Про ГосНИИАС

Ветка: Суперджет-100 и авиапром России вообще

  liv444.1 ( Слушатель )
19 мая 2023 в 15:21
P.S. Вторая половина второй и начало третьей декад декабря 2022 года прошли в боях за "правду матку" сразу по нескольким "темам" ...
В связи с чем остались неосвещенными сразу несколько тем ...

Специалисты ГосНИИАС и корпорации «Иркут» в интервью «Разработчики о «птице»: «Мы учим новые российские системы SSJ-NEW работать в едином комплексе»

Пишут:
ЦитатаОпубликовано интервью специалистов ГосНИИАС и корпорации «Иркут» «Разработчики о «птице»: «Мы учим новые российские системы SSJ-NEW работать в едином комплексе».

В интервью приняли участие  начальник лаборатории «Бортовая и стендовая аппаратура» ГосНИИАС А. Филиппов и начальник Департамента разработки и сопровождения стенда комплексирования систем самолета филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» А. Воронцов.



Само интервью находится по ссылке: 

Разработчики о «птице»: «Мы учим новые российские системы SSJ-NEW работать в едином комплексе»


  • +0.23 / 15
    • 15

Ответы (35)

 
  liv444.1 ( Слушатель )
20 мая 2023 в 08:17
Вчера 19 мая 2023 года исполнилось 15 лет с момента первого полета Суперджет-100.

Сайт Авиация России опубликовал материал на эту тему (с видео первого полета): 19 мая 2008 года Superjet 100 совершил первый полёт

Но мы сейчас о ГосНИИАС

Материал также посвящен первому полету Суперджета-100. Скорее даже на тему: "Как это было" и "Как мы начинали"

15 лет со дня первого полета SSJ-100: инновационные технологии и разработки ГосНИИАС

Пишут:
ЦитатаПо заказу компании «Гражданские самолеты Сухого» (далее – ГСС) институт должен был разработать программное обеспечение для комплексных пилотажных и процедурных тренажеров.
В 2006 году между ГСС и ГосНИИАС был заключен договор на разработку и интеграцию в вычислительный комплекс тренажера математических моделей общесамолетных систем, вспомогательной силовой установки, двигателей, аэродинамики, системы дистанционного управления, а также на разработку и проведение квалификационных тестов для сертификации тренажера.
Итого было разработано и интегрировано 28 математических моделей.

В рамках работ над тренажерами в ГосНИИАС был разработан интеграционный стенд, который служил прототипом процедурных тренажеров. Пилоты, проводившие тестирование стенда, отметили его удобство и функциональность, а главное – приближенность имитации к реальному полету.
Впоследствии именно на основе этого стенда были разработаны процедурные тренажеры самолета SSJ-100.

Далее:
ЦитатаИ сегодня, и тогда инновационные технологии ГосНИИАС – это критические технологии в вопросах создания перспективных воздушных судов. 
Со временем научно-технический задел института совершенствуется, а компетенции ученых – повышаются.
Ведь авиация является высокотехнологической и наукоемкой отраслью, а создание авиационной техники невозможно без проведения научно-прикладных исследований, концептуального проектирования, а также моделирования и прототипирования.



P.S. Все время пытаюсь понять, чем еще кроме предоставления "Электронной Болванки" (на которой еще только предстояло нарисовать Суперджет-100) и "проводником" к "телу" западной станочной и программной промышленности, а также EASA ...
Для "Сухого" был его итальянский партнер в SJI, т.е. те самые Аирмакки ???
Не отрицая того, что для нас это тоже было важно.

  • +0.14 / 9
    • 9
  • АУ
 
  liv444.1 ( Слушатель )
26 окт 2023 в 13:03
Продолжаем.

Первым делом - «Электронная птица»: в ГосНИИАС создают новый стенд для самолета МС-21-310

Пишут:
ЦитатаСегодня в ГосНИИАС ведутся испытания бортового оборудования на полунатурных испытательных стендах «Электронная птица» самолётов МС-21-300 и SJ-100, разработанных в кооперации с ПАО «Яковлев».

