Большой передел мира
269,817,074 525,071
 

  GEOFOR ( Слушатель )
12 июл 2023 12:20:42

МЕРКОСУР: общий рынок в плену разногласий

новая дискуссия Аналитика  106

Южная Америка готова войти в «Глобальные ворота» ЕС только на условиях взаимного уважения и равноправия. 
На перекрестке трех границ между Бразилией, Аргентиной и Парагваем в аргентинском Пуэрто-Игуасу состоялся 62-й саммит глав государств MERCOSUR — президентов Аргентины Альберто Фернандеса, Бразилии Луиса Инасиу Лула да Силвы, Парагвая Марио Абдо Бенитеса, которого сопровождал избранный президент его страны Сантьяго Пенья, и Уругвая Луиса Лакалье Поу.

MERCOSUR (Mercado Comun del Sur) — общий рынок стран Южной Америки по размерам и экономическому потенциалу, второй после ЕС таможенный союз и третья после ЕС и НАФТА (Канада, США и Мексика) зона свободной торговли.

Основанный в 1991 году, МЕРКОСУР объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор, Гайана, Перу и Суринам имеют статус «ассоциированного государства». Вопрос о принятии Боливии, президент которой Луис Арсе участвовал в саммите, полноправным членом группы на этот раз был отложен.

В совокупности на страны южноамериканского общего рынка приходится 11,9 млн квадратных километров или 67% территории Южной Америки. Здесь проживают 270 млн жителей или 62% населения Южного конуса. В 2022 году на страны МЕРКОСУР приходилось почти 70% ВВП Южной Америки, а ее товарооборот со всем миром достиг $727 млрд с профицитом в $69 млрд. 


«В мире, который все больше руководствуется геополитической конкуренцией, нашим региональным выбором должны быть сотрудничество и солидарность», — заявил на открытии 62-го саммита бразилец Луис Лула, принявший от Альберто Фернандеса полугодовое председательство в MERCOSUR.

Однако уже с первых минут встреча высветила разногласия между государствами-членами. Общий рынок стран Южного полушария по-прежнему переживает сложную ситуацию. Уменьшение веса внутренней межгосударственной торговли, идеологические противоречия между правыми и левыми правительствами, непрекращающееся давление со стороны Соединенных Штатов и нерешенные вопросы сотрудничества с Европейским союзом создают неопределенность в отношении устойчивости механизма. 

Так уж случилось, что нынешний состав МЕРКОСУР представляет поровну правые (Парагвай и Уругвай) и левые (Аргентина и Бразилия) правительства. При этом первые увязывают развитие торгово-экономических связей с политикой, которая вступает в противоречие со столь желанными «сотрудничеством и солидарностью».

Одновременно асимметрия между крупными и более мелкими экономиками затрудняет достижение консенсуса. Напряженность на встрече в Пуэрто-Игуасу в основном возникла из-за будущего направления торгового блока. «Малые экономики» — Уругвай и Парагвай — добиваются разрешения вести переговоры о сделках в индивидуальном порядке без согласования других членов сообщества, что противоречит существующим правилам МЕРКОСУР. При этом они не склонны к изменениям самих правил.

Так, Уругвай попытался провести технико-экономическое обоснование двустороннего соглашения о свободной торговле с Китаем и начал переговоры с азиатским гигантом. Однако Пекин не поддержал уругвайские амбиции, предпочитая развивать отношения со всем МЕРКОСУРом.

Это подвигло президента Бразилии Луиса Инасио Лула да Силва пообещать уменьшить «инакомыслие» в группе. Он даже призвал возобновить переговоры с Венесуэлой, исключенной по политическим мотивам из блока в 2017 году. 

Правые тут же дали бой, поставив торгово-экономическое сотрудничество в зависимость от политико-идеологического устройства неугодного США режима Мадуро. Абдо Бенитес и Лакалье Поу подвергли резкой критике политику правительства Николаса Мадуро в отношении оппозиции.

