В преддверии саммита организации в ЮАР резко активизировалась дипломатическая работа внутри объединения и вокруг него. Как заявил 29 июня посол по особым поручениям МИД РФ, су-шерпа России в БРИКС Павел Князев, подготовка к саммиту организации, который запланирован на август, находится в самом разгаре. Среди главных тем саммита, по его словам: вопросы глобального управления, усиление взаимодействия внутри объединения, отказ от доллара, создание независимых платежных систем и укрепление сотрудничества со странами Африки.
В тот же день стало известно, что еще одна страна — Эфиопия — подала официальную заявку на вступление в БРИКС. Несколько ранее официальные заявки на вступление в объединение также направляли Бангладеш, Алжир и Египет. К блоку намерены присоединиться Венесуэла, Аргентина, Иран, Индонезия, Турция, Саудовская Аравия, Сирия.
Но желающих вступить в БРИКС гораздо больше. По одним данным, таких стран 15, по другим — до 30. И вопрос расширения БРИКС, конечно же, стоит на повестке дня объединения как одна из главных интриг.
Ранее единственной страной, лоббировавшей расширение БРИКС, был Китай, которому выгодно увеличение числа членов и укрепление своего влияния внутри организации и в мире. Именно по инициативе КНР к БРИКС присоединилась ЮАР. Россия на каком-то этапе подходила к этому вопросу осторожно, как и другие члены объединения. Однако в нынешних условиях по целому ряду причин нам также стало выгодно расширение. Прежде всего это связано с созданием мощной структуры, независимой от Запада, и консолидацией дружественных России стран.
Ранее против расширения выступала Бразилия: как и Россия она была не заинтересована в укреплении влияния Китая за счет новых членов, которые, стремясь попасть в БРИКС прежде всего ищут облегченный доступ к неисчерпаемому китайскому рынку. Однако со сменой президента позиция Бразилии, видимо, поменялась, и не так давно она выступила в поддержку принятия в БРИКС Венесуэлы. По-видимому, руководство Бразилии осознало, что в нынешних условиях противиться расширению организации бессмысленно, поскольку это противоречит общемировым тенденциям, в частности, отказу от западоцентричной системы миропорядка.
Ныне единственным оппонентом расширения БРИКС остается Индия, исходя главным образом из опасений укрепления влияния Китая (и России тоже) в случае расширения организации. Несмотря на попытки Пекина ослабить напряженность в отношениях с Нью-Дели, это не очень-то получается. Страхи индийского руководства вполне оправданны. Ведь ВВП Китая больше, чем у всех других членов вместе взятых, а политический вес и влияние в мире огромно. Кроме того, принятие новых членов из списка имеющихся кандидатов (например, таких, как Иран, Сирия или Венесуэла) означало бы усиление антиамериканского настроя организации. Чего Индия, которая пытается балансировать между условным Западом и условным Востоком (или Югом) и сохранять видимый нейтралитет, допустить не хочет.
Запад, прежде всего США, судя по всему, понимая важность момента, резко усилил дипломатическо-подрывную работу со странами-членами. Этим, в том числе, объясняется пышный прием в Вашингтоне премьера Индии Моди, который не так давно посетил США с официальным визитом и удостоился там особого внимания. Американцы активно пытаются переманить индийское руководство на «правильную сторону истории», суля всевозможные «пряники» в виде поставок современного оружия, высокотехнологичных товаров выгодных кредитов и так далее. Во время визита Моди в Вашингтон там было немало сказано про близость демократических идеалов, что на самом деле является натяжкой. Вряд ли во многом декоративная индийская демократия, сочетающаяся с кастовой системой общества, может иметь много общего с американской или европейской. Еще большой вопрос, где больше демократии — в Китае, где побеждена бедность по критериям ООН, или в Индии, где значительная часть населения недоедает или голодает. Несмотря на попытки Индии активизировать развитие, опираясь на западные модели, ее ВВП в пять раз меньше ВВП КНР. И этот разрыв, судя по всему, преодолеть не удастся.
Очевидно, что Индия видит в США прежде всего балансир в ее противостоянии с Китаем. Нью-Дели также опасается западных санкций. При этом индийское руководство не спешит зачислить себя в союзники Запада, пытаясь лишь пользоваться преимуществами, который предоставляет этот «клуб по интересам».
На фоне имеющихся разных точек зрения внутри БРИКС Запад предпринимает отчаянные усилия с тем, чтобы не дать состояться этой организации как своему мощному антиподу. Об этом свидетельствует и неожиданная заявка президента Франции о намерении участвовать в саммите БРИКС в качестве наблюдателя.
Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что 25 июня в Копенгагене состоялась встреча советников по национальной безопасности и политических советников из Бразилии, Великобритании, Дании, ЕС, Италии, Индии, Канады, Германии, Южной Африки, Саудовской Аравии, США, Турции, Украины, Франции и Японии. Встреча была секретной, и достоверной информации об участниках и содержании нет. Сообщается, что по видеосвязи с участниками беседовал советник по национальной безопасности США Салливан. По информации Ермака, главной темой стало обсуждение украинского урегулирования, стороны договорились продолжать этот формат консультаций и вести дело к «саммиту мира», который Украина предлагает провести на своей территории.
Как пишут немецкие СМИ, целью встречи было привлечь на сторону Запада страны БРИКС, которые сохраняют нейтралитет по поводу украинского конфликта.
По их данным, во встрече участвовал и китайский представитель. Не исключается, что западники пытались убедить участников со стороны БРИКС отказать в возможности участия в саммите организации президенту России. Каковы результаты, пока не известно.
30 июня посол по особым поручениям МИД России Павел Князев, комментируя встречу в Дании, заявил, что партнеры России по БРИКС понимают бесперспективность обсуждения темы урегулирования российско-украинского конфликта без России.
«Насчет этой инициативы — это, как известно, попытка продвижения тех ультиматумов, которые предлагает Зеленский, и той линии, которую продвигают его покровители на Западе. Всем, в том числе нашим партнерам по БРИКС, понятна бесперспективность подобного обсуждения ситуации на Украине или урегулирования между Украиной и Россией без России», — сказал Князев.
Так ли это, покажет время.
Но, по-видимому, на Западе серьезно озабочены не только возможным расширением БРИКС, но и переходом в практическую плоскость стратегии отказа от доллара и превращением организации в серьезный противовес западному влиянию.