Новый стенд, также создаваемый совместно с «Яковлевым», станет «Электронной птицей» самолета МС-21-310
На данном этапе
уже выполнен монтаж технологических систем лабораторного зала, макета кабины экипажа и системы визуализации закабинной обстановки, также установлены несущие конструкции для размещения бортового оборудования.
Сегодня идет монтаж оборудования стенда, а также прокладывается кабельная сеть.
После этих работ станет возможной установка бортового оборудования.
ГосНИИАС проиллюстрировал настоящий этап такой фото:



Тем не менее есть уже фото макета (возможно даже действующего) "электронной птицы" МС-21-310.




  • +0.18 / 13
    • 13
 
 
  BUR ( Слушатель )
26 окт 2023 в 13:15
Так внешне он же такой же, как "Электронная птица" МС-21-300, та самая которая с импортным оборудованием.
 
ИМХО речь о том, что не стали разбирать ЭП МС-21-300, а дополнительно сделали ещё одну для МС-21-310. Сохранив исходную как референтную и, возможно, для сопровождения уже изготовленных МС-21-300.

  • +0.16 / 9
    • 9
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
27 окт 2023 в 08:41
Так если сейчас узкое место совсем не у тех, кто делает фюзеляж - то сделать еще одну кабину без проблем.

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
27 окт 2023 в 21:24
Чушь собачья!

  • -0.06 / 4
    • 4
  • АУ
 
  liv444.1 ( Слушатель )
22 дек 2023 в 13:29
Продолжаем.

Интервью Заместителя генерального директора ГосНИИАС Николая Сельвесюка

P.S. Очень хорошая Работа журналиста. Респект и Уважуха за такую Работу.
Как положено: с блокнотом в котором подготовленный актуальный вопросник, диктофон и подробная расшифровка ответов на бумагу.

Все четко в канве поста камрада BUR вот здесь: https://glav.su/foru…age7010158

Читаем целиком, это того стоит: Николай Сельвесюк: в гражданской авиации создается виртуальный второй пилот

Ну а я только самое-самое, хотя это практически 80% интервью:

Цитата- В чем состоит процесс портирования операционной системы в бортовое оборудование?

- У операционной системы JetOS есть два компонента: неизменный, или ядро, он универсальный для любой аппаратной конфигурации; а есть компонент изменяемый, например, драйверы и графическая часть, которые разрабатываются под конкретную аппаратную часть и ее конфигурацию. Причем изменяемый компонент больше по объему.

Мы сейчас для конкретного оборудования - многофункциональных индикаторов кабины пилотов МС-21-310 - разрабатываем платформозависимую часть операционной системы JetOS. Кроме того, для подтверждения заданного уровня гарантий проектирования, а для бортового индикатора он самый высокий, необходимо выполнить огромный объем тестирования разрабатываемого программного обеспечения.
Цитата- Сколько всего в ГосНИИАС стендов?

- Для ГосНИИАС создание полунатурных моделирующих стендов - основной вид деятельности, поэтому стендов очень много: под каждый самолет, под каждый вид вооружения этого самолета. Часть из них свою работу выполнили и были демонтированы, часть стали музейными экспонатами.

Что касается сегодняшнего дня, в части гражданской авиации, только на территории института находятся три комплексных стенда "Электронная птица": для МС-21-300 с импортным оборудованием, для импортозамещенного SJ-100 и стенд для импортозамещенного МС-21-310, который сейчас находится в большой степени готовности.

Но еще существуют стенды более низкого уровня. Например, для SSJ-100, который создавался в международной кооперации, и для SJ-100 институт разрабатывал стенды прототипирования информационно-управляющего поля кабины экипажа. На таких стендах, в том числе, отрабатывается эргономика кабины экипажа в части компоновки органов управления, формат и логика индикации. Для решения этих задач мы создаем как универсальный инструмент - универсальный стенд прототипирования кабины, так и стенды под каждый конкретный проект, где присутствуют реальные макеты пультов, джойстиков, удобство работы с которыми необходимо оценить на этапе проектирования. Тут надо пояснить, что эргономика кабины начинается с общей компоновки: досягаемость, обзор, размещение приборов, на это есть перечень ГОСТов, по которым она и выполняется. Эти требования также учитываются при создании стенда прототипирования кабины экипажа.
Цитата- По Ту-214 ГосНИИАС ведет какие-либо работы?

