков празднование Дня Победы может приобретать более патриотический и ярко выраженный пропагандистский характер. С другой стороны, в периоды улучшения отношений между странами День Победы может стать более примирительным и объединяющим событием. Геополитический ландшафт также может влиять на характер парадов и других памятных мероприятий, а также на заявления, которые делаются по таким поводам.Подытоживая, хочется сказать, что отношение ко Дню Победы должно быть уважительным и благодарным. Благодарным тем, кто жертвовал своей жизнью, чтобы защитить свою страну от фашизма. Это также должно быть время для поминания тех, кто потерял своих близких во время войны, а таких семей в Казахстане очень много. Важно помнить историческое значение этого дня и учить молодое поколение тому, что война – недопустима, ни в каком ее понимании и виде».Мурат Телибеков, общественный деятель: «Как бы странно это ни звучало, но популярность этого праздника растет с каждым годом. Власти, напротив – относятся очень настороженно и недоверчиво. Почему День Победы так полюбился казахстанцам? На мой взгляд, он стал тем маленьким островком искренности, которой так не хватает в нашем мире. Общество задыхается в атмосфере двуличия и притворства, поэтому хватаются за этот спасательный круг, чтобы не утонуть в болоте лжи, цинизма. Стремление к нравственной чистоте изначально заложено в человеческой природе. Инстинкт совести диктует поведение.Согласен с тем, что отношение к Дню Победы изменилось во многих странах. В России и Казахстане этот праздник набирает популярность, в Восточной Европе его запрещают. Почему именно Казахстан так реагирует? На мой взгляд, даже в советское время наша республика стояла особняком. Я бы сказал, что Казахстан был самым советским из всех республик. С Россией нас до сих пор связывают прочные узы. Корни родства уходят глубоко в историю. Возможно, поэтому мы так чутко реагируем на все, что происходит у соседа. Нельзя отрицать тот факт, что День Победы превратился в политический инструмент, с помощью которого Россия пытается консолидировать вокруг себя постсоветские республики. У некоторых людей это вызывает страх и недоверие. Политическая направленность стала более откровенной с появлением «Бессмертного полка». Российские политтехнологи очень верно подметили умонастроение масс. Недовольство людей растет, усугубляются экономические проблемы. И вот тогда родился «Бессмертный полк». Негативную энергию направили в безопасное русло. Тактика старая, как мир. ...Мне жалко школьных учителей. Как, к примеру, объяснить детям события в Украине? А ведь у них возникают такие вопросы. Кстати, вспомните скандальные публикации о Панфиловской дивизии и необходимости разрушить мемориал в Алматинском парке 28 гвардейцев-панфиловцев. Многие СМИ, включая государственные, начали активно муссировать подобные призывы. Все это преподносилось как общественное мнение. Зачем?! Для меня до сих пор остается загадкой.
Толкование Великой Отечественной войны современными историками порой напоминает бред сумасшедшего: «Победа над фашистами – великое достижение народа. А вот Сталин – это тиран и негодяй, Коммунистическая партия – сборище извращенцев». Но ведь это было единое целое! Получается, что мы возносим воинов, добившихся победы, но проклинаем полководцев, которые вели их в бой. Где здравый смысл?! Где логика?! А теперь представьте себе, какой сумбур творится в головах у молодежи. В наше время лгать стало трудней. Интернет сделал информационное пространство доступным для всех. В этих условиях невозможно скрыть исторические факты.
А теперь давайте допустим, что мы отреклись от знаменательной даты 9 мая. Представьте себе, стерли из народной памяти все, что связано с войной. Запретили парады, мирные демонстрации... Возникает вопрос: что мы можем предложить народу в качестве альтернативы?!
Несомненно, нужно возрождать казахскую историю. Но почему эти процессы не могут происходить параллельно?! Зачем шарахаться из одной крайности в другую?! История ВОВ нисколько не противоречит нашей национальной культуре. Памятник Ленину может спокойно соседствовать с бронзовым изваянием Абулхаир-хана. Или, вы думаете, начнется кровопролитная война между ними?! Герои сойдут с постаментов и начнут бить друг другу лица?! Ради Аллаха, не надо идти на поводу кучки идиотов! Вспомните советский период. Памятник Амангельды Иманову стоял на проспекте Коммунистическом, паломничество к могиле батыра Раимбека происходило на проспекте 50-летия Октября. И ничего ужасного не случилось! А реставрационные работы в мавзолее Ахмета Яссауи, которые велись в советский период. Представьте себе, это не стало поводом для возрождения басмачества в Туркестане. Хотя было немало рьяных казахов, предлагавших перенести мавзолей куда-нибудь в пустыню Бетпак Дала или на остров Барса-Келмес в Аральском море. Короче говоря, символы мирно уживались на протяжении десятилетий. Никакой смуты, народных восстаний… Может быть, потому, что умных людей в то время было больше, чем дураков?
И еще несколько слов о переосмыслении истории. По большому счету для многих людей история не имеет большого значения. Она никак не влияет на личное благополучие, на развитие науки и технологий. Нет прямой зависимости между экономическим ростом и трактовкой исторических событий. От того, что в Алматы снесли памятник Ленина, а в Москве стыдливо закрыли плакатами Мавзолей, государство не пришло к процветанию.
Пока память о войне жива, нельзя ее игнорировать. Парады военной техники – архаизм, от которого следует отказаться. В прошлом они служили своеобразной демонстрацией «мускулов». Сегодня в этом нет необходимости. Современные технологии продвинулись настолько далеко, что позволяют без труда обнаружить все, чем обладает та или иная страна. По этой причине все эти бутафорские спектакли утратили смысл.
Мирные демонстрации не следует запрещать. Они не представляют угрозы государству. Более того, оказывают огромный воспитательный эффект для подрастающего поколения. День Победы – символ единства народов в борьбе с мировым злом. Не нужно с ним бороться, нужно возглавить это движение и наполнить новым содержанием. Представьте себе, что во время праздничных шествий во главе колонны идут акимы, министры, депутаты. С высоких трибун звучат призывы одержать такую же великую победу над коррупцией, терроризмом и крайним национализмом, помянуть не только жертв Великой Отечественной войны, но и погибших в наши дни полицейских, пожарных… Словом всех, кто являет собой пример героизма. Это будет великолепная картина! Я не исключаю, что празднование знаменательной даты станет идеологической платформой, на которой в будущем произойдет интеграция всех постсоветских государств».