Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,187,766 8,317
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
13 июл 2023 13:03:54

Мнение ЕГЭ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ — ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО А.В.Иванов (часть 4) или Статистика катастрофы.

новая дискуссия Дискуссия  128

4. Статистика катастрофы. 

Цитата4. Статистика катастрофы. 

 Числовые характеристики процессов, идущих в нашем среднем образовании, 
сводятся сегодня в основном к результатам ЕГЭ и его выпускного аналога для 9 
класса -- ОГЭ. Поскольку нас интересуют показатели школы в целом, а не 
достижения отдельных групп, сдающих тот или иной добровольный 
вступительный ЕГЭ,  ограничимся  двумя обязательными дисциплинами. 

МАТЕМАТИКА. По результатам ЕГЭ-2012 около 14% выпускников 
практически ничего не вынесли из курса математики средней школы (см. [1] 
И.В.Ященко, А.В.Семенов, И.Р.Высоцкий. Методические рекомендации по 
некоторым аспектам совершенствования преподавания математики. ФИПИ. 
2014.) В 2014 году таких школьников стало уже почти 25%, о чем объявил глава 
Рособрнадзора С.Кравцов на коллегии Минобрнауки 1 октября 2014 года (см. 
http://www.ug.ru/news/13017 ). ОГЭ-2014 показал, что среди девятиклассников 
этот показатель варьировался от 30 до 50% в зависимости от региона (см. 
упомянутую выше работу [1] И.Ященко и др.) . 

Осенью 2014 года было впервые проведено национальное исследование 
качества образования (НИКО) по математике в 5-7 классах. Организатор и 
руководитель НИКО И.Ященко на «круглом столе» по проблемам 
математического образования в ГД РФ 24 декабря 2014 г. сообщил, что в 7-х 
классах 50% учеников уже выпали из учебного процесса (попросту говоря, 
математику не воспринимают), а общие результаты семиклассников при 
решении элементарных задач хуже, чем у школьников 5 класса. Немыслимый 
феномен, когда в результате обучения уровень знаний падает! 

Итак, мы видим числовые характеристики катастрофического процесса: в 2012 
году 14% школьников «прошли мимо» математики среднего звена, в 2014-м — 
25%,  в 2016-м (прогноз) — 30-50%. Судя по результатам НИКО, в 2019-м, когда  

семиклассники 2014 года станут выпускниками, ситуация будет ещё хуже. 
Причем, если в 9-11 классах эти показатели можно списать на «прагматизм 
гуманитариев», ориентированных на сдачу ЕГЭ по математике на 
минимальный балл для получения аттестата (а для этого осваивать программу 
среднего звена не обязательно), то в 5-7 классах характер учебного процесса 
почти полностью определяется учителем. И те 50% семиклассников, о которых 
упоминал Ященко, целиком на совести школы, получившей возможность 
записать их в «гуманитарии» и не учить вовсе. 

Заметим, что ссылки на «честность» ЕГЭ, которыми Рособрнадзор обычно 
оправдывает снижение результатов экзамена (см.  http://www.ug.ru/news/13017), 
ни в коей мере нельзя отнести к НИКО, поскольку это обследование 
проводилось без видеонаблюдения и рамок металлоискателей, и вполне 
вероятно, что реальная ситуация ещё хуже. 

В 2015 году провели реформу, которая еще более ускорила процесс деградации:  
был введен аттестационный базовый ЕГЭ по математике в дополнение к 
прежнему единому экзамену, который  перестал быть обязательным (теперь это 
вступительный профильный ЕГЭ). По иронии судьбы смертоносный для 
образования экзамен был введен в соответствии с «концепцией развития 
математического образования», что прямо говорит о «качестве» этой 
концепции. 