- Прорабатывается вопрос создания полунатурного стенда для отработки кабины самолета Ту-214 с экипажем из двух человек. Сейчас для этого самолета стандарт – три члена экипажа. Трехчленный экипаж экономически для авиакомпаний более затратный, поэтому задача перехода к двухчленному экипажу очень актуальна.
Цитата- А что такое "Железная птица"?

- Полунатурный стенд "Железная птица" предназначен для отработки комплексной системы управления и других гидравлических систем самолета. "Железная птица" представляет собой силовой каркас, оснащенный исполнительными механизмами, приводами аэродинамических органов управления самолетом с реальными блоками комплексной системы управления, а также системой шасси - то есть тем, в чем участвует гидравлика. Отработать систему управления самолетом путем моделирования или на отдельных стендах систем достаточно сложно.

Если самолет создается с нуля и там много новых решений по компоновке, по системе управления, тогда создание "Железной птицы" - оправданный шаг. Для самолета МС-21-300 было принято решение "Железную птицу" создавать. А вот для импортозамещенного SJ-100 ее не делали, так как компоновка изменилась мало.

Для импортозамещенного МС-21-310 планируется дооснастить существующую "Железную птицу", чтобы основные решения по новым агрегатам и приводам были отработаны на полунатурном стенде.

Кстати, целесообразно обеспечить информационную связь стендов "Железная птица" и "Электронная птица" для решения отдельных задач, что мы попробуем реализовать в проекте МС-21-310. Тем самым мы получим возможность отработать перспективные технологии распределенных стендов, когда есть набор территориально распределенных комплексных стендов и организовывается их информационное взаимодействие. Это поможет повысить достоверность ряда испытаний, например, вместо математического моделирования сигналов приводов самолета в "Электронной птице" можно принимать их с реальных приводов "Железной птицы".

- Когда будет готов новый стенд "Электронная птица"?

- В настоящее время на стенде полностью смонтирован каркас кабины, системы визуализации для кабины, полностью смонтирован весь набор шкафов и прочего оборудования для размещения бортового оборудования и системы имитации и управления стендом, заканчиваются работы по кабельной сети стенда. Начались поставки электронного оборудования для "Электронной птицы". Поставки оборудования для кабины в общем завершены – это индикаторы, пульты, кресла пилотов, светотехническое оборудование. Поставлено оборудование по комплексной системе управления, по центральной вычислительной системе, часть радиотехнического оборудования. Поставлен имитатор двигателя ПД-14, выполняется его интеграция. Мы надеемся, что первый вылет "Электронной птицы" состоится в декабре.

На "Электронную птицу" все блоки БРЭО поставляются настоящие, а функциональные системы, например, система управления шасси или комплексная система кондиционирования воздуха, поставляются в виде полунатурных имитаторов.
Цитата- Берет ли по части технологий военная авиация опыт у гражданской или наоборот?

- В обязательном порядке. И одна из задач ГосНИИАС - это унификация гражданских и военных технологий с точки зрения стендовой полунатурной отработки авиационного оборудования. Можно привести пример: если большая часть оборудования и ПО на гражданских стендах работала под управлением системы Windows, то сейчас по понятным причинам нам нужно замещаться и тут мы берем тот опыт, который по военному направлению уже есть.

- Старые наработки как-то используются в работе ГосНИИАС?

- Старые наработки впрямую не всегда используются, часто это не целесообразно, так как технологии перешли на новый уровень. Однако опыт тех коллективов, которые, к примеру, участвовали в проектах "Бурана" или Ил-96 - бесценен, потому что сами принципы моделирования и отработки не меняются. Поэтому хорошо, что у нас в рабочих группах есть не только молодежь, которая владеет новыми технологиями, но и корифеи, которые владеют принципами работы. Благодаря этому важные компетенции не потерялись. Компетенции теряются, когда ты сидишь без работы. Текущая ситуация не оставляет другого выхода, кроме как вновь создать полностью отечественные самолеты, - это очень вовремя и очень положительно. То есть мы сейчас на этих проектах снова вырастим и сформируем очень сильные команды. И могу сказать, что в целом советская конструкторская школа, к счастью, не потерялась.

- Что бы вы посоветовали тем, кто боится летать на новой отечественной технике?

