Лондонский морской договор 1930 года — международный договор по ограничению военно-морских вооружений, подписанный 22 апреля 1930 года в Лондоне (Великобритания) 3 морскими державами: Соединёнными Штатами Америки, Британской и Японской империями. В обсуждении формулировок договора также принимали участие Франция и Италия, однако из-за отдельных разногласий от подписания договора они, в конце концов, отказались.
Мировой экономический кризис еще больше обострил противоречия между западными государствами, в том числе — противоречия между странами-победительницами. Усилилась гонка морских вооружений. США и Япония, пользуясь тем, что Вашингтонский договор 1922 г. ограничивал лишь линейный флот пяти великих держав, закладывали все новые крейсера, эсминцы и подводные лодки. Англия с ее расстроенными финансами не могла угнаться за США и все больше теряла свое превосходство в нелимитированных морских вооружениях.
По инициативе Англии, заинтересованной в ограничении военно-морского строительства, в котором она явно уступала своим соперникам, в Лондоне в январе—апреле 1930 г. состоялась конференция пяти держав (Лондонская конференция 1930), подписавших Вашингтонский договор 1922 г. об ограничении морских вооружений.
21 января 1930 года в Вестминстере, в палате лордов, английский король торжественно объявил о начале работы Лондонской конференции пяти держав по вопросам морских вооружений. Соединенные Штаты, Британская империя, Франция, Италия и Япония решили окончательно определить границы строительства своих военных флотов.
...

Члены делегации США на пути к Лондонской морской конференции, январь 1930 года.
Поскольку принципиальное соглашение между Великобританией и США было достигнуто ещё до созыва конференции, то на самой конференции между ними не было серьёзных разногласий. Япония была согласна на сокращение программы замещения линейных кораблей, но категорически возражала против упразднения подводных лодок и требовала равенства своего подводного флота с подводными флотами Англии и США. Против уничтожения подводных лодок выступила и Франция.
Наиболее острая борьба разыгралась в ходе конференции между Францией и Италией. Италия требовала полного паритета своего флота с французским. Это требование было выдвинуто Муссолини ещё до конференции, и итальянская делегация на конференции категорически на нём настаивала. Французская делегация столь же категорически отвергала это итальянское требование. В то же время Франция отказывалась сократить программу военно-морского строительства, пока она не получит дополнительных гарантий своей безопасности. В качестве такой гарантии французские представители предложили заключить средиземноморский пакт о ненападении и взаимной гарантии, в котором примет участие и Англия. Не желая связывать себя обязательствами в отношении Франции, англичане отвергли проект средиземноморского пакта. США также отказались брать на себя какие-либо обязательства по отношению к Франции. В результате на конференции соглашение между Францией и Италией так и не было достигнуто, и обе эти державы не взяли на себя никаких новых обязательств в отношении ограничения своего военно-морского строительства.
...
Договор состоял из 5 частей:
В первой части договаривающиеся стороны обязывались не спускать на воду новых линкоров в течение 1931-36 годов, с оговоркой, что Франция и Италия сохраняют право строить линейные корабли до достижения их линейными флотами тоннажа, предусмотренного для них на 1930 год Вашингтонским договором (ст. 1). США, Великобритания и Япония обязывались сдать на слом и переоборудовать несколько линейных кораблей (ст.2), в результате чего через 14 месяцев после ратификации договора США и Англия будут иметь по 15 линкоров, а Япония -9. Ст. 3-6 содержали некоторые правила и ограничения, касающиеся авианосцев.
Вторая часть договора содержала постановления, касающиеся размеров и применения подводных лодок: предельный тоннаж подводных лодок устанавливался в 2 тыс. т. Поскольку Франция имела одну и строила две подводные лодки с более крупным тоннажем, оговаривалось, что каждой державе разрешается иметь 3 подводные лодки с тоннажем до 2,3 тыс. т.
Четвёртая часть касалась применения подводных лодок в военное время: подводные лодки должны были по отношению к торговым судам придерживаться тех же норм международного права, которым подчинены надводные суда; в частности им запрещалось топить торговое судно, не обеспечив предварительно безопасности его пассажирам, команде и судовым бумагам.
Согласно пятой части договора срок его действия определялся до 31. XII 1936 (кроме четвёртой части, действие которой не ограничено временем).
Важнейшей частью договора была его третья часть, подписанная только тремя державами. Ст. 16 дополняла Вашингтонский договор, устанавливая предельный тоннаж в категориях крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Суммарный тоннаж по этим категориям судов, который не должен был быть превзойден до 31. XII 1936, равнялся: для Британской империи - 541,7 тыс. т; для США - 526,2 тыс. т и для Японии - 367,05 тыс. т.
Предельное количество тяжёлых крейсеров было установлено для США - 18, для Британской империи - 15, для Японии - 12.
...
