|
|
liv444.1 ( Слушатель ) |
| 19 мая 2023 в 15:21 |
ЦитатаОпубликовано интервью специалистов ГосНИИАС и корпорации «Иркут» «Разработчики о «птице»: «Мы учим новые российские системы SSJ-NEW работать в едином комплексе».
В интервью приняли участие начальник лаборатории «Бортовая и стендовая аппаратура» ГосНИИАС А. Филиппов и начальник Департамента разработки и сопровождения стенда комплексирования систем самолета филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» А. Воронцов.

|
|
Ответы (35) |
|
|
liv444.1 ( Слушатель ) |
| 20 мая 2023 в 08:17 |
ЦитатаПо заказу компании «Гражданские самолеты Сухого» (далее – ГСС) институт должен был разработать программное обеспечение для комплексных пилотажных и процедурных тренажеров.
В 2006 году между ГСС и ГосНИИАС был заключен договор на разработку и интеграцию в вычислительный комплекс тренажера математических моделей общесамолетных систем, вспомогательной силовой установки, двигателей, аэродинамики, системы дистанционного управления, а также на разработку и проведение квалификационных тестов для сертификации тренажера.
Итого было разработано и интегрировано 28 математических моделей.
В рамках работ над тренажерами в ГосНИИАС был разработан интеграционный стенд, который служил прототипом процедурных тренажеров. Пилоты, проводившие тестирование стенда, отметили его удобство и функциональность, а главное – приближенность имитации к реальному полету.
Впоследствии именно на основе этого стенда были разработаны процедурные тренажеры самолета SSJ-100.
ЦитатаИ сегодня, и тогда инновационные технологии ГосНИИАС – это критические технологии в вопросах создания перспективных воздушных судов.
Со временем научно-технический задел института совершенствуется, а компетенции ученых – повышаются.
Ведь авиация является высокотехнологической и наукоемкой отраслью, а создание авиационной техники невозможно без проведения научно-прикладных исследований, концептуального проектирования, а также моделирования и прототипирования.

|
|
liv444.1 ( Слушатель ) |
| 26 окт 2023 в 13:03 |
ЦитатаСегодня в ГосНИИАС ведутся испытания бортового оборудования на полунатурных испытательных стендах «Электронная птица» самолётов МС-21-300 и SJ-100, разработанных в кооперации с ПАО «Яковлев».ГосНИИАС проиллюстрировал настоящий этап такой фото:
Новый стенд, также создаваемый совместно с «Яковлевым», станет «Электронной птицей» самолета МС-21-310
На данном этапе уже выполнен монтаж технологических систем лабораторного зала, макета кабины экипажа и системы визуализации закабинной обстановки, также установлены несущие конструкции для размещения бортового оборудования.
Сегодня идет монтаж оборудования стенда, а также прокладывается кабельная сеть.
После этих работ станет возможной установка бортового оборудования.


|
|
BUR ( Слушатель ) |
| 26 окт 2023 в 13:15 |
Так внешне он же такой же, как "Электронная птица" МС-21-300, та самая которая с импортным оборудованием.Цитата: liv444.1 от 26.10.2023 13:03:39
|
|
Luddit ( Слушатель ) |
| 27 окт 2023 в 08:41 |
Так если сейчас узкое место совсем не у тех, кто делает фюзеляж - то сделать еще одну кабину без проблем.Цитата: BUR от 26.10.2023 13:15:57
|
|
liv444.1 ( Слушатель ) |
| 22 дек 2023 в 13:29 |
Цитата- В чем состоит процесс портирования операционной системы в бортовое оборудование?
- У операционной системы JetOS есть два компонента: неизменный, или ядро, он универсальный для любой аппаратной конфигурации; а есть компонент изменяемый, например, драйверы и графическая часть, которые разрабатываются под конкретную аппаратную часть и ее конфигурацию. Причем изменяемый компонент больше по объему.
Мы сейчас для конкретного оборудования - многофункциональных индикаторов кабины пилотов МС-21-310 - разрабатываем платформозависимую часть операционной системы JetOS. Кроме того, для подтверждения заданного уровня гарантий проектирования, а для бортового индикатора он самый высокий, необходимо выполнить огромный объем тестирования разрабатываемого программного обеспечения.