- Этот негативный настрой и недоверие людей идет прежде всего от незнания специфики гражданской авиации. Неважно, делает ли самолет Россия или США, все нормы, правила и требования, которые связаны с обеспечением безопасности полетов, у всех совершенно одинаковы. И поэтому если самолет получает сертификат типа, то можно быть уверенным, что на нем ровно в том же объеме, как и у "Боинга", как у "Эрбаса", все необходимые проверки, тестирование и испытания проведены.

  • +0.14 / 10
    • 10
 
 
  Luddit ( Слушатель )
22 дек 2023 в 13:50
Непонятно - он считает, что Боинг в этом вопросе безупречен?

  • -0.04 / 2
    • 2
 
 
 
  Foxhound ( Слушатель )
24 дек 2023 в 16:27
Потому что боинг долгое время,занимается крупносерийным производством а не по одной штуке и не по десять штук в нод.

  • +0.03 / 8
    • 5
    • 3
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
24 дек 2023 в 16:36
И как крупносерийность оправдывает сертификацию 737MАХ ?
Там же "все необходимые проверки, тестирование и испытания проведены", разве нет?
Ой, а чо это он упал...

  • +0.02 / 3
    • 2
    • 1
 
 
 
 
 
  Foxhound ( Слушатель )
24 дек 2023 в 16:37
Это одна из многих моделей.

  • -0.04 / 4
    • 1
    • 3
 
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
24 дек 2023 в 16:52
Я думаю, что "методы" сертификации боинг применял одни и те же. Просто здесь "не фартануло".
И такие методы за пример брать ну никак не стоит.

  • +0.08 / 5
    • 5
  • АУ
 
 
  liv444.1 ( Слушатель )
27 мая 2024 в 15:38
Продолжаем: Про операционную систему JetOS

ГосНИИАС принял участие в обсуждении вопросов современной авионики

Пишут:

ЦитатаВ рамках мероприятия на форуме «Российская современная авионика-2024» начальник лаборатории ГосНИИАС Ю.А. Солоделов выступил с докладом «Применение ОСРВ JetOS при создании бортовых решений».

В докладе было представлено текущее состояние JetOS, описаны разработанные улучшения, необходимые для сертификации программного обеспечения.
По итогам доклада ряд предприятий отрасли выразили заинтересованность в применении и дальнейшем использовании JetOS.



  • +0.09 / 6
    • 6
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
27 мая 2024 в 16:00

Пошёл смотреть, что да JetOS такой. Непонятно.

Статьи от ИСП РАН про неё есть, причём им уже довольно много лет:
https://ispranproceedings.elpub.ru/jour/article/view/283


На TADviser есть только очень старая статья про них. О том, что в 2019 году будет сертификат:
https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:JetOS

В реестре российского ПО такой программы на сегодняшний день нет:
https://reestr.digital.gov.ru/search/?q=jetos
https://reestr.digital.gov.ru/search/?q=ГосНИИАС

На сайте ассоциации ГНЦ РФ есть статья от февраля этого года о том, что JetOS портируют для использования на МС-21 и SJ-100
https://agnc.ru/news/16386

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
27 мая 2024 в 18:21
Технических подробностей, типа "откуда скачать версию" не нашёл...
Гугля:
ГосНИИАС JetOS
Сертифицируемая бортовая ОСРВ JetOS

самое начало проекта JetOS:
January 2017  Certifiable onboard real-time operation system JetOS for Russian aircrafts design
Там же внизу странички много ссылок на последующие за ней статьи по теме.

Программирование, 2021, № 6, стр. 51-61
МНОГООКОННАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОГО ДИСПЛЕЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППАРАТНОГО УСКОРЕНИЯ
использует OpenGL SC как графическую подсистему. Про портированиe Mesa на JetOS.


* 19.07.2023 НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» представил результаты своих исследований по направлению создания JetOS
* Специалисты ГосНИИАС на форуме «Российская современная авионика-2023»
* ОСРВ JetOS: технологии и разработки ГосНИИАС для МС-21
* УКБП разработало индикатор для кабины импортозамещенного самолета МС-21-310
* ОСРВ JetOS: технологии и разработки ГосНИИАС для МС-21

  • +0.02 / 2
    • 2
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
27 мая 2024 в 20:29

Ну, гуглить то я сам умеюУлыбающийся

Я просто к тому, что JetOS ещё нет. Она в разработке. Уровень готовности, может, и высокий, но не только сертификацию, но и даже регистрацию в реестре российского ПО она не прошла ещё. Будем надеяться, что сейчас работы пойдут побыстрее.

