Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,187,752 8,317
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
11 июл 2023 12:54:51

Мнение ЕГЭ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ — ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО А.В.Иванов (часть 3) или Школа без выпускных экзаменов: свобода не учить и не учиться.

новая дискуссия Дискуссия  158

3. Школа без выпускных экзаменов:  свобода не учить и не учиться. 
ЦитатаОтмена выпускных экзаменов и перенос вступительных испытаний в школу под 
видом ЕГЭ изменили её социальную функцию, превратив школу в некую 
ступеньку на пути в вуз. Значение среднего образования как такового 
существенно упало. Школьники, не ориентированные на обучение в вузе, 
обрели возможность получать аттестаты с практически нулевыми знаниями по 
всем предметам. Для большинства остальных ЦЕЛЬЮ И СМЫСЛОМ 
ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАЛИ БАЛЛЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЕГЭ. В 
какой степени школа оказалась в состоянии выполнить этот запрос — о том 
речь пойдет ниже. Сейчас отметим главное: наша основная образовательная 
традиция — учить всех –– вступила в противоречие с новой реальностью и 
оказалась разрушенной в считанные годы. Набор вступительных ЕГЭ у каждого 
школьника свой, и дисциплины, не входящие в этот набор, с полным 
основанием рассматриваются им как излишняя нагрузка. Здесь возникает 
консенсус в отношениях ученика (и его родителей) с одной стороны и учителя 
— с другой. Учитель получает полную свободу не обращать внимания на детей, 
не интересующихся его предметом (а работа с отстающими — самая 
неприятная нагрузка для учителя), а ученик — свободу не учиться. Заметим, 
что в условиях такой «свободы» появляется возможность вообще никого не 
учить, а лишь имитировать образовательный процесс (масштабы этой имитации  
таковы, что о ней говорил президент в послании Федеральному Собранию от 
04.12.14). Естественно, что система ЕГЭ получала всё большую поддержку и с 
той, и с другой стороны при стремительном падении качества образования. Всё 
это справедливо называется «развращением халявой».  

После введения ЕГЭ каждый учитель был вынужден строить новую 
профессиональную стратегию в зависимости от того, с каким учениками он 
работал.  
В профильном  классе большинство учащихся ориентированы на одни и те же 
ЕГЭ, что ставит перед учителем конкретную задачу подготовки к ним. По 
математике, например, это означает неизбежный крен в сторону изысканной 
техники решения заданий повышенной сложности в ущерб тем разделам курса, 
которые не представлены в ЕГЭ (а это порядка 40% программы). Плюс 
обязательный постоянный тренинг (натаскивание), без которого высоких баллов 
не получить. Такая стратегия снижает общее качество математической 
подготовки (причем именно в той части, которая по Ломоносову «ум в порядок 
приводит»), но фатальных последствий в себе не несет. Более того, с точки 

зрения ученика и учителя здесь всё благополучно: дети серьезно занимаются 
предметом, получают высокие баллы ЕГЭ, поступают в престижные вузы, 
учителя имеют высокие зарплаты и рейтинги и т. д. 

Однако надо заметить, что ЕГЭ являются вступительными экзаменами во все 
вузы сразу (в том числе — самые престижные) и поэтому содержат задания, 
предназначенные для отбора лучших из лучших. Такие задания по определению 
недоступны среднему ученику, и, как это ни прискорбно, среднему учителю 
тоже. Большинство педагогов в принципе не могут обеспечить полноценную 
подготовку к ЕГЭ. И бесполезно их обвинять в этом, потому что подготовка к 
вступительным экзаменам в элитные вузы никогда не была и не может быть 
функцией массовой средней школы. 

Поэтому описанный выше вариант доступен только учителям очень высокой 
квалификации (таких не более 5-10% от состава учительского корпуса) и при 
условии специального подбора состава учеников. 

При этом речь здесь идет лишь о профильных дисциплинах 
специализированного класса. Все прочие «науки» оказываются в положении 
пасынка. Попытки учителя истории или литературы заставить школьников-
математиков серьезно заниматься его предметом встречают активное 
противодействие не только со стороны учеников и их родителей (зачем детей на 
ерунду отвлекаете?), но и коллег, и руководства школы. Ведь такая 
«дополнительная нагрузка» снижает шансы выпускников на высокие баллы 
профильных ЕГЭ, а  именно эти баллы являются мерилом качества и школы, и 
учителя. 
Поэтому нормой в старших профильных классах  всё больше  становится легкая 
имитация преподавания прочих дисциплин, которая временами доходит до того, 
что уроки совсем не проводят, хотя они как бы стоят в расписании, и учителя за 
них получают зарплату. 

