История Великой Отечественной войны.
350,214 2,665
 

  Алёша Попович ( Слушатель )
10 май 2023 00:15:18

КАПИТУЛЯЦИЯ КУРЛЯНДСКОЙ ГРУППИРОВКИ

новая дискуссия Дискуссия  1.622

  • +0.19 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  alexandivanov ( Слушатель )
10 май 2023 06:55:43

Может, конечно я буду виноват, кто то так посчитает и что не по теме. Но ......

ЦитатаФильм "Первый Оскар" - персонажи и образы советских кинооператоров в битве под Москвой. 1941.



Оцените как современные кинодеятели оценивают советскую документалистику? Этот ли фильм, "Первый Оскар", на деле, не пропаганда вражды?

ЦитатаВсе «съемщики», как их называли гражданские, так или иначе имели опыт работы на киностудиях или же были выпускниками операторских факультетов. Снимали на советскую камеру СК, которая весила более 5 килограмм (по другим данным 3,5 кг) и требовала ежеминутной замены бобины. Позже появилась простая в использовании американская камера «Аймо», самая желанная для фронтовых операторов. Зимой камеры могли попросту замерзнуть и отказаться работать в нужный момент, отогревали их под полушубком. У каждого «съемщика» было обмундирование и пистолет. Снимали с самолетов, из окопов, в любых условиях, и нередко – стоя в полный рост, рискуя стать мишенью для врага. Кстати, нередко операторов обвиняли в инсценировке. Руководство наоборот было против наигранных сцен, такие съемки, как правило, не принимались.
....
В 2019 году на 99-м году жизни умер последний фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны Борис Александрович Соколов. В общем труд «съемщиков» составляет более 3,5 миллионов метров отснятой пленки, это только 1941-1945 годы. К сожалению, войны на Земле не заканчиваются, в данный момент зафиксировано больше 30 войн на разных материках. Многие из них продолжаются больше 50 лет. И там работают военные операторы, рискуя жизнью. Оператор Сергей Астахов рассказал о своем соседе, погибшем в конце 20 века:

– Фронтовые операторы – это те люди, которые исполнили свой долг до конца. В 90-х я жил с латышским оператором, который погиб на родине, сняв свою смерть. Камера его выпала из рук, и он произнес: «Мне кажется, меня убили». Мне бы хотелось, чтобы никому не нужно было произносить эти слова.

Надеемся, когда-нибудь у операторов исчезнут причины называть себя фронтовыми, а война останется лишь архивом на пленке.


Служба информации СПбГИКиТ

тут



Фронтовой кинооператор Сущинский (документальный фильм, 1946 г.)



ЦитатаЕще в начале Великой Отечественной перед кинематографистами была поставлена и идеологическая задача — поднять боевой дух армии и народа, вселить уверенность в грядущей и неминуемой победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Из операторов формировались фронтовые киногруппы, которые фиксировали на пленку бои и быт солдат для регулярных выпусков кинохроники. «Нас было 252 фронтовых кинооператора, снимавших на всем огромном фронте Великой Отечественной — от Баренцева моря до Черного. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых — ранены или контужены, иногда не единожды. Три с половиной миллиона метров кинопленки, отснятой нами за те 1418 дней войны, были, что называется, на «вес крови». Теперь эта кинопленка на вес золота... Мы, фронтовые операторы, лезли очертя голову в самое пекло боя, чтобы снять настоящую войну, не думая в тот момент, что жизнь твоя может оборваться в одно мгновение», — вспоминал кинооператор Семен Школьников2
тут

Лезли в пекло, что бы постановочные кадры снимать. В реальном бою? Назло руководству?

Автор:
В.П. Михайлов, В.И. Фомин
Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.


Цитатав мае 1944 года кинохроника получила тяжелый и неожиданный удар в спину. ЦК ВКП(б) рассмотрел положение дел с «Союзкиножурналом» и принял жесткое, а по сути дела погромное постановление о работе кинохроники. Сам главк кинохроники ликвидировался под чистую, весь его руководящий состав выставлялся за дверь. На месте изничтоженной структуры создавалась Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ), на плечи которой возлагалось теперь и общее руководство всеми подразделениями кинохроники.
Прежнего руководителя Главкинохроники Федора Михайловича Васильченко, сумевшего наладить достаточно успешную работу своего ведомства в критических условиях, спровадили куда-то так, что по сию пору следов его последующей биографии найти никак не удается. Его надежный зам Р.Г. Кацман и умелый, набравшийся опыта руководитель отдела фронтовых киногрупп М.А. Трояновский также ни за что ни про что были отстранены от своих должностей и отправились на фронт начальниками киногрупп.
Новым шефом кинохроники назначили С.А. Герасимова – режиссера игрового кино, не имевшего ранее никакого опыта работы в кино документальном. Вслед за Герасимовым в кинохронику был переброшен еще целый ряд режиссеров-игровиков.
Само партийное постановление было глубоко засекреченным, и пострадавшие узнали о его содержании уже только по строкам постановления СНК СССР, дословно повторившим партийный циркуляр.
Сегодня трудно объяснить причину появления на свет божий столь жесткого документа. В работе разгромленного главка кинохроники и самих фронтовых операторов, безусловно, были серьезные недостатки и недоработки. Многие из них руководители главка видели сами, и в течение всех предшествующих лет достаточно настойчиво пытались преодолеть эти слабости без всяких нравоучений и понуканий сверху.
Как уже говорилось, руководство кинохроники, например, всеми средствами боролось с инсценировками, последовательно ориентировало киногруппы на честное и многостороннее видение войны, настойчиво и инициативно старалось усовершенствовать организационные формы работы. Всячески поощряя работавших на фронте операторов, совсем не по-чиновьичьи заботясь об улучшении условий их работы, Главк кинохроники в то же время отнюдь не миндальничал и был крайне строг к тем, кто халтурил, работал спустя рукава, срывал съемку важных операций.
...
тут