ПЕРВАЯ ЛОНДОНСКАЯ МОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В 1930 гГлава 5. ПЕРВАЯ ЛОНДОНСКАЯ МОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В 1930 г
Вашингтонский договор не установил никаких количественных ограничений в категории легких кораблей. Поэтому его участники обладали полной свободой выбора относительно того, сколько им строить новых крейсеров, эсминцев и подводных лодок.
Этой свободой воспользовались все главные участники договора.
...
Эту новую гонку вооружений попыталась притормозить Лига Наций. Еще в апреле 1927 года в Женеве состоялась конференция, главной целью которой было ограничение тоннажа легких кораблей (так называемая «крейсерская конференция»). Однако Италия и Франция отказались в ней участвовать, а остальные государства столкнулись лоб в лоб именно по вопросу о крейсерах.
....
Конференция закончилась полным провалом. Дело даже дошло до обострения американо-британских отношений; оно выразилось в том, что конгресс США 13 февраля 1929 года одобрил законопроект о строительстве 15 новых «вашингтонских» крейсеров.
Только после смены правительств в обеих странах (новым президентом США стал Герберт Гувер, премьер-министром Великобритании — Джеймс Мак-Доналд), а также в связи с мировым экономическим кризисом, стало возможным снова приступить к переговорам. В конце сентября 1929 года была достигнута предварительная договоренность на этот счет. Дальнейшие переговоры, согласно статье 21-й Вашингтонского договора, должны были проходить с участием остальных государств — его участников.
Лондонская конференция морских державЗаседания новой конференции по разоружению начались 21 января 1930 г. в здании британского парламента в Лондоне. Ряд морских государств прислал на нее своих наблюдателей (Испания, Нидерланды, Греция, Польша и другие).
Председательствовал на конференции британский премьер Мак-Доналд. В повестке дня значились вопросы дальнейшего ограничения морских вооружений, полной ликвидации подводных лодок (либо гуманизации подводной войны), а также установления строгих лимитов для тоннажа флотов государств — участников конференции. Вскоре определились три главных предмета спора: британско-французский, о ликвидации подводных лодок; франко-испанский, о паритете тоннажа флотов обеих стран; японо-американский, об увеличении соотношения тоннажа флотов обеих стран с 5:3 до 10:7.
Довольно быстро участники конференции пришли к соглашению относительно компромиссного метода ограничения морских вооружений. Он заключался в том, что для каждого государства устанавливался общий тоннаж флота, не подлежащий никакому пересмотру, который затем делился между классами кораблей. Компромисс состоял в том, что допускались некоторые «подвижки» тоннажа между классами кораблей, при условии точного соблюдения лимита общего тоннажа флота.
Основную часть заседаний (до 11 февраля) заняло обсуждение проблемы подводных лодок как средства войны. Главным их противником выступили Великобритания и США, главным сторонником — Франция. Англичане, которым для защиты своих протяженных коммуникаций требовалось очень много надводных кораблей, твердили, что подводную лодку нельзя использовать для обороны, а только для нападения, причем в первую очередь на торговые суда. Ликвидация их, с серьезным видом заявляли эти лицемеры, уменьшит военные расходы (ведь сами субмарины стоят дорого, а еще надо прибавить расходы на создание средств борьбы с ними). Кроме того, служба подводников более опасна, чем личного состава надводных кораблей.
Американцы сделали главный упор на финансовые аргументы. Дескать, одна тонна подводной лодки обходится при строительстве в два раза дороже, чем тонна надводного корабля, содержание же и ремонт подводной лодки стоят в 3?4 раза дороже.
Но французы твердили в ответ, что подводная лодка — это такой же корабль, как всякий другой, только обладающий возможностью погружения, и предостерегали от преувеличения значения подводных лодок. Они считали, что это оружие слабых (поскольку представляет угрозу для сильного надводного флота противника), которое должно использоваться прежде всего в целях обороны, не исключая, конечно, действий против торгового флота. Главное — распространить на подводные лодки международное морское право и тогда неограниченная подводная война не будет иметь места.
Позицию Франции поддержала Япония. Ее представитель заявил, что подводная лодка — это дешевое военное средство, наилучшим образом отвечающее задачам обороны, а их «гуманность» или «не гуманность» как оружия зависит лишь от того, как лодки используют люди.
В такой ситуации решающее значение приобрело мнение Италии. Англичанам не помогла попытка сыграть на франко-итальянских разногласиях, поскольку итальянцы, очевидно рассчитывая на смягчение позиции Франции по вопросу паритета их флотов, поддержали позицию Франции в отношении подводных лодок, правда не очень решительно (Мол, Италия согласится с запретом подводных лодок только в том случае, если к такому мнению придут все стороны).
Таким образом, проблема ликвидации подводных лодок утратила актуальность. В связи с этим была создана комиссия для разработки проекта конвенции, запрещающей подводным лодкам действовать против судов торгового флота вопреки нормам международного морского права.
