AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
11 июл 2023 12:54:51 |
ЦитатаОтмена выпускных экзаменов и перенос вступительных испытаний в школу под
видом ЕГЭ изменили её социальную функцию, превратив школу в некую
ступеньку на пути в вуз. Значение среднего образования как такового
существенно упало. Школьники, не ориентированные на обучение в вузе,
обрели возможность получать аттестаты с практически нулевыми знаниями по
всем предметам. Для большинства остальных ЦЕЛЬЮ И СМЫСЛОМ
ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАЛИ БАЛЛЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЕГЭ. В
какой степени школа оказалась в состоянии выполнить этот запрос — о том
речь пойдет ниже. Сейчас отметим главное: наша основная образовательная
традиция — учить всех –– вступила в противоречие с новой реальностью и
оказалась разрушенной в считанные годы. Набор вступительных ЕГЭ у каждого
школьника свой, и дисциплины, не входящие в этот набор, с полным
основанием рассматриваются им как излишняя нагрузка. Здесь возникает
консенсус в отношениях ученика (и его родителей) с одной стороны и учителя
— с другой. Учитель получает полную свободу не обращать внимания на детей,
не интересующихся его предметом (а работа с отстающими — самая
неприятная нагрузка для учителя), а ученик — свободу не учиться. Заметим,
что в условиях такой «свободы» появляется возможность вообще никого не
учить, а лишь имитировать образовательный процесс (масштабы этой имитации
таковы, что о ней говорил президент в послании Федеральному Собранию от
04.12.14). Естественно, что система ЕГЭ получала всё большую поддержку и с
той, и с другой стороны при стремительном падении качества образования. Всё
это справедливо называется «развращением халявой».
После введения ЕГЭ каждый учитель был вынужден строить новую
профессиональную стратегию в зависимости от того, с каким учениками он
работал.
В профильном классе большинство учащихся ориентированы на одни и те же
ЕГЭ, что ставит перед учителем конкретную задачу подготовки к ним. По
математике, например, это означает неизбежный крен в сторону изысканной
техники решения заданий повышенной сложности в ущерб тем разделам курса,
которые не представлены в ЕГЭ (а это порядка 40% программы). Плюс
обязательный постоянный тренинг (натаскивание), без которого высоких баллов
не получить. Такая стратегия снижает общее качество математической
подготовки (причем именно в той части, которая по Ломоносову «ум в порядок
приводит»), но фатальных последствий в себе не несет. Более того, с точки
зрения ученика и учителя здесь всё благополучно: дети серьезно занимаются
предметом, получают высокие баллы ЕГЭ, поступают в престижные вузы,
учителя имеют высокие зарплаты и рейтинги и т. д.
Однако надо заметить, что ЕГЭ являются вступительными экзаменами во все
вузы сразу (в том числе — самые престижные) и поэтому содержат задания,
предназначенные для отбора лучших из лучших. Такие задания по определению
недоступны среднему ученику, и, как это ни прискорбно, среднему учителю
тоже. Большинство педагогов в принципе не могут обеспечить полноценную
подготовку к ЕГЭ. И бесполезно их обвинять в этом, потому что подготовка к
вступительным экзаменам в элитные вузы никогда не была и не может быть
функцией массовой средней школы.
Поэтому описанный выше вариант доступен только учителям очень высокой
квалификации (таких не более 5-10% от состава учительского корпуса) и при
условии специального подбора состава учеников.
При этом речь здесь идет лишь о профильных дисциплинах
специализированного класса. Все прочие «науки» оказываются в положении
пасынка. Попытки учителя истории или литературы заставить школьников-
математиков серьезно заниматься его предметом встречают активное
противодействие не только со стороны учеников и их родителей (зачем детей на
ерунду отвлекаете?), но и коллег, и руководства школы. Ведь такая
«дополнительная нагрузка» снижает шансы выпускников на высокие баллы
профильных ЕГЭ, а именно эти баллы являются мерилом качества и школы, и
учителя.
Поэтому нормой в старших профильных классах всё больше становится легкая
имитация преподавания прочих дисциплин, которая временами доходит до того,
что уроки совсем не проводят, хотя они как бы стоят в расписании, и учителя за
них получают зарплату.
В обычных старших классах массовой школы ситуация еще более тягостная.
Там собраны ученики с совершенно разными егэшными интересами, и
удовлетворить их «образовательные запросы» в рамках одного класса на одних
уроках в принципе невозможно. Учителю остается «проходить программу»,
понимая при этом, что его уроки не нужны фактически никому, даже тем, кто
будет сдавать единый экзамен по его предмету, поскольку подготовка к ЕГЭ
требует иных технологий. А внедрение этих технологий на обычном уроке
сделает невыносимым пребывание на нем тех, кому данный ЕГЭ не нужен.
Из сказанного следует, что наша традиционная система обучения оказалась в
глубочайшем структурном противоречии с системой ЕГЭ. Подготовка к единым
экзаменам, которая стала целью среднего образования, может быть обеспечена
только в профильных классах (и у репетиторов, разумеется), а массовая школа
дать её не в состоянии, и пребывание в ней для прагматичного школьника
потеряло всякий смысл.
Система ЕГЭ фактически ликвидировала среднее образование в его прежнем
понимании, когда от выпускника требовали знания всех предметов школьной
программы. Сегодня великим чудом смотрятся классы, где одинаково хорошо
преподают математику и литературу, историю и физику, выпускники которых с
одинаковым успехом поступают на гуманитарные и технические специальности
и просто являют собой пример культурных и грамотных людей.
basilevs ( Слушатель ) | |
11 июл 2023 13:26:47 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
11 июл 2023 13:51:49 |
Цитата: basilevs от 11.07.2023 13:26:47
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
12 июл 2023 00:09:25 |
Цитата: basilevs от 11.07.2023 13:26:47