ЦитатаРежиссер не скрывает, что процесс продвигался сложно, из-за пандемии постоянно находясь под угрозой срыва.
– К съемкам в Америке мы долго готовились, нашли идеально подходящие объекты, но как раз за несколько дней до старта грянула пандемия.
....
выбранный изначально большой кинотеатр в Лос-Анжелесе, где планировали снимать эпизод премьеры "Разгрома немецко-фашистских войск под Москвой" (ведь в реальности она прошла именно в таком кинотеатре), пришлось заменить. Поскольку из-за коронавируса на съемочной площадке не должно было находиться больше 60 человек, а такое количество зрителей выглядело бы смешным на экране в огромном зале, их всех перевезли в маленький. Соответственно, масштаба премьеры советского оскароносного кино современный зритель уже не уловит… Зато съемочной группе посчастливилось поработать в настоящем диснеевском доме: сцены с участием Майера запечатлены именно там.
.....
тут

А вот этот момент вообще растрогать наверно должен... Для отечественного зрителя, именно это, в их фильме, по мнению авторов, главное?
  • +0.13 / 6
  • АУ
 
 
  vova6857 ( Слушатель )
11 май 2023 12:36:50

Когда то давным-давно, был на встрече с Григорием Чухраем (это папа - глыба, это не сынок). Он начинал войну 18-летним, летом 42-го, в десантной дивизии на Сталинградском направлении. Когда их вывели на переформирование уже из Сталинграда, в дивизии оставалось менее 300 человек, из 16 тыс. три месяца ранее. И он, как воевавший в самом пекле, захотел снять фильм про Сталинград. Как снять игровой - он, уже прославленный режиссер, не понимал: ну как передать весь ужас передовой на экране , с грохотом, вонью тола, запахом крови и с привычным до безразличия страхом смерти? Решил снять документальный - пересмотрел и все наши военные архивы, и трофейные немецкие - а там войны нет. Либо наши бегут вперед за Родину, у немцев - то же самое. Пропаганда есть - войны - нет. Поэтому он просто стал брать интервью (это 60-е годы) в разных городах  и странах: что для вас значит слово Сталинград?  Взял даже у Шмидта (начальник штаба у Паулюса): "я немецким репортерам интервью не даю, а уж русским - тем более", а когда узнал что спрашивать будет русский солдат из Сталинграда - то проговорили шесть часов.
Так я и запомнил: в документальном военном кино - собственно войны нет! Не верить Чухраю?
Пы.Сы.
Осенью 43-го , был высажен парашютный  "букринский десант", для помощи в прорыве нашей армии  с букринского плацдарма. Но прорыв не удался, а десантников стали уничтожать танками (немцы к Букрину стянули несколько танковых дивизий). Одна из групп, в несколько сот человек, вышла на берег Днепра и закрепилась, но так как раций не осталось, то один лейтенантик переплыл Днепр (в конце ноября?) и доложил о месте, где надо снять измученных десантников.  Этим лейтенантом был Григорий Чухрай
  • +0.10 / 4
  • АУ
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
11 май 2023 19:49:33

У Чухрая свой взгляд, 
у Романа Кармена свой.
"Под пулеметным огнем. Записки фронтового оператора
а он и в 41 отходил вместе с РККА, и на бомбежки летал,
и в съемках 
Разгром немецких войск под Москвой

тоже участвовал
  • +0.12 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  vova6857 ( Слушатель )
11 май 2023 23:13:33

Я именно об этом - человек, выживший на войне, с вероятностью 1 из 100, неоднократно раненный, прошедший мясорубку и Сталинграда, и Букринского десанта, и много еще где - и все на передовой или в тылу врага. Где не кинооператор таки "попал под бомбежку", а "просто удивительно, что сегодня не попали под бомбежку" - Вы разницы в восприятии, что такое война, не чувствуете? И став режиссером, он понимал, что снять достоверно войну - невозможно, а из массы документальной кинохроники - буквально несколько минут, отражают войну, но по ним понять , что это такое - невозможно. Из съемок чеченской войны мне запомнилась одна минута: по жидкой грязи, буквально по колено, на шинели, волоком, двое тянут бегом раненного в БМП - стараясь успеть вывести к врачу, пока живой. Это достоверный эпизод  из войны. Много таких видели у Кармена? Рота, которая заночевала зимой в поле - для моего крестного это была обыденность: "а вот если нашли стожки, куда можно спрятать ноги (набивались  в стожок, как иголки у ежика) - это было редкое блаженство - ноги в тепле - можно поспать" - много Вы видели в кинохрониках такую роту спящую в снежных ямках по трое?
 Соловьев вон тоже (надевал седло на корову) был  в каске и бронежилете в Мариуполе, и даже, теоретически, мог попасть под огневой налет. И тоже рассказывает всем, что такое война ... как "очевидец".
  • +0.09 / 4
  • АУ