20 июля 1936 — конвенция, подписанная в Монтрё, отдала под юрисдикцию Турции проливы Дарданеллы и Босфор.
В Средиземном море тремя ключевыми точками считаются Гибралтар, Суэцкий канал и черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы). Контроль над ними дает невообразимые преимущества и влияет на баланс сил в регионе. Российская империя, а позже и Советский Союз постоянно стремились приобрести выход в Средиземное море и поэтому для них вопрос проливов играл важную роль во внешней политике по данному направлению. Другие державы Европы также участвовали в борьбе за эти жизненно важные точки региона: Гибралтар был в руках Великобритании, а Суэцкий канал контролировался Великобританией и Францией. И только Черноморские проливы, после Первой Мировой войны, находились в подвешенном состоянии: согласно Лозаннской конвенции 1923 года проход по ним был не ограничен ни в мирное, ни в военное время, а сами проливы были демилитаризованы, и Турция не имела права размещать там или поблизости свой флот.
Таким образом, были задеты внешнеполитические интересы двух черноморских держав – Турции и СССР, так как их безопасность в этом регионе теперь целиком зависела от внешних сил. Однако в результате отказа Москвы ратифицировать Лозаннскую конвенцию и заявлений Турции в 30-е гг. о возможном размещении в зоне проливов своих войск вынудили Великобританию пойти на уступки, которая рассчитывала на укрепление англо-турецких отношений и предотвращение усиления Италии в средиземноморском регионе.
В результате в 1936 году в швейцарском городе Монтрё состоялась конференция, целью которой являлся вопрос черноморских проливов. В ней поучаствовали Великобритания, Франция, Турция, СССР, Югославия, Румыния, Греция, Болгария и Австралия с Японией. Турция выступала за отказ от демилитаризации, Великобритания стремилась сохранить свободный проход через проливы, а СССР предлагал полностью закрыть их для нечерноморских стран, что могло привести к полной советской гегемонии в регионе.
В итоге конвенция была подписана 20 июля 1936 года и содержала в себе компромисс: для торговых судов правил не было, а военные корабли ограничивались классом, тоннажем и количеством, а также максимальным временем нахождения в Черном море в три недели. Кроме того, в военное время проливы закрывались для воюющих стран, только если в войне не принимает участие Турция. Следовательно, интересы всех сторон были учтены, однако Советский Союз и дальше будет пытаться пересмотреть конвенцию, например, после Второй Мировой войны. Однако Запад и Турция непреклонны, и конвенция имеет силу до сих пор.