OpenGL - про его применение много гуглится, но это как раз далеко не самая интересная часть RTOS. Это я как практически знакомый в своё время с VxWorks говорю.


PS: Если был бы номер Роспатента на регистрацию программы - можно было бы по нему посмотреть. У них поиск только по номеру патента работает.
url=https://www.fips.ru/registers-web/action?acName=clickRegister&regName=EVM

PPS: Реестр Роспантента (https://fips.ru) и Реестр российского ПО (https://reestr.digital.gov.ru/) - два совершенно разных реестра с разными требованиями и смыслом. ФИПС регистрирует право интеллектуальной собственности, а Минцифры - допустимость его применения во всяких структурах.

  • +0.01 / 1
    • 1
 
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
27 мая 2024 в 22:23
Так наверняка "железо" и работает на том же VxWorks что и в МС-21-300. В конце концов он куплен, лицензии, библиотеки и сырцы чтоб компилировать всё есть в наличии.
Тут как раз надо чтоб было своё, но чтобы "вот прямо без этого прямо сейчас никак" такого в моменте нету. Те же процессоры наверняка уже закуплены в достаточном количестве чтобы хватило "на все МС-21 на следующие 10 лет".

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
27 июн 2024 в 21:32
Мля, ребяты, ну вы мозги немного включите.

Как вам кажется, БПО на Су-35, Су-57, Охотнике есть?

А БОС РВ? И как вам кажется, это Линух? Или VxWorks?

  • +0.11 / 5
    • 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
27 июн 2024 в 21:31
Есть.

Поверьте мне на слово Крутой Считайте инсайдером.

  • +0.08 / 3
    • 3
 
 
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
28 июн 2024 в 00:43
И все те же библотеки, что идут с ВхВоркс и Ко, включая OpenGL и прочие тоже портированы?
Чтобы перекомпилировать уже сертифицированный для МС-21-300/SSJ-100 софт без изменений, как есть?

  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  liv444.1 ( Слушатель )
07 сен 2025 в 18:09
Продолжаем: 

Про операционную систему JetOS

С сайта МАИ: Разработка выпускницы МАИ снизит риск ошибок в тестировании операционной системы для самолётов МС-21 и SJ-100

Пишут:

ЦитатаВыпускница института № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ этого года, специалист ГосНИИАС Ольга Ступак
разработала
специальную программу и методику тестирования новой отечественной операционной системы JetOS
.

Пояснялка:

ЦитатаJetOS – это особая операционная система реального времени (ОСРВ).
Это значит, что она должна работать очень точно и предсказуемо, без задержек. Для безопасности полёта это критически важно.
Проект по созданию JetOS реализуется ГосНИИАС совместно с Институтом системного программирования имени В. П. Иванникова РАН и Институтом прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН.

Пояснила Ольга Ступак, которая в рамках своей основной деятельности в ГосНИИАС занимается гарантией качества на проекте ОСРВ JetOS:

Цитата– Разработка JetOS ведётся по уровню критичности A. Это самый высокий уровень безопасности для гражданского авиационного ПО. Это значит, что любая ошибка в этой системе может привести к катастрофе, поэтому к её созданию и тестированию предъявляются максимальные требования. JetOS будет установлена в многофункциональные индикаторы – это большие экраны в кабине пилота, которые показывают всю важную информацию: скорость, высоту, карты и так далее.

Далее:
ЦитатаПо словам разработчика, существующая документация для тестирования JetOS была разрозненной и трудной для освоения.
Кроме того, у системы тестирования не было удобного интерфейса.

В рамках своей дипломной работы в МАИ Ольга Ступак создала единую инструкцию, которая чётко объясняет, как правильно готовить тестовую среду, запускать и проводить тесты.
Это помогло избежать ошибок и путаницы в функционале между разными специалистами.

Она также написала программу с удобным графическим интерфейсом. Теперь разработчикам не нужно вручную менять сложные настройки внутри системы, чтобы запустить нужные операции. 