Как уже было отмечено в п. 2, зачетный порог базового ЕГЭ низок до 
безобразия.  Этот экзамен предлагали с целью аттестации «гуманитариев», тех 
школьников, которым математика не нужна для поступления в вуз и которые 
своим пренебрежительным отношением к предмету снижали средний балл ЕГЭ. 
Но фактически был установлен выпускной образовательный стандарт на уровне 
абсолютной двойки для всех, что привело к ускорению деградации 
математического образования. 

Аттестационный порог прежнего «единого» ЕГЭ по математике также был 
предельно низок (3 задачи уровня начальной школы в 2014 году), но раньше он 
был упрятан в сложный экзамен и не был очевиден учащимся, вынуждая их 
заниматься математикой в большом объеме. В новом базовом ЕГЭ его 
примитивность предельно обнажена и откровенна. 

Если государство на выходе из средней школы требует показать знания, 
которыми ученик обладает на входе, учить математику становится не 
обязательно. Уже в первый год действия новой системы доля школьников, 
сдававших базовый ЕГЭ, составила 60%. Это выпускники, которые выбрали 
для себя вариант получения аттестата на самом примитивном уровне. 
Значительная часть учителей с облегчением избавилась от необходимости 

готовить всех к прежнему обязательному сложному ЕГЭ и перешла на «базовый 
уровень». Как следствие, количество школьников, набравших высокие баллы 
по профильной математике, упало за один этот год более чем на 20% (хотя 
Рособрнадзор путем манипуляций с пересчетом баллов и прямых подтасовок 
пытался показать «рост» - подробнее об этом см. http://vk.com/doc-
62604527_437159508?dl=40123016c58d2aa4f6  ). 

В 2016 году на базовый экзамен записались уже около 90% будущих 
выпускников. Доля тех, кто уверен в своих способностях пройти аттестацию на 
профильном уровне, уменьшилась почти в 4 раза! Эта статистика отражает 
самооценку школьниками своих математических знаний и свидетельствует о 
крайне негативных процессах, идущих в школе. Стала нормой ситуация, когда 
учащимся объявляют, что на уроках их будут готовить только к базовому 
экзамену, а профильный -- «ваше личное дело». В результате резко сократилось 
число тех, кто собирается сдавать  вступительный ЕГЭ. Тем самым подрывается 
база для подготовки инженерно-технических кадров. 

РУССКИЙ ЯЗЫК. ЕГЭ по русскому отличается от математики принципиально. 
Во-первых, этот экзамен является обязательным конкурсным на все 
специальности. По этой причине подавляющее большинство школьников 
заинтересованы сдать его на максимальный балл.  
Во-вторых, программа  русского языка заканчивается в 9 классе, и дальнейшие 
занятия по русскому  в 10 и 11 классах посвящены исключительно подготовке к 
ЕГЭ.  
Результаты этого ЕГЭ имеют весьма отдаленное отношение к владению языком, 
и поэтому из них трудно извлечь какую-либо информацию о качестве работы 
учителей словесности. Отметим, что зазубренные к этому экзамену 
филологические факты, как правило, не находят практического применения ни 
в дальнейшей жизни, ни при  обучении в большинстве вузов. 

Введение ЕГЭ кардинально перестроило преподавание русского языка в 
средней (и начальной) школе. Практически полностью была ликвидирована 
такая форма учебной работы, как сочинение (заметим, что учебные программы 
при этом не менялись). Всё обучение подчинили главной цели — сдаче ЕГЭ на 
максимальный балл. Страна получила отлаженную система подготовки к ЕГЭ, 
начиная чуть ли не  с первого класса (см., например,  О.Д.Ушакова. Готовимся к 
ЕГЭ по русскому языку. 1 класс. 5 итоговых тестов с бланками ответов. 
«Литера». 2011 ), и... стремительное падение грамотности выпускников. В 
августе 2014 против ЕГЭ высказался даже патриарх Московский и всея Руси 
Кирилл. Его возмутила, в частности,  потрясающая безграмотность нынешних 
слушателей духовных учебных заведений. 