Цитата- Сколько всего в ГосНИИАС стендов?
- Для ГосНИИАС создание полунатурных моделирующих стендов - основной вид деятельности, поэтому стендов очень много: под каждый самолет, под каждый вид вооружения этого самолета. Часть из них свою работу выполнили и были демонтированы, часть стали музейными экспонатами.
Что касается сегодняшнего дня, в части гражданской авиации, только на территории института находятся три комплексных стенда "Электронная птица": для МС-21-300 с импортным оборудованием, для импортозамещенного SJ-100 и стенд для импортозамещенного МС-21-310, который сейчас находится в большой степени готовности.
Но еще существуют стенды более низкого уровня. Например, для SSJ-100, который создавался в международной кооперации, и для SJ-100 институт разрабатывал стенды прототипирования информационно-управляющего поля кабины экипажа. На таких стендах, в том числе, отрабатывается эргономика кабины экипажа в части компоновки органов управления, формат и логика индикации. Для решения этих задач мы создаем как универсальный инструмент - универсальный стенд прототипирования кабины, так и стенды под каждый конкретный проект, где присутствуют реальные макеты пультов, джойстиков, удобство работы с которыми необходимо оценить на этапе проектирования. Тут надо пояснить, что эргономика кабины начинается с общей компоновки: досягаемость, обзор, размещение приборов, на это есть перечень ГОСТов, по которым она и выполняется. Эти требования также учитываются при создании стенда прототипирования кабины экипажа.
Цитата- По Ту-214 ГосНИИАС ведет какие-либо работы?
- Прорабатывается вопрос создания полунатурного стенда для отработки кабины самолета Ту-214 с экипажем из двух человек. Сейчас для этого самолета стандарт – три члена экипажа. Трехчленный экипаж экономически для авиакомпаний более затратный, поэтому задача перехода к двухчленному экипажу очень актуальна.
Цитата- А что такое "Железная птица"?
- Полунатурный стенд "Железная птица" предназначен для отработки комплексной системы управления и других гидравлических систем самолета. "Железная птица" представляет собой силовой каркас, оснащенный исполнительными механизмами, приводами аэродинамических органов управления самолетом с реальными блоками комплексной системы управления, а также системой шасси - то есть тем, в чем участвует гидравлика. Отработать систему управления самолетом путем моделирования или на отдельных стендах систем достаточно сложно.
Если самолет создается с нуля и там много новых решений по компоновке, по системе управления, тогда создание "Железной птицы" - оправданный шаг. Для самолета МС-21-300 было принято решение "Железную птицу" создавать. А вот для импортозамещенного SJ-100 ее не делали, так как компоновка изменилась мало.
Для импортозамещенного МС-21-310 планируется дооснастить существующую "Железную птицу", чтобы основные решения по новым агрегатам и приводам были отработаны на полунатурном стенде.
Кстати, целесообразно обеспечить информационную связь стендов "Железная птица" и "Электронная птица" для решения отдельных задач, что мы попробуем реализовать в проекте МС-21-310. Тем самым мы получим возможность отработать перспективные технологии распределенных стендов, когда есть набор территориально распределенных комплексных стендов и организовывается их информационное взаимодействие. Это поможет повысить достоверность ряда испытаний, например, вместо математического моделирования сигналов приводов самолета в "Электронной птице" можно принимать их с реальных приводов "Железной птицы".
- Когда будет готов новый стенд "Электронная птица"?
- В настоящее время на стенде полностью смонтирован каркас кабины, системы визуализации для кабины, полностью смонтирован весь набор шкафов и прочего оборудования для размещения бортового оборудования и системы имитации и управления стендом, заканчиваются работы по кабельной сети стенда. Начались поставки электронного оборудования для "Электронной птицы". Поставки оборудования для кабины в общем завершены – это индикаторы, пульты, кресла пилотов, светотехническое оборудование. Поставлено оборудование по комплексной системе управления, по центральной вычислительной системе, часть радиотехнического оборудования. Поставлен имитатор двигателя ПД-14, выполняется его интеграция. Мы надеемся, что первый вылет "Электронной птицы" состоится в декабре.
На "Электронную птицу" все блоки БРЭО поставляются настоящие, а функциональные системы, например, система управления шасси или комплексная система кондиционирования воздуха, поставляются в виде полунатурных имитаторов.