...
29.12.34 — Япония разрывает Вашингтонский и Лондонский договораЭкономические противоречия при разделе мира, возникшие после Первой мировой войны между тремя ведущими морскими державами — США, Великобританией и Японией — вызвали новый виток гонки морских вооружений. Планировались и закладывались корабли водоизмещением более 40 тыс. т, калибр орудий вырос до 16 дюймов (406 мм; на японских кораблях — 410 мм), проектировались корабли с орудиями 18 дюймов (457 мм; на японских кораблях — 460 мм) и более. Англия и США традиционно делали ставку на тихоходные (23 уз.), но тяжело вооружённые и хорошо бронированные линкоры. В качестве «быстрого крыла» флота они проектировали новые линейные крейсера. К 1921 году в США на разных стадиях постройки находились 6 новых линкоров типа «Саут Дакота» и 6 самых больших и быстроходных в мире (43,5 тыс. т, 33 уз.) линейных крейсеров типа «Лексингтон». Однако, когда стали известны тактико-технические характеристики проектируемых и строящихся японских кораблей, это вызвало беспокойство в США и европейских странах. Японские линейные крейсера превосходили американские по артиллерийской мощи и бронированию, делая американские корабли морально устаревшими ещё на стапеле. Слабым местом американских кораблей было недостаточное палубное бронирование, делавшее их уязвимыми от огня с дальней дистанции. Кроме того, корабли водоизмещением более 40 тыс. т. с трудом проходили через Панамский канал. Это подрывало американскую военно-морскую стратегию, основанную на быстрой переброске флота между Тихим и Атлантическим океаном, и вынуждало США предпринять дорогостоящую реконструкцию Панамского канала. Разворачивающаяся гонка вооружений неизбежно должна была привести к военному конфликту на Дальнем Востоке. Для США такое развитие событий было опасно, так как Англия, связанная с Японией договором, могла вступить в конфликт на её стороне. Не меньшие проблемы вызывала гонка морских вооружений в разорённой войной Европе. Великобритания, построившая в 1914—1918 годах огромный флот быстро устаревающих дредноутов, вынуждена была тратить значительные средства на его содержание и одновременно строить новые корабли. Таким образом, в интересах большинства ведущих стран мира было установить определённые устраивающие всех ограничения в области морских вооружений.
По инициативе США 12 ноября 1921 года в Вашингтоне была созвана конференция по разоружению, которая продлилась до 6 февраля 1922 года — даты подписания Вашингтонского военно-морского договора. Его подписали США, Британская империя, Французская Республика, Японская империя и Итальянское королевство. Договор ограничивал строительство линкоров, крейсеров и авианосцев, как количественно, так и в размерах и тоннаже. Устанавливалось ограничение на водоизмещение в 10 тыс. т. для эсминцев и подлодок. Предусматривалась утилизация или перестройка излишних военных кораблей. Великобритания была вынуждена отказаться от принципа «двух флотов», согласно которому флот Англии должен превосходить суммарный флот двух следующих за ней морских держав. Договор ограничивал для США и Великобритании возможности строительства и укрепления своих военных баз на Тихом океане, обеспечивая Японии сохранение стратегических преимуществ в этом регионе.
Договор ознаменовал окончание длительного периода наращивания строительства линкоров. Многие корабли, которые тогда строились, были списаны или превращены в авианосцы. Рамки договора были соблюдены, а затем расширены Лондонским военно-морским договором 1930 года. Этим договором были установлены ограничения для миноносцев и подлодок, введены понятия легких и тяжелых крейсеров. Однако, Лондонский договор отказались подписывать Италия и Франция.
Следует отметить, что основными выгодополучателями от заключения Вашингтонского и Лондонского военно-морских договоров были США и Великобритания. Италия и Франция отказались поддерживать ограничения в части эсминцев и подводных лодок, поскольку это была их главная ударная сила флотов, а США и Англия в их строительстве существенно отставали. Япония, видя превосходство британской и американской судостроительной промышленности, спрогнозировала невозможность поддержки военного паритета своими силами против двух стран даже в средней перспективе. Таким образом, Япония, Франция и Италия к началу 1930-х годов начали наращивать свои военно-морские силы. В начале 1934 года США и Англия снова созвали конференцию с целью урегулирования появившихся проблем. Однако Япония выставила неприемлемые условия для других стран и переговоры сорвались. А 29 декабря 1934 года японское правительство официально разослало ноту, в которой объявило о денонсации всех ранее подписанных соглашений по морским вооружениям.
Выход Японии из договоров по ограничению вооружений, практически снимал последнее ограничение в гонке вооружений и усиливал эскалации разгорающейся Второй мировой войны, в которую постепенно втягивалось все больше и больше стран.