osankin ( Слушатель ) | |
09 июн 2023 23:26:08 |
Цитата09 июня 1923 года советский конструктор Владимир Иванович Базаров подал заявку на патент на "Воздушно-газовую турбину для авиации". В современной терминологии это был газотурбинный двигатель (#ГТД), состоящий из компрессора, камеры сгорания и турбины. Предложенный им двигатель имел все основные компоненты, характерные для современных ГТД. Мощность многоступенчатой турбины расходовалась на привод центробежного компрессора самого двигателя и отчасти на вращение воздушного винта. Дополнительно к винту тяга создавалась за счёт реакции струи газов, пропускаемых через хвостовое сопло. Более того, именно он впервые предложил разделять поток воздуха за компрессором на две части: одна направлялась в камеру сгорания, другая подмешивалась к рабочим газам для понижения их температуры перед турбиной.Создание газотурбинных авиационных двигателей в СССР имеет давнюю историю. Автомобильная лаборатория с отделением авиационных двигателей была создана в нашей стране ещё в 1918 году, а через год в ЦАГИ было создано винтомоторное отделение во главе с инженером-механиком Борисом Сергеевичем Стечкиным – автором теории воздушно-реактивных двигателей. Первые практические работы по созданию турбореактивных двигателей начали преподаватели МВТУ Николай Романович Брилинг и Владимир Васильевич Уваров. Именно "Газовая группа" В.В. Уварова смогла создать и испытать первую в нашей стране экспериментальную стационарную газотурбинную установку, произошло это в 1935 году. Выдающийся советский инженер Архип Михайлович Люлька стал автором патента на двухконтурный турбореактивный двигатель. Он же создал первый в нашей стране турбореактивный двигатель ТР-1.
В. Базаров продолжил работу над авиационными двигателями и длительное время работал в #ОКБ300, в том числе над газотурбинными двигателями конструкции Александра Александровича Микулина.