Цитата- Берет ли по части технологий военная авиация опыт у гражданской или наоборот?
- В обязательном порядке. И одна из задач ГосНИИАС - это унификация гражданских и военных технологий с точки зрения стендовой полунатурной отработки авиационного оборудования. Можно привести пример: если большая часть оборудования и ПО на гражданских стендах работала под управлением системы Windows, то сейчас по понятным причинам нам нужно замещаться и тут мы берем тот опыт, который по военному направлению уже есть.
- Старые наработки как-то используются в работе ГосНИИАС?
- Старые наработки впрямую не всегда используются, часто это не целесообразно, так как технологии перешли на новый уровень. Однако опыт тех коллективов, которые, к примеру, участвовали в проектах "Бурана" или Ил-96 - бесценен, потому что сами принципы моделирования и отработки не меняются. Поэтому хорошо, что у нас в рабочих группах есть не только молодежь, которая владеет новыми технологиями, но и корифеи, которые владеют принципами работы. Благодаря этому важные компетенции не потерялись. Компетенции теряются, когда ты сидишь без работы. Текущая ситуация не оставляет другого выхода, кроме как вновь создать полностью отечественные самолеты, - это очень вовремя и очень положительно. То есть мы сейчас на этих проектах снова вырастим и сформируем очень сильные команды. И могу сказать, что в целом советская конструкторская школа, к счастью, не потерялась.
- Что бы вы посоветовали тем, кто боится летать на новой отечественной технике?
- Этот негативный настрой и недоверие людей идет прежде всего от незнания специфики гражданской авиации. Неважно, делает ли самолет Россия или США, все нормы, правила и требования, которые связаны с обеспечением безопасности полетов, у всех совершенно одинаковы. И поэтому если самолет получает сертификат типа, то можно быть уверенным, что на нем ровно в том же объеме, как и у "Боинга", как у "Эрбаса", все необходимые проверки, тестирование и испытания проведены.
|
|
Luddit ( Слушатель ) |
| 22 дек 2023 в 13:50 |
Непонятно - он считает, что Боинг в этом вопросе безупречен?Цитата: liv444.1 от 22.12.2023 13:29:25
|
|
Foxhound ( Слушатель ) |
| 24 дек 2023 в 16:27 |
Потому что боинг долгое время,занимается крупносерийным производством а не по одной штуке и не по десять штук в нод.Цитата: Luddit от 22.12.2023 13:50:06
|
|
Luddit ( Слушатель ) |
| 24 дек 2023 в 16:36 |
И как крупносерийность оправдывает сертификацию 737MАХ ?Цитата: Foxhound от 24.12.2023 16:27:05
|
|
Luddit ( Слушатель ) |
| 24 дек 2023 в 16:52 |
Я думаю, что "методы" сертификации боинг применял одни и те же. Просто здесь "не фартануло".Цитата: Foxhound от 24.12.2023 16:37:58
|
|
liv444.1 ( Слушатель ) |
| 27 мая 2024 в 15:38 |
Продолжаем: Про операционную систему JetOSЦитата: liv444.1 от 22.12.2023 13:29:25
ЦитатаВ рамках мероприятия на форуме «Российская современная авионика-2024» начальник лаборатории ГосНИИАС Ю.А. Солоделов выступил с докладом «Применение ОСРВ JetOS при создании бортовых решений».
В докладе было представлено текущее состояние JetOS, описаны разработанные улучшения, необходимые для сертификации программного обеспечения.
По итогам доклада ряд предприятий отрасли выразили заинтересованность в применении и дальнейшем использовании JetOS.

