По приказу государя Адмиралтейств-коллегия начала готовить экспедицию на Камчатку, для чего надлежало «сделать один или два бота с палубами» и далее «плыть возле земли, которая идет на норд» с целью поиска пролива, разделяющего Азию и Америку. Начальником экспедиции стал капитан 1-го ранга, а позднее – капитан-командор Витус Йонассен Беринг, уже более двух десятилетий верно служивший России. Он был лично известен самодержцу, как энергичный, смелый и образованный человек, протекцию которому оказывал уважаемый государем вице-адмирал Корнелий Крюйс.
Мореплаватель был родом из Дании, но ранний период его жизни мало известен. Родился он в Хорсенсе 12 августа 1681 года в многодетной набожной семье разорившейся аристократки Анны Беринг и таможенного работника Йонаса Хальмстадта. Имя Витус получил в честь своего дяди, датского королевского историографа, «гордости рода и самого замечательного из Берингов», жизнью своею оправдав такое высокое доверие родственников.
В ходе плавания командор использовал немецкую карту, где была нанесена мифическая «Земля Жуана-да-Гама». В напрасных поисках ориентира потеряли больше недели и в один из дней попали в густой туман. Удары в корабельные колокола и стрельба из пушек не помогли: корабли Чирикова и Беринга разлучились и с этого момента продолжили путь поодиночке.
17 июля 1741 года «Святой Петр» достиг наконец американского берега. Цель, поставленная императором 17 лет назад, была достигнута. Но радости не было: треть экипажа, включая самого Беринга, свалила цинга, не хватало пресной воды, а точные координаты местонахождения определить не удавалось. Продвижению вперед мешал сильный ветер и шторма, один из которых описан в вахтенном журнале как «великое волнение». Обессиленный капитан принял решение возвращаться на Камчатку, дав обещание верной команде зазимовать, как только близко покажется земля.
Надежду на спасение дала полоска суши, которую 4 ноября экипаж разглядел на горизонте. Очертания берега чем-то напоминали окрестности Авачинской губы; иные видели в них камчатскую землю. Высадившись на берег, соорудили нечто вроде землянок: в песке вырыли прямоугольные ямы и сделали над ними крыши из парусов. Больной Беринг лежал не поднимаясь. В предсмертных мучениях он уже не ощущал голода, но холод совершенно его измучил: он зарывался в песок, чтобы хоть немного согреться.
Трижды по его заданию способные держаться на ногах моряки уходили обследовать землю, прежде чем всем стало понятно, что они оказались на необитаемом острове. Предстояла сложная зимовка, которую капитан пережить не смог. 6 декабря 1741 года Беринг скончался. Спустя годы на останках знаменитого морехода следов цинги не нашли, и, возможно, он умер от какой-то другой болезни.
После смерти командора руководство отрядом принял штурман Свен Ваксель, хотя от болезни у него были парализованы руки и ноги. Под его руководством весной выжившие члены экипажа построили гукор «Святой Петр» из остатков разбитого штормом пакетбота. На нем в конце августа 1742 года вернулись на Камчатку. Потребовалось еще немало времени, чтобы добраться до Петербурга и сообщить о кончине Беринга. В это время остальные отряды экспедиции в основном уже закончили работу.
https://dzen.ru/a/ZK_USRMVhmod…=yandex.ru