Отражена наиболее решительная и опасная попытка шведов разрушить Санкт-Петербург и уничтожить Балтийский флот.
Наиболее опасным для Санкт-Петербурга было нападение шведов в 1708 году. Тогда шведские войска перешли западную границу России, намереваясь захватить Москву. Одновременно, Карл XII приказал дать серьезную острастку русским в районе Санкт-Петербурга. Обстановка в России в это время была очень тревожной. В начале 1708 года Петр I уехал к армии в Могилев, чтобы возглавить борьбу против Карла XII. На решение этой главной задачи были направлены все ресурсы страны, поэтому оказать помощь Санкт-Петербургу не было никакой возможности.
На этот раз шведы располагали весьма крупными силами, поэтому город подвергался реальной опасности. В Ревеле готовился к походу на Санкт-Петербург отряд генерала Штромберга (9 тысяч солдат), из Финляндии шел корпус генерала Любекера (15 тысяч солдат). С моря Санкт-Петербургу угрожала эскадра контр-адмирала Анкерштерна. Оборону Санкт-Петербурга Петр I поручил Ф.М. Апраксину.
В его распоряжении было 25 тысяч солдат. Но это вместе с гарнизонами крепостей, а для похода и половины не наберем, напомнил обер-комендант Санкт-Петербурга Р.В. Брюс. Флот наш весьма слаб, и потому мысль о генеральной баталии — просто безумство, вторил ему командующий Балтийским флотом К.И. Крюйс. Учитывая это, главная ставка была сделана на внезапность и военную хитрость. Весь июль царило затишье, но было ясно, что неприятель готовится нанести мощный удар.
У Апраксина тоже не было достаточных сил, чтобы разгромить Любекера. Конец этому затянувшемуся противостоянию положил очень интересный случай. В одном из ожесточенных столкновений шведам удалось ворваться в лагерь нашего отряда. В штабной палатке они нашли письмо, в котором Апраксин извещал о скором прибытии подкрепления, по численности значительно превосходящего корпус Любекера. Конечно, это была военная хитрость. Есть даже несколько версий того, кто был автором письма. Возможно, это действительно был Апраксин, хотя другие авторитетные источники указывают на Крюйса.
Главное, что шведы поверили этому письму. Они решили посадить корпус Любекера на корабли и уйти. По мере уменьшения численности оставшихся на берегу солдат, атаки русских становились все более дерзкими и результативными. Наконец, когда на берегу осталось около пяти батальонов, Апраксин решительной атакой захватил весь шведский лагерь. При этом было уничтожено около 900 и взято в плен более 200 солдат. Шведский флот с остатками корпуса Любекера ушел от наших берегов. Позднее шведы признали, что в этом походе Любекер потерял до 5 тысяч человек.
Значение нашей победы
Этим разгромом и бегством закончилось очередное нашествие шведов на Санкт-Петербург. Поразительно, но эта череда крупных поражений ничему не научила шведов, аналогичные планы разгрома Балтийского флота и взятия Санкт-Петербурга они пытались реализовать и в ходе войны 1788—1790 годов. Подробности читайте
здесь . В то же время, разгром хорошо вооруженного корпуса Любекера стал убедительным свидетельством того, что русские быстро усвоили уроки войны и научились побеждать врага меньшим числом. В итоге военных действий в 1701 -1709 годах русские войска и молодой Балтийский флот отстояли Санкт-Петербург, обеспечили воссоединение Ижорской земли с Россией и ее выход на побережье Финского залива. Благодаря этому были созданы условия для развертывания военных действий в Карелии, Финляндии и на Балтийском театре.