Слава Богу, теперь это уже в какой-то мере в прошлом. Возврат выпускного 

итогового сочинения положил начало восстановлению традиционного 
образования по русскому языку. Тем самым появились основания для того, 
чтобы повышать уровень требований к этому сочинению и в дальнейшем 
отказаться от аттестационного ЕГЭ. Сочинение — это наша национальная 
форма контроля уровня подготовки выпускников по русскому языку и 
литературе, которой более 200 лет. Качество этой формы аттестации не 
сопоставимо с качеством ЕГЭ. Абсолютно нелепо рассматривать итоговое 
сочинение как допуск к единому экзамену.
  • -0.01 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
13 июл 2023 17:23:38

Есть ложь,
Есть наглая ложь,
Есть статистика,
И есть профессор Иванов.
  • +0.06 / 5
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
13 июл 2023 17:46:57

копнем историю
Кто "родил" ЕГЭ
2017г.
Цитата: РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЛАНАХ ЗАПАДАРОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЛАНАХ ЗАПАДАМинистр образования Нидерландов Й.Ритцен[8], подписавший в 1992 г. в Москве первый европейский меморандум о многостороннем образовательном сотрудничестве, говоря о новой образовательной программе «демократической России», указывал: «Требуются титанические усилия, чтобы эта идея проникла в общество. Образование может быть движущей силой изменения общества»[9].

Ритцен

Однако никто не понимал тогда так хорошо эту ключевую роль образования, и в первую очередь гуманитарного образования, как Дж. Сорос. Поэтому когда Правительство России в апреле 1992 г. приняло постановление «О развитии гуманитарного образования в России», именно Сорос предоставил необходимые для этого средства, то есть подвёл под постановление финансовое основание и тем самым обеспечил его выполнение.
Реформу гуманитарного знания Сорос понимал как производство нового типа мышления, смену менталитета личности и изменение общественного сознания. Она должна была восполнить духовный вакуум и сформировать новую культурную матрицу, которая будет формировать тип личности российского гражданина ХХIвека. Но одновременно она должна была решить ряд глобальных проблем, связанных с мировым кризисом образования. То есть речь шла о том, чтобы на базе нашего образования формировать «глобальную духовность».