Пояснила Ольга Ступак, которая в рамках своей основной деятельности в ГосНИИАС занимается гарантией качества на проекте ОСРВ JetOS:

Цитата– Предложенная мной программа минимизирует вероятность возникновения ошибок в системе, вызванных некорректно указанными тестовыми сценариями,

Далее:
ЦитатаНа данный момент программа и методика, разработанные выпускницей МАИ, успешно внедрены в проект разработки ОСРВ JetOS.


  • +0.17 / 12
    • 11
    • Флуд   1
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
07 сен 2025 в 21:34
Не все знают, но ведь JetOS - не единственная наша, российская операционная система. И довольно давно успешно разрабатываемая. Советую в "ИТ-ветку" продублировать для ликвидации безграмотности.

  • +0.07 / 4
    • 4
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
07 сен 2025 в 22:42
Есть, например, своя собственная ОСРВ у Сухого, которая используется на военных самолётах, под российские военные бортовые вычислители.
 
Но в отличии от неё JetOS проектировалась так, чтобы выполнять те же самые задачи (скомпилированные из тех же самых исходных текстов) что и VxWorks на тех же самых вычислителях и так же на собственных российских, которые поддержки "из коробчки" в VxWorks по-определению не имеют. И должна пройти сертификацию по тем же стандартам (КТ-178С) для ГА.
 
Начали JetOS в 2016 году, задолго до санкций прежде всего потому, что стоит задача перехода (лет за 10-15) на собственные вычислители в ГА, которые иностранными ОС не поддерживаются.

  • +0.11 / 7
    • 7
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
08 сен 2025 в 01:21
И я о чем.

И не только в авиации есть. Надо скопировать в ИТ-ветку, а то программЕРы зачастую уверены, что мы операционную систему в России создать неспособны в принципе...

  • +0.09 / 4
    • 4
 
 
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
08 сен 2025 в 10:35
Самое сложное не создать ОСРВ саму по себе, а оттестировать и доказать отсутствие ошибок...
И тестирование один из время- и трудоёмких этапов выхода на эксплуатацию.
 
Соответственно публикация как раз о том, что в рамках дипломной работы все конфигурации приложений (а их десятки!) собраны вместе, проведена их ревизия, создан графический интерфейс через который генерируются файлы конфигурации всех приложении в соответствии и согласовано с изменением конфигурации JetOS.
 
Что позволяет исключить некорректные конфигурации при создании тестов и не делать эти "настройки конфигурации" вручную для каждого тестового сценария (сколько и какие задачи запущены, как между ними поделено пространство экрана, какие времена реакции и приоритеты заданы и т.д.).

  • +0.11 / 7
    • 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Superwad ( Слушатель )
10 сен 2025 в 13:00
Как сказала Касперская, в реестре более 30 ОС. И работа с таким зоопарком то ещё "удовольствие".

  • +0.03 / 1
    • 1
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
10 сен 2025 в 13:02
Уберите кавычки!

В списке много ОС специализированных, со своими нишами.

Общего назначения в любом случае две или три даже допустимы.

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
 
 
  Superwad ( Слушатель )
10 сен 2025 в 13:25
Я всё же сошлюсь на её мнение. Она сама сказала, что лучше бы немного урезать этот зоопарк, и универсальных ОС оставить 2-3 шт для конкуренции. А то, как она сказала, для Москвы своя ОС со своими шлюхами и Блек Джеком (с) Бендер, Футурама. Про специализированные - вопросов нет.
ЗЫ. А вот искать ошибки в ОС, если она написана на С++ можно бесконечно. Поэтому критические системы надо писать на строгих языках, это так флуд по ходу, потому развивать тут не буду... Просто некоторые размышлизмы из опыта работы с некоторыми языками...

  • +0.01 / 5
    • 2
    • Флуд   3
 
 
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
10 сен 2025 в 14:27
ППКС.

Удивительно, но факт. При наличии намного более подходящих и безопасных языков операционные системы продолжают писать на Си...

  • +0.00 / 1
    • 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
10 сен 2025 в 14:49
На C++ при соблюдении простых формализуемых правил и требований (за которыми по силам следить даже ничего не зная о сути написанного, т.е. может делать отдельный от разрабочтиков контроль качества) вполне возможно обеспечить безопасность кода.
А при отсутствии контроля на любом языке программирования возможно написать паршиво...
Это всё иллюзии, что "при написании на более подходящем языке всё получится само"... не получится.

