Об этой войне не любят рассказывать. Летом 1900 года китайская артиллерия обстреливала Благовещенск, а российские войска вместе с союзниками штурмовали Пекин. Что же там произошло?
Поднебесная в поисках выходаПоражение в Опиумных войнах и масштабное Тайпинское восстание в XIX веке показали слабость империи Цин. Ответом на это стала так называемая «политика самоусиления». Её воплощали в жизнь чиновники на местах, а финансирование военных программ шло не только за счёт казны. Использовались поборы с провинций, которые контролировали сановники, а также средства, награбленные во время подавления Тайпинского восстания.
Известный китаист Леонид Васильев отмечал, что для Срединного государства это было нормой примерно с конца династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Когда имперские власти не могли справиться с какими-то проблемами — например, крестьянскими восстаниями, эту роль брали на себя «сильные дома».
Однако эффективность «политики самоусиления» в конце XIX века остаётся под вопросом. Армия получила современную технику, но там не было инициативных командиров и мотивированных солдат. И войны с Францией (1884-1885) и Японией (1894-1895) закончились неудачно.
Империю Цин выдавили из Индокитая, затем она потеряла Корею и Тайвань. Почуяв запах добычи, на пир слетелись хищники.
В конце XIX века Китай находился не в списке хозяев этого мира, а в меню.
Северные и заморские варвары делили его на сферы влияния — и грызлись из-за лакомых кусков. О чувствах китайцев можно догадываться — радости от этого они не испытывали.
Неудобная война: как тушили пожар Боксёрского восстания