В проектах Запада Россия рассматривалась изначально как экспериментальная площадка для обкатки «глобального образования». Вот что отмечал в мае 1992 г. президент фонда Карнеги Э. Боер, представлявший в Мировой банк программу российско-американского сотрудничества в области образования: «Школьная реформа в России характеризуется системным подходом, который существенно отличается от принятой практики. Заложена стратегия, определяющая долгосрочный подход кперестройке системы образования в России, в контексте, в котором американцы также смогут осмыслить проблемы изменения собственной системы образования. Российские специалисты хотели бы, чтобы Россия представляла бы более, чем площадку для оказания помощи. Им есть что предложить. Они видят совместную деятельность как некое совместное предприятие, которое принесёт пользу не только России, но и внесёт многосторонний вклад в развитие американской мысли»[10].
Моделью такого «совместного предприятия» в сфере высшего образования стал совместный советско-американский образовательный проект, о котором ешё в августе 1991 г. договорились Горбачёв и президент США Дж. Буш (старший). В результате в 1992 г. вышло распоряжение о создании Международного университета, первым президентом которого стал Г. Попов, а первым ректором – Г. Ягудин(кстати, именно здесь учился В. Сурков). Финансировался он крупнейшими на тот момент российскими (и не только) корпорациями: банком «Менатеп» (Ходорковский), группой «МОСТ» (Гусинский), корпорацией «НИПЕК», компанией Coca-Cola и др. Показательно, что уже тогда глава «НИПЕК» Скопцов заявил, что «в скором времени отечественные вузы превратятся в устойчивые предприятия и будут приносить стабильную прибыль»[11].
Главным двигателем кардинальной перестройки образования в целях приспособления его к рынку стала Высшая школа экономики, созданная в 1992 г. по инициативе Всемирного банка и на его средства и при поддержке со стороны таких членов правительства, как А. Гайдар и Л. Абалкин. Именно здесь собрались американские советники, приступившие к ломке социальной сферы и изменению общественного сознания в России на основе иностранной идеологии и иностранных учебных материалов. ВШЭ превратилась в «мозговой центр» исполнительной власти, будучи оплотом неолиберального догматизма, распространяющим эту идеологию на все сферы интеллектуальной и практической жизни страны[12]. Она всегда пользовалась государственной бюджетной поддержкой, находясь в ведении Минэкономразвития, а с 2008 г. стала подчиняться непосредственно правительству[13] (поддержка закреплена личными связями, так как ректор теперь уже НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминов является мужем Э.С. Набиуллиной, экс-министра экономразвития, а теперь – главы Центробанка и помощником президента).
В том же 1992 г. реформаторы добились принятия «Закона об образовании», вводившего новое понятие «государственный образовательный стандарт», который стал инструментом изменения и содержания, и методов обучения в соответствии с планами РАО. Если раньше государство определяло минимум содержания, объём характер и последовательность вводимого материала, то теперь ему предлагалось лишь фиксировало, чего должен достичь школьник на каждом этапе обучения. Причём если первоначально стандарт должен был утверждать Верховный совет РФ, то после принятия Конституции 1993 г. это положение было отменено, и данная функция была передана органам исполнительной власти, то есть Министерству образования.
В ноябре 1993 г., когда Днепровбыл уже советником президента Б.Н. Ельцина по образовательной политике, он написал емузаписку, вкоторой было указано, чтотолько за 1991-1993 гг. вложения «зарубежных партнёров» в российскуюсистему образования составили 700 млн. долл.По проекту фонда Сороса по обновлениюгуманитарногообразованиябыло подготовлено более 200 новых учебников по гуманитарнымдисциплинам. 40-миллионный грант правительства СШАпозволилувеличить обмены школьниками и преподавателями. Десятки миллионов вкладывались ежегодно в программу экономического образования JuniorAchievement(США), в соответствии с которой в 11 тысячах школ были внедрены курсы экономической грамотности. Правительство ФРГ вкладывало деньги в переподготовку преподавателей системы профобразования. Французская программа предусматривала реорганизацию системы управления образованием, подготовку российских учителей по концепциям ведущих педагогов мира[14].