  • +0.08 / 8
    • 7
    • 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
10 сен 2025 в 15:47
Не "получится само", а естественным путем число вносимых ошибок станет меньше.

"При соблюдении правил" - да, специально выпускают "стандарты кодирования", где запрещают использовать перечисляемые опасные возможности Си. 

А можно применить язык, где просто невозможно написать опасно.

  • +0.00 / 1
    • 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
10 сен 2025 в 16:16
C++ язык понтов. Каждый кто мог, вставил свой понт в этот язык.
Нормально проверить как все эти шаблоны сходятся между собой в каждом конкретном случае - не возможно.
Короче - операционки писать только Си, альтернативы нет.
PS.
Альтернативно одаренные cо своим Rust - изыдите!

  • +0.03 / 3
    • 2
    • 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
10 сен 2025 в 16:21
"Для освоивших спецификацию С++23 в Кащенко открылось специальное отделение".(С)

  • +0.02 / 7
    • 2
    • 3
    • 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
10 сен 2025 в 17:51
Ну, во-первых, есть. Издавна операционки писали на ассемблере. Да и сейчас, даже если в основном на Си, часть на ассемблере часто.
" MS-DOS 1.0 – это 12 тысяч строк кода на языке ассемблер ". Забыли? 

Во-вторых, есть языки и получше. Оберон, например. Модула-2. И пр.

  • +0.03 / 2
    • 1
    • 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Superwad ( Слушатель )
11 сен 2025 в 15:43
Я месяц трахался с библиотекой написанной на С++, а надо было сделать вызов из Lazarus на Линуксе. Lazarus gcc компилятор если что. Так вот стандартизация с++ это профанация. Короче, полное ге этот язык. Нафиг, нафиг. Паскаль четко и хорошо пишет программы, спасибо Вирту Молящийся. Чего не хватает, можно и ASM вставки сделать, как это сделано на Delphi в библиотеках. Потому и говорю что познал все муки адов с этим "божественным" языком Бъющийся об стену... Там ничего не исправит. Его нафиг - самое лучшее решение... Посему оффтоп заканчиваю.

  • +0.03 / 6
    • 4
    • Оффтоп   2
  • АУ
 
 
 
 
  liv444.1 ( Слушатель )
24 сен 2025 в 18:05
Продолжаем.

Сайт ГосНИИАС:  Инновации ГосНИИАС в области интеллектуализации бортового оборудования авиалайнеров в эфире «России-1»

Пишут:
Цитата
Ученые ГосНИИАС* рассказали о направлениях интеллектуализации воздушных судов в интервью корреспонденту программы «Утро России». Сюжет вышел в эфир 17 сентября 2025 года на канале «Россия-1».


ГосНИИАС с 2022 года проводит исследования в области интеллектуализации бортового радиоэлектронного оборудования (далее – БРЭО) и самолетных систем. Научные работы выполняются в рамках комплексных научно-технологических проектов, реализуемых Национальным исследовательским центром «Институт имени Н.Е. Жуковского» при участии организаций, входящих в его состав.


В ГосНИИАС разрабатывается комплекс технологий авиастроения на базе технического зрения и машинного обучения в обеспечение создания элементов БРЭО с интеллектуальными автоматизированными функциями. Новые функции будут внедрены в системы, концептуально названные «помощниками пилота», поскольку их основное назначение – снизить информационную нагрузку на экипаж. Валидация перспективных технических решений проводится с использованием лабораторного и летного демонстраторов технологий.


По результатам летных экспериментальных исследований демонстратора технологий, проведенных в Новосибирске в апреле 2025 года специалистами ГосНИИАС и СибНИА, была подтверждена принципиальная возможность пилотирования в кабине без остекления, где единственным источником информации является интеллектуальная система внешнего видения.


Внедрение виртуальных помощников пилота позволит облегчить принятие решений в условиях нарушения работоспособности компонентов БРЭО и плохой видимости, что приобретает особое значение на этапе посадки. Разрабатываемые в рамках направления интеллектуализации технологии также могут найти применение и в беспилотных авиационных системах.


Запись эфира доступна по ссылке.




  • +0.07 / 6
    • 5
    • Спам   1
  • АУ