|
|
basilevs ( Слушатель ) |
| 27 мая 2024 в 16:00 |
Цитата: liv444.1 от 27.05.2024 15:38:30
|
|
BUR ( Слушатель ) |
| 27 мая 2024 в 18:21 |
Технических подробностей, типа "откуда скачать версию" не нашёл...Цитата: basilevs от 27.05.2024 16:00:55
|
|
basilevs ( Слушатель ) |
| 27 мая 2024 в 20:29 |
Цитата: BUR от 27.05.2024 18:21:04

|
|
BUR ( Слушатель ) |
| 27 мая 2024 в 22:23 |
Так наверняка "железо" и работает на том же VxWorks что и в МС-21-300. В конце концов он куплен, лицензии, библиотеки и сырцы чтоб компилировать всё есть в наличии.Цитата: basilevs от 27.05.2024 20:29:28
|
|
TAU ( Слушатель ) |
| 27 июн 2024 в 21:32 |
Мля, ребяты, ну вы мозги немного включите.Цитата: BUR от 27.05.2024 22:23:47
|
|
BUR ( Слушатель ) |
| 28 июн 2024 в 00:43 |
И все те же библотеки, что идут с ВхВоркс и Ко, включая OpenGL и прочие тоже портированы?Цитата: TAU от 27.06.2024 21:31:05
|
|
liv444.1 ( Слушатель ) |
| 07 сен 2025 в 18:09 |
ЦитатаВыпускница института № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ этого года, специалист ГосНИИАС Ольга Ступак
разработала специальную программу и методику тестирования новой отечественной операционной системы JetOS.
ЦитатаJetOS – это особая операционная система реального времени (ОСРВ).
Это значит, что она должна работать очень точно и предсказуемо, без задержек. Для безопасности полёта это критически важно.
Проект по созданию JetOS реализуется ГосНИИАС совместно с Институтом системного программирования имени В. П. Иванникова РАН и Институтом прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН.
Цитата– Разработка JetOS ведётся по уровню критичности A. Это самый высокий уровень безопасности для гражданского авиационного ПО. Это значит, что любая ошибка в этой системе может привести к катастрофе, поэтому к её созданию и тестированию предъявляются максимальные требования. JetOS будет установлена в многофункциональные индикаторы – это большие экраны в кабине пилота, которые показывают всю важную информацию: скорость, высоту, карты и так далее.
ЦитатаПо словам разработчика, существующая документация для тестирования JetOS была разрозненной и трудной для освоения.
Кроме того, у системы тестирования не было удобного интерфейса.
В рамках своей дипломной работы в МАИ Ольга Ступак создала единую инструкцию, которая чётко объясняет, как правильно готовить тестовую среду, запускать и проводить тесты.
Это помогло избежать ошибок и путаницы в функционале между разными специалистами.
Она также написала программу с удобным графическим интерфейсом. Теперь разработчикам не нужно вручную менять сложные настройки внутри системы, чтобы запустить нужные операции.
Цитата– Предложенная мной программа минимизирует вероятность возникновения ошибок в системе, вызванных некорректно указанными тестовыми сценариями,
ЦитатаНа данный момент программа и методика, разработанные выпускницей МАИ, успешно внедрены в проект разработки ОСРВ JetOS.
|
|
TAU ( Слушатель ) |
| 07 сен 2025 в 21:34 |
Не все знают, но ведь JetOS - не единственная наша, российская операционная система. И довольно давно успешно разрабатываемая. Советую в "ИТ-ветку" продублировать для ликвидации безграмотности.Цитата: liv444.1 от 07.09.2025 18:09:42
|
|
BUR ( Слушатель ) |
| 07 сен 2025 в 22:42 |
Есть, например, своя собственная ОСРВ у Сухого, которая используется на военных самолётах, под российские военные бортовые вычислители.Цитата: TAU от 07.09.2025 21:34:05
|
|
TAU ( Слушатель ) |
| 08 сен 2025 в 01:21 |
И я о чем.Цитата: BUR от 07.09.2025 22:42:31
|
|
BUR ( Слушатель ) |
| 08 сен 2025 в 10:35 |
Самое сложное не создать ОСРВ саму по себе, а оттестировать и доказать отсутствие ошибок...Цитата: TAU от 08.09.2025 01:21:19
|
|
Superwad ( Слушатель ) |
| 10 сен 2025 в 13:00 |
Как сказала Касперская, в реестре более 30 ОС. И работа с таким зоопарком то ещё "удовольствие".Цитата: TAU от 07.09.2025 21:34:05
|
|
TAU ( Слушатель ) |
| 10 сен 2025 в 13:02 |
Уберите кавычки!Цитата: Superwad от 10.09.2025 13:00:02