«Проблема Венесуэлы должна решаться венесуэльцами посредством диалога между собой, а не вмешательством других стран в их внутренние дела», — Луис Лула предложил не смешивать торговлю с политикой.

Однако избежать столкновения с политикой, причем уже на более серьезном межконтинентальном и даже мировом уровне, главам государств MERCOSUR так и не удалось.

В Брюсселе с 17 по 18 июля пройдет первый за восемь лет саммит Европейского союза и Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), в котором первую скрипку от Западного полушария будет играть MERCOSUR. Стал известен и 21-страничный проект декларации предстоящего саммита.

Первоначальный текст декларации, предложенный ЕС, включал несколько пунктов о поддержке Украины со ссылкой на резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. «Текст по Украине был очень сбалансированным», — сказал общеевропейскому веб-сайту EURACTIV неназванный дипломат ЕС.

«Мы самым решительным образом осуждаем агрессивную войну России против Украины, которая явно нарушает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и угрожает основанному на правилах международному порядку», — говорилось в европейской версии проекта декларации, в которой указывается, что послевоенный мир должен строиться в соответствии с параметрами Киева.

Однако латиноамериканским экспертам этот текст не показался столь «сбалансированным», и они во встречном предложении «удалили все, что касается Украины». Большинство стран Латинской Америки неоднократно заявляли, что не хотят быть втянутыми в войну, которую они по-прежнему считают прежде всего «европейской проблемой».

Вместо этого латиноамериканцы, «чтобы помочь исцелить нашу коллективную память и обратить вспять наследие отсталости», попросили европейцев выплатить репарации за ущерб, причиненный рабством.

Судя по всему, в дополнение к уже предложенной схеме, получившей название Global Gateway, которая претендует на ответ ЕС на китайскую инициативу «Один пояс, один путь», «Глобальные ворота» предполагают вывоз из Латинской Америки сырья и сельхозпродукции, и ввоз европейской техники.

Как посчитала председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, проект Global Gateway будет способствовать «справедливому, зеленому и цифровому переходу, будет взаимовыгодным и еще больше сблизит оба региона».

Реакция латиноамериканцев опять же несколько отличалась от европейской.

«Нас не интересуют соглашения, обрекающие нас на вечную роль экспортеров сырья, руды и нефти. Нам нужна политика, предполагающая глубокую региональную интеграцию, основанную на квалифицированной работе и производстве, достижениях науки, техники и инноваций. Это требует большей интеграции, артикуляции производственных процессов и взаимосвязи энергетики, дорог и коммуникаций», — заявил президент Бразилии Луис Лула.

Президент Аргентины Альберто Фернандес повторил эту мысль: «Никто не может осудить нас за то, что мы являемся поставщиками сырья, из которого другие производят промышленную продукцию и затем продают нам же по заоблачным ценам».

Участники саммита МЕРКОСУР в Пуэрто-Игуасу согласились с тем, что «дополнительный инструмент, представленный Европейским союзом, неприемлем. Стратегические партнеры не ведут переговоры на основе недоверия и угрозы санкций».

Напомним, что первоначальное соглашение о свободной торговле МЕРКОСУР-ЕС после 20-летних переговоров было согласовано в июне 2019 года, но так и не ратифицировано.

Примечательно, что в январе 2023 года в Буэнос-Айресе прошел саммит CELAC, в котором приняли участие представители 33 государств региона. Тогда в адрес США звучали обвинения в стремлении нарушить интеграционные процессы в Латинской Америке и подчинить их своим интересам.

Сегодня такие же опасения высказываются и в отношении Старого Света. Официальные лица в Брюсселе рассчитывали заявить о значительном прогрессе в сделке MERCOSUR на июльском саммите CELAC-UE в Брюсселе, а президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен призвала сделать это как можно скорее. 

Но страны МЕРКОСУР отмахиваются от этой перспективы.



  • +0.67 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!