В обычных старших классах массовой школы ситуация еще более тягостная. 
Там собраны ученики с совершенно разными егэшными интересами, и 
удовлетворить их «образовательные запросы» в рамках одного класса на одних 
уроках в принципе невозможно. Учителю остается «проходить программу», 
понимая при этом, что его уроки не нужны фактически никому, даже тем, кто 
будет сдавать единый экзамен по его предмету, поскольку подготовка к ЕГЭ 
требует иных технологий. А внедрение этих технологий на обычном уроке 
сделает невыносимым пребывание на нем тех, кому данный ЕГЭ не нужен. 

Из сказанного следует, что наша традиционная система обучения оказалась в 
глубочайшем структурном противоречии с системой ЕГЭ. Подготовка к единым 
экзаменам, которая стала целью  среднего образования, может быть обеспечена  

только в профильных классах (и у репетиторов, разумеется), а массовая школа 
дать её не в состоянии, и пребывание в ней для прагматичного школьника 
потеряло всякий смысл. 

Система ЕГЭ фактически ликвидировала среднее образование в его прежнем 
понимании, когда от выпускника требовали знания всех предметов школьной 
программы. Сегодня великим чудом смотрятся классы, где одинаково хорошо 
преподают математику и литературу, историю и физику, выпускники которых с 
одинаковым успехом поступают на гуманитарные и технические специальности 
и просто являют собой пример культурных и грамотных людей.
  • -0.03 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  basilevs ( Слушатель )
11 июл 2023 13:26:47


Не согласен. По прежнему есть аттестат с оценками. Был раньше - есть и сейчас. И если совсем не тянешь - выпихнут после 9 (раньше в СССР - 8 ) класса. А чтобы 2 получить в аттестат - что сейчас, что раньше - это надо очень постараться и всех достать в школе.

А забивание большого болта на "непрофильные" предметы было и раньше. Ибо получить на балл больше конкурентов на вступительных экзаменах в нужный тебе институт всегда давало больше плюшек, чем 5 по физкультуре на конкурсе аттестатов. Как раньше физматы забивали на биологию и пр., а филфаки на математику и пр. - так и сейчас этим же занимаются.


PS: Окончание школы с медалью во многих ВУЗах засчитывается как дополнительные баллы, плюсующиеся к ЕГЭ.
  • +0.03 / 4
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
11 июл 2023 13:51:49

1. После 8-го класса не выпихивали, а давали выбор ПТУ или техникум, при этом и там и там базовое десятилетнее образование подразумевалось по умолчанию, а само образование в ПТУ и в техникуме было бесплатным.
Сегодня колледжи ставят заслон на бюджет, вплоть до средней 4,5 - 5 в аттестате. Но если среднее реальное 4,5, а тем более 5, то это уровень позволяющей не боятся ЕГЭ и 10-11 класса. и неожиданно в школах среднее 3 - 3,5, а в колледжи со среднем 4+. Вот такие выверты. Голь на выдумки хитра.(с)
2. Было желание, но не было возможности. При поступлении в ВУЗ среднее 4,5 и выше, давало право сдать всего два экзамена из четырёх, но только если в аттестате не было 3 троек. Так что можно сколь угодно забивать болт на биологию, но выучить на 4-е её придется, если хочешь поступить на востребованные специальности. 
Кстати я один из забивших болт на биологию и стихи(литературу в виде стихов). За первое пришлось сдавать все темы за год и без дураков, Вера Ивановна(емнип) меня пару недель гоняла, а за второе пришлось в кабинете директора читать стихи целый день без перерыва. Притом это не моя идея, а классного руководителя Галины Анатольевны.
Ах да, высшее образование тоже было бесплатным, но блин было и образование, и учится тоже надо было, а иначе отчисляли....
  • -0.01 / 4
  • АУ
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
11 июл 2023 17:58:44

Нравится
Я тут случайно промахнулся. Не взыщите!
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
12 июл 2023 00:09:25

Вы уж извините, не случайно поставил +,
всегда готов поддержать адекватного оппонента, 
даже если его точка зрения не совпадает с моей....
  • +0.05 / 2
  • АУ