|
|
Superwad ( Слушатель ) |
| 10 сен 2025 в 13:25 |
Я всё же сошлюсь на её мнение. Она сама сказала, что лучше бы немного урезать этот зоопарк, и универсальных ОС оставить 2-3 шт для конкуренции. А то, как она сказала, для Москвы своя ОС со своими шлюхами и Блек Джеком (с) Бендер, Футурама. Про специализированные - вопросов нет.Цитата: TAU от 10.09.2025 13:02:42
|
|
TAU ( Слушатель ) |
| 10 сен 2025 в 14:27 |
ППКС.Цитата: Superwad от 10.09.2025 13:25:09
|
|
BUR ( Слушатель ) |
| 10 сен 2025 в 14:49 |
На C++ при соблюдении простых формализуемых правил и требований (за которыми по силам следить даже ничего не зная о сути написанного, т.е. может делать отдельный от разрабочтиков контроль качества) вполне возможно обеспечить безопасность кода.Цитата: TAU от 10.09.2025 14:27:40
|
|
TAU ( Слушатель ) |
| 10 сен 2025 в 15:47 |
Не "получится само", а естественным путем число вносимых ошибок станет меньше.Цитата: BUR от 10.09.2025 14:49:18
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 10 сен 2025 в 16:16 |
C++ язык понтов. Каждый кто мог, вставил свой понт в этот язык.Цитата: BUR от 10.09.2025 14:49:18
|
|
mse ( Слушатель ) |
| 10 сен 2025 в 16:21 |
"Для освоивших спецификацию С++23 в Кащенко открылось специальное отделение".(С)Цитата: Прокруст от 10.09.2025 16:16:59
|
|
TAU ( Слушатель ) |
| 10 сен 2025 в 17:51 |
Ну, во-первых, есть. Издавна операционки писали на ассемблере. Да и сейчас, даже если в основном на Си, часть на ассемблере часто.Цитата: Прокруст от 10.09.2025 16:16:59
|
|
Superwad ( Слушатель ) |
| 11 сен 2025 в 15:43 |
Я месяц трахался с библиотекой написанной на С++, а надо было сделать вызов из Lazarus на Линуксе. Lazarus gcc компилятор если что. Так вот стандартизация с++ это профанация. Короче, полное ге этот язык. Нафиг, нафиг. Паскаль четко и хорошо пишет программы, спасибо ВиртуЦитата: BUR от 10.09.2025 14:49:18
. Чего не хватает, можно и ASM вставки сделать, как это сделано на Delphi в библиотеках. Потому и говорю что познал все муки адов с этим "божественным" языком
... Там ничего не исправит. Его нафиг - самое лучшее решение... Посему оффтоп заканчиваю.
|
|
liv444.1 ( Слушатель ) |
| 24 сен 2025 в 18:05 |
ЦитатаУченые ГосНИИАС* рассказали о направлениях интеллектуализации воздушных судов в интервью корреспонденту программы «Утро России». Сюжет вышел в эфир 17 сентября 2025 года на канале «Россия-1».ГосНИИАС с 2022 года проводит исследования в области интеллектуализации бортового радиоэлектронного оборудования (далее – БРЭО) и самолетных систем. Научные работы выполняются в рамках комплексных научно-технологических проектов, реализуемых Национальным исследовательским центром «Институт имени Н.Е. Жуковского» при участии организаций, входящих в его состав.В ГосНИИАС разрабатывается комплекс технологий авиастроения на базе технического зрения и машинного обучения в обеспечение создания элементов БРЭО с интеллектуальными автоматизированными функциями. Новые функции будут внедрены в системы, концептуально названные «помощниками пилота», поскольку их основное назначение – снизить информационную нагрузку на экипаж. Валидация перспективных технических решений проводится с использованием лабораторного и летного демонстраторов технологий.По результатам летных экспериментальных исследований демонстратора технологий, проведенных в Новосибирске в апреле 2025 года специалистами ГосНИИАС и СибНИА, была подтверждена принципиальная возможность пилотирования в кабине без остекления, где единственным источником информации является интеллектуальная система внешнего видения.Внедрение виртуальных помощников пилота позволит облегчить принятие решений в условиях нарушения работоспособности компонентов БРЭО и плохой видимости, что приобретает особое значение на этапе посадки. Разрабатываемые в рамках направления интеллектуализации технологии также могут найти применение и в беспилотных авиационных системах.Запись эфира доступна по ссылке.