1 августа 1759 года, русский полководец генерал Салтыков при Кунерсдорфе разбил войска «непобедимого» прусского короля Фридриха Великого. Русские солдаты полностью разгромили прусскую армию. Пруссия оказалась на грани капитуляции, её спасла только пассивность Австрии, которая бездействовала, опасаясь усиления России.
Кунерсдорфское сражениеПосле соединения с корпусом Лаудона русский главнокомандующий имел 58 тыс. человек (41 тыс. русских и 18,5 тыс. австрийцев), 248 орудий, с которыми он занял хорошую позицию у Кунерсдорфа. Войска располагались на трёх господствующих высотах (Мюльберг, Бол. Шпиц, Юденберг), разделенных друг от друга оврагами и болотистой низиной, она была усилена окопами и артиллерийскими батареями на вершинах холмов. С одной стороны, позиция была удобна для обороны, с другой – трудно было маневрировать силами и резервами, вовремя оказывать помощь соседям. При этот стоит помнить, что у русских было 33 тыс. регулярных войск, и 8 тыс. иррегулярных (казаков и калмыков).
В результате Фридрих со своей 50 тыс. армией в районе Берлина попал в опасную ситуацию. С востока наступала 58 тыс. русско-австрийская армия Салтыкова, она была в 80 верстах от Берлина. На юге в 150 верстах от столичного района располагалась 65 тыс. армия Дауна, на западе, в 100 верстах, стояли 30 тыс. имперцев (Имперский союз Германии – союз мелких германских государств, воевавших против Пруссии). Прусский короле решил всеми силами ударить по самому опасному врагу, который наиболее выдвинулся вперёд и не привык уклоняться от боя.
Прусский король с 48 тыс. войском (35 тыс. пехоты и 13 ты. Кавалерии) и 200 орудиями. 30—31 июля (10—11 августа) пруссаки переправиись через Одер севернее Франкфурта с целью ударить в тыл русским войскам, как при Цондорфе. 1 (12) августа 1759 г. пруссаки пошли в атаку. Однако Салтыков не был Фермором, он повернул фронт кругом. Русская армия была сильно эшелонирована в глубину на сравнительно узком фронте. Прусские войска смогли сбить первые две линии, заняли высоту Мюльберг на левом фланге, захватив до 70 орудий, но затем их атака захлебнулась. Их атаки на Бол. Шпиц были отбиты. Обескровленная, утомленная прусская пехота утратила ударные возможности. Салтыков вовремя укрепил центр, перебросив сюда подкрепления с правого фланга и резерва. Была разгромлена кавалерия Зейдлица, ринувшаяся на ещё нерасстроенную русскую пехоту. Фридрих бросил в бой всё, что имел, но все атаки были отбиты. Прусская армия была расстроена и понесла большие потери. Затем русские перешли в контрнаступление и мощным ударом опрокинула противника. Кавалерия Румянцева добила бегущих пруссаков.
Фактически прусская армия перестала существовать, потеряв до 20 тыс. человек и почти всю артиллерию. Тысячи солдат после боя бежали из армии, дезертировали. Русские потери – 13,5 тыс. человек, австрийские – 2,5 тыс. солдат. Фридрих Прусский был отчаянии, он писал на следующий день: «От армии в 48 тыс. у меня в эту минуту не остается и 3 тыс. Все бежит и у меня нет больше власти над войском… Последствия битвы будут ещё хуже самой битвы: у меня нет больше никаких средств и, сказать правду, считаю всё потерянным…» Фридрих даже временно сложил с себя звание главнокомандующего.