ПЕРЕВОД ПОД ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ (переходный этап)
После октябрьского переворота 1993 г. страна оказалась полностью открыта внешнему влиянию, и финансовые вливания становятся ещё более объёмными. Как пишетректор Московского гуманитарного университета, профессор И.М. Ильинский,поскольку экономика России была разгромлена и страна находилась в полной экономической и финансовой зависимости от Запада (МВФ, ВБ, ЕБРР),деньги поступали только при соблюдении определённых требований, которые касались политических условий. Уже тогда страна находилась в определённом смысле под внешним управлением со стороны США, некоторых западных стран и мирового закулисья, которое определяло правила игры. И в Правительстве, и в каждом министерстве, при каждом губернаторе и президенте в регионах легально находилось более 2000 «советников» с Запада, и наиболее важные проекты законов и постановлений Правительства РФ отсылались на экспертизу в Белый дом – в Вашингтон[15].
Доклады ВБ стали «законами прямого действия», в соответствии с ними и осуществлялась перестройка.
В 1994 и 1995 гг. Всемирный банкприподдержке Фонда Д. Сороса, правительств Великобритании, Финляндии, Франции, Японии и Нидерландов составил два доклада под одним названием«Россия: образование в переходный период», а в 1999 г. -доклад№ 18 666-RU «Обновление образования в России (региональный уровень)», содержавшийматериалы по Саратовской, Самарской и Новгородской областям[16].
Первыйдоклад (№13 638-RUS)имел гриф «Конфиденциально. Документ Всемирного банка. Только для служебного пользования» с Предупреждением: «Настоящий документ имеет ограниченное распространение и может быть использован получателем только при исполнении служебных обязанностей. Во всех других случаях его содержание не может быть раскрыто без разрешения Всемирного банка». Он был написан 29 неизвестными сотрудниками и консультантами банка (из которых только пятеро с русскими фамилиями) под руководством некоего Стивена П. Хайнемена. Главная проблема российского образования, по их мнению, заключалась в том, чтобы так «реструктуризировать эту добившуюся больших достижений в прошлом систему…, чтобы она могла удовлетворить новые потребности непланового рынка и открытого общества».
Речь шла окардинальной ломке нашей образовательной системы, так как рекомендовалось:
- «закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов», «закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку»;
- установить «минимальные стандарты гражданственности», которые сводились к «способностям правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций»,«любовь к российскому искусству и литературе, а также терпимость к другим социальным группам»;
- «не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объёме ВВП, если они до этого не будет серьёзно реструктурированы»;
- «передать ответственность за выбор учебных материалов из министерства самим школам».
Было также выказано мнение о «несправедливости и неэффективности экзаменационной системы», что стало обоснованием для введения ЕГЭ.
Как пишет И.М.Ильинский, России предлагалась такая стратегия «реформирования» советской системы образования, на тот момент всё ещё одной из лучших в мире, которая могла быть осуществлена только через её разрушение и никак иначе.Специалисты назвали этот процесс «американизацией российской школы». Речь шла об отказе от фундаментального классического характера образования, готовившего интеллектуально и нравственно развитую личность, и переводу его на исключительно прикладной характер. В связи с этим показательна рекомендация ВБ ввести «минимальныестандарты гражданственности», что означалоотказ от воспитания новых поколений. И в 1994 г. воспитательная функциядействительнобыла изъята из школ и вузов, что продолжалось около 5 лет, пока это не признали ошибочным, но кадры воспитателей, опыт и знания в этой области были утрачены[17].

В. Филиппов
Таким образом, указания были спущены, встал вопрос об их реализации. В октябре 1997 г. между Правительством РФ и ВБ (МБРР) было подписано соглашение о займе № 4183-RU на финансирование «Инновационного проекта развития образования» на общую сумму 68 млн. долл. (сроки реализации 1998-2004 гг.)[18]. Для распоряжения этими средствами был создан Национальный фонд подготовки финансовых и управляющих фондов (НФПК), смысл существования которого объяснил бывший министр образования А. Тихонов: «роль НФПК сводится к тому, что он выступает как операционно-бухгалтерская дирекция по управлению полученными от МБРР средствами. Если Мировой банк прекратит выдачу займов, НФПК перестанет существовать»[19].

Главный инноватор А.И. Адамский (о нём см. ниже) об этом периоде пишет: «И только когда начались организованные попытки системного реформирования отрасли в 1997 г. и в образование стали поступать серьёзные деньги, стало очевидно, что без влиятельного института продвижения политических решений относительно образования не обойтись»[20]. Созданием такого института занялись уже при новом министре образования – В. Филиппове (1998-2004; на фото справа).
Напомним, что переход к «системному реформированию» осуществлялсятогда, когда в Россииза порогом учебных заведений, по данным Министерстваобразования, уже оказался 1 млн. 950 тыс. человек. А тогдашний заместитель министра по сотрудничеству со странами СНГ М.Н. Лазутова дала самую тревожную информацию: от 3,5 до 3,7 млн. детей. Далее, если в 1980 г. в РФ на10 тыс. граждан приходился 221 студент (только за счёт госбюджета), то в 1996 г. – 178, включая студентов «внебюджетников». В 1992-1996 гг. были закрыты более 19 тыс. детских дошкольных учреждений, резко снизилась подготовка детей к школе[21].

  • +0.01 / 5
  • АУ