25 августа 1604 года Лжедмитрий I с войском польских и других наемников начал поход на Москву.
…Григорий Отрепьев происходил из бедного дворянского рода, благодаря способностям оказался в Москве, где служил у Михаила Никитича Романова, однако вынужден был принять постриг, спасаясь от преследований Романовых и их окружения царем Борисом Годуновым. Григорий Отрепьев попал в Чудов монастырь, а затем стал писцом при Боярской думе, где имел определенный доступ к государственным делам. В 1603 году Отрепьев бежал в Речь Посполитую, где обосновался у князя Адама Вишневецкого. Амбициозный Вишневецкий решил использовать самозванца и признал в нем чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Сторону Отрепьева занял и тесть Вишневецкого Юрий Мнишек. Отрепьев имел аудиенцию с королем Сигизмундом, который дал ему финансовую в помощь в обмен на будущие территориальные уступки. Затем Отрепьев принял католичество и женился на дочери Мнишека Марине.
Существует множество иных версий о том, кем был Лжедмитрий I на самом деле. Предположение, что это действительно младший сын Ивана Грозного критики не выдерживает. Конрад Буссов, немецкий наемник на службе в России, считал, что Лжедмитрий – незаконнорожденный сын Стефана Батория. Григорий Отрепьев же был, по его мнению, направлен боярами, желавшими сместить Бориса Годунова, на поиски самозванца в Речь Посполитую. Конрад Буссов был очевидцем Смуты, но его теория также весьма сомнительна, так как Лжедмитрий I очень плохо владел польским языком и письмом. Поход Лжедмитрия I В середине августа 1604 года небольшое войско Лжедмитрия I двинулось в Россию. Границу преодолели в октябре.
Поход Лжедмитрия I на Москву начинался при самых неблагоприятных обстоятельствах. Было упущено лучшее для военных действий время - лето, а также стало известно что крымский хан готовится атаковать московские рубежи. После проволочек со сбором войск, выступить Лжедмитрию удалось только 15 августа 1604 и только в октябре перейти границу Русского царства, когда уже начинались осенние дожди и на дорогах стояла непролазная грязь. У войск самозванца практически не было артиллерии, без которой нечего было и думать о штурме таких мощных крепостей как Смоленск или сама столица. Принимая в расчет это обстоятельство, Лжедмитрий I предпочёл наступать на Москву окружным путем - через Чернигов и Северскую землю.
В то же время, Борис Годунов явно недооценивал угрозу и оказался не подготовлен. Лжедмитрий шел на Москву кружным путем через Северскую землю. Благодаря идее Мнишека, по ходу движения войска развертывалась пропаганда в пользу «чудесным образом спасшегося царевича». Лжедмитрий легко взял сдавшийся Моравск, а затем Чернигов. Новгород-Северский сопротивлялся долго и отчаянно, обороной города командовал человек Годунова Петр Басманов. 18 декабря 1604 года в сражении под Новгород-Северским победили войска Лжедмитрия. В то же время сдался Путивль, затем еще ряд городов (Курск, Кромы и др.), что спасло положение самозванца, т.к. ранее его покинула взбунтовавшаяся часть поляков, а Мнишек выехал в Польшу на сейм.
Многократное увеличившееся войско Лжедмитрия было разбито в битве у Добрыничей в январе 1605 года московским войском. Однако затем победители устроили страшную бойню, истребляя всех, как поддерживавших самозванца, чем вызвали еще большее ожесточение против Бориса Годунова и позволили скрыться Лжедмитрию. После поражения у Добрыничей до лета Лжедмитрий пробыл в Путивле, где активно готовился к будущему правлению. 13 мая 1605 года умер Борис Годунов, это было очень кстати Лжедмитрию. Взятие Москвы После смерти Годунова Боярская дума под давлением Богдана Бельского поддержала приход Лжедмитрия. Самозванцу присягнул и Петр Басманов. Отметим, что вдова Бориса Мария была непопулярна в народе.
Лжедмитрий дошел до Тулы, откуда вел дела уже как царь: составил текст присяги, имел беседу с английским послом и пр. В Москву Лжедмитрий выехал в конце мая, предварительно отправив грамоту с указом устранения врагов.
Вероятно из-за этой грамоты москвичи убили Марию Годунову и ее сына Федора, а дочь Ксению отдали на поругание самозванцу. Все Годуновы были истреблены или сосланы. После этого, 20 июня 1605 года Лжедмитрий I вошел в Москву.